Теоретические основы занятий с родителями подростков

- Словосочетание «подростковый кризис» известно даже людям, далеким от психологии, однако родители не всегда вспоминают о нем, когда сталкиваются с реальными проявлениями негативизма (немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных) у своего взрослеющего ребенка.- С другой стороны, образ «бунтующего подростка», созданный популярной психологией в СМИ, не всегда соответствует действительности.- Родите...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья и подросток (слайд 1)

Теоретические основы занятий с родителями подростков.

(слайд 2) Словосочетание «подростковый кризис» известно даже людям, далеким от психологии, однако родители не всегда вспоминают о нем, когда сталкиваются с реальными проявлениями негативизма (немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных) у своего взрослеющего ребенка. С другой стороны, образ «бунтующего подростка», созданный популярной психологией в СМИ, не всегда соответствует действительности. Родители должны знать и о том, что подростковый кризис не всегда протекает бурно, т.к. изменения в социальной ситуации развития подростка происходят постепенно, и он сам успешно приспосабливается ко многим из них. С другой стороны, у подростков, растущих в условиях гиперопеки (особенно у девочек), часто даже повышается конформность (податливость человека реальному или воображаемому давлению группы) и зависимость от родителей. Это служит своеобразной защитой от близкого выхода в самостоятельную жизнь и крайне затрудняет личностное развитие подростка, являясь очень «удобным» для родителей, склонных к чрезмерной опеке. Подростковый возраст взрослеющего ребенка - это новый этап в развитии всей семьи. Поэтому, специалистам, для работы с такими родителями необходима программа проведения обучающих занятий. Каковы же практические рекомендации по составлению программы и ведению групповых занятий с родителями подростков? (слайд 3)

Необходимо хотя бы один раз собраться с ними для обсуждения программы. Оптимально, если группа родителей поработает над теми же темами, что и группа подростков. Это поможет им четче сформулировать собственную позицию, а также вспомнить то, как они сами, будучи подростками, получали информацию о сексуальной жизни, об алкоголе и наркотиках и других «сложных» темах. Родителей интересуют темы, ставшие уже традиционными при обсуждении подросткового возраста:

  • Передача ребенку самостоятельности, пересмотр границ и обязанностей, выработка осознанного отношения к проявлениям эмансипации со стороны подростка;

  • Решение конфликтов, поддержание или установление потерянной эмоциональной близости с ребенком, взаимного доверия;

  • Профилактика алкоголизма, наркомании; мотивация на выбор профессии и продолжение учебы; обращение подростков с деньгами, самостоятельные ночевки и др.

  • А также проблемы, появившиеся сравнительно недавно. Во-первых, это гэмблинг (зависимость от азартных игр), а также зависимость от компьютерных игр и Интернет-зависимость. Во-вторых, родителям все сложнее разобраться в разнообразии новых молодежных субкультур (смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности) и их подвидов - Родители могут задать специалисту любые вопросы, например такой: - «Почему моя дочь покрасила волосы в розовый цвет? Она говорит, что была «нормальным» эмо, а стала «запущенным». Поэтому педагог должен знать и понимать о чем идет речь. У Интернет - сообществ развивается даже свой язык, который должен быть знаком ведущему из первых рук, благодаря доверительным отношениям с подростками. Неформальные отношения с подростками в сложившейся ситуации - не просто дань «демократичности» программы, но единственная возможность идти в ногу с развитием молодежной субкультуры.

Иногда родителям нужно помочь увидеть, что их ребенку плохо. Дело в том, что общаясь с ребенком каждый день, можно не заметить происходящих в нем изменений. Однако очень важно оказать подростку быструю и своевременную помощь. Родителям, посещающим групповые занятия, помогают увидеть эти изменения. И они совместно обсуждают возможные меры. (слайд 4) Итак, симптомы, на которые следует обращать внимание родителям, например:

  • Очевидная агрессивность

  • Прогулы в школе

  • Восприимчивость к болезням

  • Замкнутость - нежелание общаться

  • Беспокойство - неудовлетворенность

  • Пассивность - апатия

  • Деструктивность (агрессия, разрушение, ненависть), которая может проявляться в агрессивном стиле одежды, украшениях и косметике, прослушивании агрессивной музыки.

  • Самодеструктивные действия (нанесение себе порезов, ран; разбитые кулаки и т.д.)

(слайд 5)

Уровни поддержки родителям по программе «Активная поддержка родительства» реализуются посредством следующих видов деятельности:

  • Повышение родительской компетентности, т.е. в процессе психолого-педагогического сопровождения семьи задача специалистов - дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье

  • Проведение мастер - классов

  • Создание библиотеки полезных материалов

  • Консультации психолога

  • Разработка и ведение дистанционных курсов

  • Проведение групповых дискуссий и ролевых игр; приведу темы нескольких занятий для родителей детей от 11 лет и старше:

Занятие 1 - образцы (на нем рассказывается, что родитель - это главный образец для подражания и важно помнить, что ребенок копирует и хорошие и плохие черты характера взрослого)

Занятие 2 - Когда ребенку плохо

Занятие 3 - Алкоголь, наркотики, табак

Занятие 4 - Интернет

На каждом таком занятии проводятся ролевые игры. Одну из таких ролевых игр мы проведем сейчас, на обдумывание дается 2 мин.

Ролевая игра:

Сын-подросток сидит за компьютером. Мать входит, и сын быстро переключается с игры на написание сочинения. Мать напоминает ему, что нужно закончить уроки - пора ложиться спать, завтра в школу. Сын отвечает, что ищет в Интернете материал для сочинения. Мать недоверчиво смотрит на него, но все же оставляет его со словами: «Ну ладно, только недолго». Чуть позже она снова входит в комнату сына, и все повторяется заново. Он отвечает, что уже скоро заканчивает, и что мать может ложиться спать. На следующее утро мать стучит в комнату сына, зовет его, но ответа нет. Она входит, и видит, что сын спит возле компьютера - голова на левой руке, правая рука на кнопке мыши. На экране компьютера - компьютерная игра Counterstrike.

Вопросы: Как в таком случае реагировать родителю? Что правильно, что неправильно? Кто сталкивался дома с подобными ситуациями?

После дискуссии родителей по этой ситуации им можно задать домашнее задание:

Проконтролировать, какие страницы в Интернете посещает ребенок. Обсудить эту проблему дома.


Подготовила Сиротенко Н. А.

© 2010-2022