Обучение в сотрудничестве как одна из педагогических технологий

Данная статья содержит только теоретическое описание педагогической технологии "Обучение в сотрудничестве".   В статье представлено подробное описание технологии "Обучение в сотрудничестве", представлена общая стратегия организации занятий в рамках обучени в сотрудничестве, принципы такого обучения, признаки и характерные черты. тезисы: - общая стратегия организации занятий в рамках обучения в сотрудничестве выглядит так: А)  Учитель планирует каждый этап работы в группах; Б) Учитель тщательно о...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение в сотрудничестве как одна из педагогических технологий

Общая стратегия организации занятий в рамках обучения в сотрудничестве

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Поэтому для массовой школы представляется наиболее интересным опыт обучения в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход, особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание обучения, позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния.

Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. «В ситуации обучения в сотрудничестве взаимодействие определяется взаимозависимостью позитивной цели и индивидуальной ответственности». (Johnson & Johnson 1998) Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если объединить ребят в небольшие группы (по 3 - 4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет школьника равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Идея обучения в сотрудничестве получила свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея чрезвычайно гуманна по своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах разных стран.

Общая стратегия организации занятий в рамках обучения в сотрудничестве выглядит так:

А) Учитель планирует каждый этап работы в группах;

Б) Учитель тщательно объясняет классу, как нужно работать в группах, и как эта работа будет оцениваться. Он объясняет цели этой работы, значимые определения для данной работы;

В) Учитель дает навыки, которые обеспечивают успех учащихся в группе;

Г) Учитель всегда думает над «ученическими контактами».

Принципы обучения в сотрудничестве

Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве:

  • Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав (это так называемые базовые группы). Если работа по каким-либо причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.

  • Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).

  • Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (то есть оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда и не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда.

  • Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (в моем предмете это касается главным образом лингвистических, лексических, грамматических знаний и ориентировочной основы действий). Если слабый школьник в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное / неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

Признаки обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве характеризуется следующими признаками:

  • Учение - активный процесс, где учащиеся ассимилируют информацию, перерабатывают ее в новое знание, которое соотносят с системой предыдущих знаний.

  • Учение предполагает некий вызов, который открывает двери активному взаимодействию с партнерами, а также процессу синтеза информации в противовес механическому его запоминанию и воспроизведении.

  • Учащийся получает значительно больше в ситуации, когда ему предоставлена возможность работать с несколькими точками зрения людей с разными мировоззрениями.

  • Учение процветает в обстановке, где учащиеся разговаривают друг с другом. Во время этой интеллектуальной гимнастки учащиеся создают систему и аргументацию данного рассуждения.

  • В обучении в сотрудничестве учащиеся напряжены эмоционально т социально в тот момент, когда они знакомятся с различными взглядами на одну проблему, и им необходимо четко формулировать и защищать свою точку зрения. В этом процессе учащиеся начинают создавать свою уникальную концептуальную структуру, а не полагаются исключительно на мнение экспертов или учебника.

Черты обучения в сотрудничестве

Из описанного ранее ясно, что обучение в сотрудничестве - это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп. Это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Процесс группового обучения имеет такие основные отличительные черты, как:

* участие при обучении в сотрудничестве

Групповое участие способствует расширению информационного поля отдельно взятого учащегося и всей группы в целом. Они учатся работать вместе, обсуждать проблемы, принимать коллективные решения и развивать свою мыслительную деятельность.

* социализация

Учащиеся учатся задавать вопросы, слушать своих коллег, следить за выступлением других учащихся и интерпретировать услышанное. При этом постепенно приходит понимание необходимости активного участия в работе группы, ответственности за свой вклад в процесс коллективной работы.

* общение

Учащиеся должны знать, как и когда надо задавать вопросы, как организовать дискуссию и как ею управлять, как мотивировать участников дискуссии, как говорить, как избежать конфликтных ситуаций и пр.

* рефлексия

Эта способность зависит от степени сложности внутреннего мира человека и от его обучения. Учащиеся должны научиться анализу собственной деятельности, должны понять, как оценить результаты совместной деятельности, индивидуальное и групповое участие, сам процесс.

* взаимодействие для саморазвития

Учащиеся должны осознать, что успех их учебной деятельности зависит от успеха каждого отдельного учащегося. Они должны помогать друг другу, поддерживать и вдохновлять друг друга, помогать развиваться, так как в условиях обучения в сотрудничестве это необходимый «взаимовыгодный» процесс. При этом каждый отвечает за всех, за все, за весь учебный процесс.

Обучение в сотрудничестве характеризуется также следующими специфическими чертами:

* Ученик должен исследовать, а не следовать указаниям учителя.

* Учитель не имеет право давать окончательное заключение о том, что «правильно», а что нет.

* Учитель воодушевляет и принимает инициативу и автономность ученика.

* Важно использовать первичные источники и данные, интерактивные средства обучения, наглядные пособия, когнитивную терминологию.

* Ответы ученика должны стать движущей силой урока, учебных стратегий и содержания образования.

* Учитель должен узнать о том, как ученик понимает определения, термины, прежде чем предлагать свое понимание.

* Учитель должен побуждать ученика рассуждать.

* Учитель должен вовлекать ученика в виды учебной деятельности, требующей построения гипотез и проведения дискуссий.

* Учитель должен давать ученику достаточное количество времени на обдумывание.

* Учитель должен давать время на сознание межпредметных связей и связью с жизнью, а также на сознание метафор.

* Учитель должен поощрять любознательность ученика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Johnson, D. & Johnson, R. (1998). Cooperative learning and social interdependence theory: Cooperative learning. co-operation.org/pages/SIT.html*

  2. Kagan, L., Kagan, M., Kagan., S. (1997). Cooperative learning structures for teambuilding. San Clemente, CA: Kagan Cooperative Learning.

  3. Аронина Л.И. Современные проблемы преподавания иностранных языков в школе и в вузе. Самара, 1993, №1

  4. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.,1999. - 536 с.

  5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.: Иностранные языки в школе, 2000, №2

  6. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. М.: Иностранные языки в школе, 2000, №1

  7. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2000, №6

  8. Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2001, №1

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособиею М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  10. Селевко Г.К. Школьные технологии. Профессиональная библиотека учителя. Личностный подход. 1999, №6

  11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование. М.: Директор школы, 1997, №1



© 2010-2022