• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад по методической теме Изготовление и использование в процессе обучения тактильных книг для незрячих и частично зрячих детей

Доклад по методической теме Изготовление и использование в процессе обучения тактильных книг для незрячих и частично зрячих детей

В данном докладе представлено описание российского стандарта тактильных книг для незрячих детей, а также особенности пропедевтической работы при дополнительном обучении школьников и особенности развития биологических понятий незрячих и частично зрячих школьников при использовании в процессе обучения тактильных книг.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Название методической темы:

Изготовление и использование в процессе обучения тактильных книг для незрячих и частично зрячих детей (доклад)


Доклад по методической теме Изготовление и использование в процессе обучения тактильных книг для незрячих и частично зрячих детей


  1. Описание российского стандарта тактильных книг для слепых детей.

  2. Особенности пропедевтической работы при дополнительном обучении школьников.

  3. Развитие биологических понятий слепых и частично зрячих школьников при использовании в процессе обучения тактильных книг.



1. Описание российского стандарта тактильных книг для слепых детей


Различают два вида тактильных книг:

- ассоциативная книга - сказки, рассказы и т.д., т.е. альтернативный вариант плоскопечатной детской книги с цветными изображениями;

- дидактическая книга (развивающая); должна изготовляться тифлоспециалистами; предназначена для помощи в обучении, познании окружающего мира.

Основные требования к тактильной книге:

- безопасность - избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребёнок может взять в рот;

- прочность книги.

Материалы:

- использование различных материалов: дерево, пластик, различные ткани, мех, кожа, молнии, пуговицы, липучки, крупа, настоящие предметы (кошельки, свистки и т.п.);

- использование старых, ненужных в хозяйстве предметов - обувь, ковры, пластиковые бутылки и т.д.;

- предметы можно пришить, привинтить, приклеить и т.д.

- главное требование к материалам - их безопасность; использовать неядовитые, не токсичные вещества! (Экологически чистые материалы, клей).

Основные принципы изготовления:


  • Используются контрастные на ощупь материалы, контраст фона и предметов.

  • Яркие, контрастные цвета (для слабовидящих).

  • Малое количество предметов на одной странице.

  • Не очень большой формат страниц, чтобы ребёнок мог охватить.

  • Для обозначения низа страницы пришивается шнурок.

  • Предметы можно прикрепить на шнурки, на кнопки, липучки.

  • Обязательно - игровые моменты (например: открывание-закрывание карманов, тренировка мелкой моторики).

  • Должны задействоваться не только осязание, но и слух, обоняние.

  • Переплёт: либо страницы сшиты различными способами, либо связаны шнурком, верёвкой, тесёмкой и т.д.

  • Важно сохранять пропорции предметов.

  • Важно сохранять размер одного и того же предмета на протяжении всей книги (тактильное изображение предмета).

  • Книги могут сопровождаться крупнопечатным текстом (для слабовидящих).

  • Можно увеличивать или уменьшать количество мелких деталей (подробности) в зависимости от цели книги (например: пятнышки на божьей коровке).

  • Важно изображать предмет со всех сторон - спереди, сбоку.

  • Основное требование - прочность книги.

По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей возрастных категорий ее пользователей. В настоящее время несколько западноевропейских стран занято производством тактильных книг. Каждая из них имеет свой подход, свои наработки. Многие издают эти книги большими тиражами, выполняя графические изображения объектов на пластике в виде барельефа и окрашивая их в соответствующие реальному изображению цвета. Эти книги в основном предназначены для детей старшего возраста. Таким способом можно изображать таблицы, наглядные пособия, которые требуются для обучения незрячего ребенка в школе.

ОДоклад по методической теме Изготовление и использование в процессе обучения тактильных книг для незрячих и частично зрячих детейднако эти книги несут в себе один существенный недостаток: пластик - материал не живой, он не подходит для работы с самыми маленькими читателями. Поэтому некоторые страны, такие как Финляндия и Швеция разработали новый стандарт тактильной книги - для маленьких слепых детей. Что собой представляет такая книга? Это - разноцветная книга с рисунками, выполненными из различных материалов, которые на ощупь максимально приближены к оригиналу. Кроме рисунков в книге может содержаться брайлевский и крупнопечатный текст, который является пояснением или вариантом игры с книжкой, или же текст, записанный на кассету, с рассказами или звуками, которые помогут ребенку лучше увидеть изображаемый образ (шум дождя, звук работающего мотора машины, и т.п.). Читая ее, слепой ребенок знакомится со сказкой, животным, предметами домашнего обихода, инструментами, и т.д. Нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть,шелестеть.

Главная функция этой книги - помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. По словам Доктора педагогических наук В.П. Ермакова, широкое использование графических и цветных изображений в учебно-воспитательном процессе позволяет детям с нарушениями зрения приобщиться к научному познанию, расширить свой художественный и социальный опыт.

С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить многие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук.

И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Научившись работать с тактильной книгой, ребенок легко перейдет к осязанию выпуклых рисунков, карт и учебников, выполненных в формате тифлографики.

Именно этот вариант тактильной книги и был взят за основу. СПбГБС приступила к реализации проекта "Создание российской книжки-игрушки для маленьких слепых детей" при поддержке "Института Открытое Общество. Фонд Сороса", в результате чего будет определена методическая основа деятельности по технологии изготовления книги и разработан российский стандарт тактильной книги.

Основными партнерами в осуществлении проекта стали Финская Федерация инвалидов по зрению и Финская библиотека для слепых, с которыми петербургская библиотека тесно сотрудничает на протяжении 10 лет. Кроме того, именно они являются пионерами в области изготовления тактильных книг для маленьких слепых детей.

В рамках проекта в Финляндии состоялся первый семинар по изготовлению тактильных книг, на котором присутствовали специалисты Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых. Были изучены все технологические процессы, освоена методика изготовления книг. С этого момента в Петербурге приступили к изданию собственных тактильных книг. Сейчас организуются семинарские и практические занятия для специальных библиотек северо-запада России по обучению технологии изготовления тактильных книг для детей. Первая демонстрация изданий прошла в мае 2001 года в Нижнем Новгороде на региональной конференции библиотек для слепых. После конференции некоторые российские специальные библиотеки приступили к изданию собственных тактильных книг. У каждой библиотеки появились свои интересные задумки, наработки.

КДоклад по методической теме Изготовление и использование в процессе обучения тактильных книг для незрячих и частично зрячих детейаждая книга уникальна и требует индивидуального подхода и воплощения. При выборе темы необходимо прежде всего руководствоваться интересом ребенка и ориентироваться на определенный образ.
Основная задача - дать слепому ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.

Первый этап в работе над созданием книги - "придумать", представить ее. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми. Отсюда вытекает выбор формата и вида книги (традиционная со сшитыми или связанными шнурками страницами, книжка - раскладушка, книжка - коврик, и другие варианты). Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т.к. у слепых есть "ощущение света", а также контрастной (для слабовидящих детей). Материалы используются любые - ткань, дерево, картон, пластик, поролон, металл, и т.д. Основные требования - прочность, безопасность и нетоксичность. Можно использовать настоящие предметы быта, если они соответствуют требованиям.

Второй этап работы - нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице. Третий этап - сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует подумать о том, что фон и предметы должны быть контрастными.

СДоклад по методической теме Изготовление и использование в процессе обучения тактильных книг для незрячих и частично зрячих детейледующий этап - прикрепление предметов к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить неядовитым клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек, чтобы они не потерялись. Очень важны для ребенка игровые моменты, когда он может что-то открыть, закрыть, засунуть куда-то руку или предмет, найти его где-нибудь, когда предметы издают звуки, запахи, с ними можно поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия, и т.д., молнии пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит, и т.п.

Затем к странице прикрепляется брайлевский и крупнопечатный текст. Его можно приклеить, пришить, засунуть в прозрачный карман. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур, чтобы обозначить низ страницы. После этого каждая страница сшивается в виде "мешка". Желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не поцарапался. В каждый "мешок" вкладывается основа, например, лист плотного картона с закругленными уголками, он может быть обклеен мягким материалом, либо это может быть лист плотного поролона. Его назначение - держать форму страницы. После этого страницы соединяются вместе.

Окончательное оформление: лучше, чтобы обложка книги застегивалась на пуговицу, липучку, либо завязывалась на шнурки, чтобы мелкие детали, предметы не выпадали из нее.

В конце 2001 года состоялся второй практический семинар по изготовлению тактильных книг в Финской Федерации инвалидов по зрению для специалистов СПбГБС. Далее, совместно с российскими библиотеками, имеющими опыт в изготовлении тактильных книг, будет разработан окончательный вариант российского стандарта. Сейчас выработаны основные моменты, которые необходимо учитывать при издании любого варианта тактильной книги.

Затем были организованы семинары-практикумы "Восприятие первых тактильных книг незрячими детьми-дошкольниками" на базе Консультативно-практического центра по реабилитации детей со зрительной патологией дошкольного возраста (04.10.01, 29.10.01, 22.02.02). Это было очень полезно для участников проекта, т.к. именно здесь изготовители книг получали оценку своим работам не только из уст специалистов дефектологов, но и маленьких детей с различной степенью зрительной патологии, которые непосредственно занимались с книгами.

21-22 февраля 2002 года в СПбГБС состоялся региональный семинар-практикум "Технология изготовления тактильной книжки-игрушки и её воздействие на маленьких слепых детей". В работе семинара приняли участие представители специальных библиотек не только Северо-Западного региона России, но и представители центрального и южного регионов. Организаторами семинара были привлечены очень известные деятели в области дефектологии: профессор кафедры общей специальной педагогики международного Университета семьи и ребёнка им. Рауля Валленберга Феоктистова Валентина Александровна, заместитель директора Консультативно-практического центра по реабилитации детей со зрительной патологией дошкольного возраста Рудакова Людмила Александровна, преподаватели кафедры тифлопедагогики дефектологического факультета Санкт-Петербургского Педагогического университета. Всё это, несомненно, сказалось на уровне семинара и сделало возможным обучение специалистов из других регионов России технологии изготовления тактильных книг для слепых детей.

2.Особенности пропедевтической работы при дополнительном обучении школьников

Основные задачи при обучении слепых, частично зрячих и слабовидящих детей - это коррекция, компенсация и восстановление нарушенных и недоразвитых функций.

Эти задачи обуславливают необходимость пропедевтической работы и при дополнительном обучении школьников. Пропедевтическая работа может осуществляться в видах деятельности, характерных для нормальных детей младшего возраста. Таким видом деятельности является изготовление объёмных наглядных пособий для уроков «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение», а также изготовление пособий для слепых и частично зрячих детей.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Целью занятий по изготовлению пособий является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Это даёт им возможность наиболее точно представлять предметы и пространство. Усвоение биологических понятий и представлений происходит на более высоком качественном уровне при органическом соединении практической деятельности слабовидящих школьников с их теоретическим обучением.

У слепых, частично зрячих и слабовидящих детей страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. Эти отклонения могут быть скорректированы на занятиях кружка в процессе формирования у обучающихся бисенсорного и полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.

Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют обучающимся с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретного учебного предмета.

Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцированные восприятия.

Одновременно с развитием осязания и мелкой моторики рук у слабовидящих детей при изготовлении наглядных пособий из меха, ткани, пластилина и бумаги осуществляется коррекция восприятия цвета и формы составных частей модели, соотнесение их размера, формы и взаимного расположения, развиваются объёмные представления.

В занятия обязательно включаются упражнения для рук, самомассаж.

Познавательная деятельность протекает в форме практической деятельности с предметами и включает в себя выполнение обучающимися целой системы умственных действий:

- пользование устными и письменными инструкциями;

- планирование предстоящей работы;

- производство измерительных операций;

- контролирование своей работы и работы товарища;

- установление причинно-следственных зависимостей в процессе изготовления изделия;

- отчёт о выполненной работе, её описание и т.д.

Работа над изготовлением пособия для слепых и частично зрячих детей осуществляется по следующим этапам:

  1. Знакомство с изделием, которое предстоит выполнить.

  2. Составление плана работы над изделием.

  3. Изготовление изделия.

  4. Отчёт о выполненной работе.

  5. Оценка работы.

3.Развитие биологических понятий слепых и частично зрячих школьников при использовании в процессе обучения тактильных книг.

Известно, что потеря зрения значительно ограничивает и изменяет способ чувственного познания человеком окружающего мира.

Ведущее зрительное восприятие, доставляющее человеку наибольшее количество информации, практически замещается у слепого осязанием и слухом, которые частично заполняют пробелы чувственного опыта, хотя и не могут передать специфику зрительных ощущений.

Речь же слепого не перестраивается коренным образом, как его чувственное познание.

У слепых детей возникают трудности при понимании и объяснении ими слов и фраз, а также при пересказе текстов, связанных с описанием конкретных предметов, явлений и их свойств.

Слепые дети могут длительное время оперировать усвоенными при речевом общении словами, не представляя себе обозначаемых ими предметов. Это становится причиной формальных, недостаточно осмысленных знаний и затрудняет речевое развитие. Эти особенности являются следствием потери зрения, усугубляются неблагоприятными для слепого условиями развития и должны преодолеваться в процессе обучения.

Конкретизация речи слепых детей, т.е. расширение их чувственного опыта с ростом словаря, составляет один из основных принципов тифлопедагогики. В различные периоды развития тифлопедагогической науки этот принцип объяснялся и применялся по-разному. Если в начале развития тифлопедагогики обучение слепых строилось преимущественно на основе словесных методов, то в дальнейшем наблюдается стремление ввести наглядное обучение в школы слепых и коррегировать в некоторой степени вербализм в обучении, связывая речь с конкретными представлениями об окружающих предметах. Для систематического обследования предлагались коллекции моделей предметов, малодоступных для осязания, особенное значение для развития познавательных процессов слепого придавалось специальной организации внешних условий окружающей его среды.

При использовании в процессе обучения тактильных книг осуществляется конкретизация и развитие изучаемых на уроке понятий. Наиболее удачно удаётся соединить способы конкретизации незнакомого материала с приёмами словесного его объяснения. Особенно важно втянуть детей в коллективную беседу, в игру, затем совершить экскурсию в сад, в огород, во двор. Всё это должно сопровождаться рассказами, расспросами, движениями, непосредственным обследованием, фиксацией своих представлений в форме лепки, рисования, моделирования. Важно изменять тематику занятий в связи с материалом, прорабатываемым в классе. Значение занятий с тактильными книгами в том, что:

  • они вызывают в детях интерес ко всему окружающему;

  • они «развязывают язык» у слепых, обогащая их речь новыми словами и понятиями;

  • они содействуют прояснению и расширению детских представлений, конкретизируя, таким образом, речь слепого.

Мышление детей с самого начала и на всём протяжении развития формируется на основе богатого чувственно-наглядного и действенного опыта. Поэтому оно имеет наглядно-образный характер. На уровне конкретного мышления дети объединяют предметы в целостные группы. Выделение существенных признаков предметов на основе отмеченного ребёнком сходства между ними является высшей ступенью наглядного мышления.

Развитие понятий предполагает три непременных условия:

1. Обобщение чувственно воспринятых конкретных предметов в целостную группу с помощью общего имени.

2. Выделение и отвлечение ряда существенных признаков предмета.

3. Связывание этих признаков на новой логической основе и оперирование ими за пределами опыта.

У слепых детей группы предметов, вызываемые в памяти вместе с их названиями, бывают более бедными по количеству и качеству входящих в них элементов, чем соответствующие группы предметов у зрячих детей.

Замедленность и более слабая дифференцированность осязательного восприятия (в сравнении со зрительным), обеднённость и разрозненность представлений о различных предметах, явлениях, процессах, а также замедленное их накопление затрудняют чувственный анализ и синтез. Поэтому многие незнакомые предметы сопоставляются и обобщаются слепыми детьми по случайным признакам.

Недостаток чувственных впечатлений, связанных с названием определённой группы предметов, препятствует формированию адекватных обобщений, заключённых в слове.

Сама способность к обобщению у слепых детей не нарушается, но их обобщения в ряде случаев имеют неадекватное содержание, такие обобщения получают у слепых детей широкое распространение в области обеднённого чувственного опыта.

При работе с тактильными книгами, чтении, обследовании предметов, в игре чувственный опыт слепого ребёнка обогащается, что способствует правильному формированию представлений об изучаемых предметах, формированию понятий, обощённости восприятия и развитию мышления.



© 2010-2022