- Преподавателю
- Другое
- Cценарий экскурсии в школьную библиотеку
Cценарий экскурсии в школьную библиотеку
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нартова С.А. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ИЗ КОПИЛКИ БИБЛИОТЕКИ
МБОУ «САДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК В 3-ем КЛАССЕ
Тема: «Будем с книгой дружить».
Цель: Изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.
Задачи:
-
знакомство с историей возникновения книг;
-
развитие внимания, творческих способностей;
-
привитие интереса к чтению
Оформление: выставка книг
Оборудование: медиапроэктор
ХОД УРОКА
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Еще в древности люди создали семь чудес света. Но есть и еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.
Ребята, догадались, о чем идет речь? (Ответы детей)
Правильно! Это книга. Книгу воспевали и в прозе, и в стихах. И говорить мы сегодня с вами будем о книгах, истории их возникновения, значении книг в жизни человека, о бережном отношении к книгам.
Чтецы:
1.Книга!
Великое слово!
Я оду тебе пою!
Тебя от души воспеваю,
Люблю я тебя, люблю!
Оду пою я книгам -
Не в силах я им изменить.
Они только могут в мире
На все ясный свет пролить.
2.Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и приданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Библиотекарь: Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг. Сегодня мы совершим путешествие в мир Книги. А что нам для этого надо? Ну, конечно же, карта. Садитесь поудобнее, и - в путь!
Много интересного, нового мы узнаем сегодня, побываем в далеких странах, совершим путешествие в прошлое, встретимся с магистрами - учёными. И первая станция, где мы сделаем остановку, называется «ИСТОРИЧЕСКАЯ».
Магистр 1: Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик.
- Древние индейцы использовали узелковое письмо. Здесь все играло роль - цвет веревки, величина узелка, его расположение. (макет)
- В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, и нанизывали их на крепкую бечевку. (макет)
- Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали, из них составлялись книги и даже целые библиотеки. (макет)
- А во 2 веке до н.э. мастера в Пергамском царстве изготовили из кожи животных новый материал для письма - пергамент. (макет)
- В средние века римляне писали книги от руки на листах пергамента, сворачивая готовые листы в свитки. Чуть позднее листы пергамента стали соединять в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе, и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой вы привыкли.
Рукописная книга, украшенная рисунками-миниатюрами, стоила столько же, сколько целое поместье. (макет)
- Но росла культура, книг требовалось все больше и больше. Наконец было изобретено книгопечатание.
- В России книги начали печатать в середине XVI веке. Первым русским типографом был Иван Федоров. (фото)
- В настоящее время в отделе редких книг одной из самых крупных библиотек мира - Государственной библиотек им. Ленина в Москве хранятся миллионы книг. Среди них и самые первые книги - громадные тома высотой больше полутора метров, есть и книги - малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку.
Библиотекарь: А вот и следующая станция, и называется она «ФОЛЬКЛОРНАЯ».
Были времена, когда люди не умели ни читать, ни писать. Все, что они знали, передавалось устно от старших младшим. К устному народному творчеству относятся народные сказки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки. Встречают нас здесь магистр - учёный.
Магистр 2: Здравствуйте, ребята! Я приготовила для вас задание.
Первое задание заключается в том, что вам необходимо узнать пословицу по ее началу.
-
Книга мала, а … (ума придала);
-
Выбирай книгу, как … (выбираешь друга);
-
Книга - твой друг, без нее … (как без рук);
-
Книга не самолет, а за … (тридевять земель унесет).
Второе задание любимые вами загадки:
1) С горы бросишь -
Не разобьется.
В воду бросишь -
Размокнет. (Бумага)
2) Черные кривые,
От рождения немые,
Встанут в ряд - заговорят. (Буквы)
3) Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)
4) Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю -
Где была пуста, там, глядишь - красота. (Карандаши)
Магистр 2: Молодцы, ребята! Отлично справились с моими заданиями. Можете отправляться дальше в путь.
Библиотекарь: Вот мы и на станции «СКАЗОЧНАЯ».
Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.
Магистр 3: Смотрите, какой красивый и необычный цветок у меня. Ребята, кто знает, что это за цветок? (Ответы детей: В. Катаев «Цветик-семицветик»)
Здесь что-то написано:
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
Предлагаю каждому, ребята, выбрать по лепестку, и прочитать задание, которое написано на обратной стороне. А всем ребятам необходимо внимательно слушать, и правильно назвать сказку или героя сказки.
1.Скок-поскок, скок-поскок -
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … (Горбунок)
2.Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)
3.Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)
4.Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)
5.Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Громов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … («Белоснежка и семь гномов»)
6.Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый … (Карлсон)
7.А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
Магистр 3: Великолепно справились и с этим заданием! Молодцы, ребята! Отправляемся дальше.
Библиотекарь: И следующую нашу остановку мы совершим на станции «ДИАФИЛЬМ». Догадались, о чем пойдет речь? (Ответы детей) Да, мы будем смотреть диафильм русская народная сказка «По щучьему велению».
(Просмотр диафильма)
Библиотекарь: Вот и подошло к концу наше путешествие. На прощание я хочу пожелать вам, ребята, успехов в учебе, крепкой дружбы с верным другом и помощником - книгой. А чтобы книга служила вам долго, вручаю памятку, в которой книга обращается к вам с просьбой бережно относиться к ней и беречь ее.
(Вручение памяток)