Специфика познавательной деятельности у детей в специальных школах

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специфика познавательной деятельности у детей в специальных школах

Все знают, что дети с задержкой психического развития отстают от обычных сверстников. Чтобы помочь таким детям и жить полноценной жизнью, имеются специальные образовательные школы. Правильное понимание проблемы, основные познания в особенностях познавательной деятельности детей, их сохраненные качества психики и понимающее отношение психологов и педагогов поможет таким детям преодолеть имеющиеся дефекты. Дефекты познавательной деятельности обычно проявляются в следующих процессах: память, внимание, восприятие, мышление. Методы это способы обучения учащихся знаниям и умениям, развития способностей учеников под руководством учителя. В зависимости от источников знаний методы разделяют на три основные группы: словесные (беседа, рассказ учителя), наглядные (наблюдения, демонстрация), практические (упражнения, графические) Только при использование слова, наглядности и практической деятельности умственно отсталые ученики усваивают знание, в и коррекционной школе используется все три эти основные методы.

Память - это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведя информации. Умственно отсталым учащимся свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памятью. Так, если в норме продуктивность произвольного запоминания всегда оказывается выше, при умственной отсталости результаты произвольного и непроизвольного запоминания находятся на одинаково низком уровне. В основе недоразвития памяти лежит туго подвижность, инертность отражения окружающей действительности, а также недостаточность. Общее направление развития памяти у умственно отсталых детей те же, что и в норме. Любой материал для запоминания должен быть предъявлен при усиление мотивации, включение на содержание, а не на форму запоминаемого. Для повышение продуктивности памяти необходимо формирование специальных установок, обучение о посредственному запоминанию. Таким образом, коррекция монистической деятельности тесно связана с развитием мышления.

Внимание - это сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности, соответственно, внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с вышей нервной деятельностью. Так, у детей с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объем и переключаемость внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребенка. Отмечается динамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частному охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер. Таким образом, при умственной отсталости ни одно из свойство внимания не остается тем или иным образом, не задетым патологическим отклонением. Однако специалистами выявлены возможности коррекции недостатков внимания у детей в процессе обучения, что наблюдения имеют большое значение в преподавании. В процессе наблюдения у учащихся развивается наблюдательность, формируется некоторые практические умения и навыки. Такой вид работы особенно важен в работе с умственно отсталыми детьми, так как у этих детей неустойчивое внимание, они с трудом запоминают главное из многочисленных деталей.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на анализаторы. Восприятие требует более сложной аналитико - синтетической деятельности головного мозга, так как оно отражает предметы и явления в целом. У умственно отсталых детей развитие ощущения и восприятия происходит значительно медленнее, чем в норме. Однако нарушения восприятия носят динамический характер, под влиянием коррекционного обучения недостатки сглаживаются. Особое значение при этом имеет организация восприятия, словесная регуляция персептивной деятельности, установление межсенсорных взаимодействий.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения мозгом окружающего мира, высшая форма отражения. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения). Умственно отсталым детям свойственно нарушение всех операций мышления (слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение с опорой на несущественные признаки и т. д) при этом темп мышления умственно отсталого школьника замедлен, тугоподвижен. Наибольшие нарушения отмечаются в словесно-логическом мышлении, наиболее сохраненным является наглядно-действенное мышление. Такие недостатки мышления умственно отсталых учащихся, как снижение критичности, нарушение регулирующей роли мышления, конкретность, непоследовательность, стереотипность и нарушение целенаправленности непосредственно связаны с недоразвитием личности и отклонениями в поведении. Специалисты отмечают, что недостаточно развитое умение связно излагать свои мысли, бедность словаря, неумение планировать свою деятельность, различные речевые дефекты умственно отсталых школьников усложняют усвоение знаний. Использование на уроке разнообразных видов работ постепенно помогает ученикам преодолеть их недостатки, при умственной отсталости нарушения мыслительной деятельности является наиболее выраженным и стойким - это обусловлено такими ядерными симптомами умственной отсталости, как слабость ориентировочной деятельности, низкая восприимчивость ко всему, новому, недостаточная познавательная активность. Однако ребенок, имеющий снижение интеллекта в степени умеренной умственной отсталости, является развивающейся личностью со всеми присущими ей качествами. Формирование личности как нармального, так и умственно отсталого ребенка происходит под воздействием ряда социальных и биологических факторов. Органическое поражение ЦНС оказывает влияние на развитие личности. Интеллектуальная недостаточность и различные расстройства эмоционально - волевой сферы затрудняют процесс формирования направленности личности, под которой психологии понимается система мотивов, определяющая стиль поведения.

Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у умственно отсталых формируется медленнее, чем у нармально развивающихся сверстников. Их самооценка в большей степени, чем у нармальных сверстников, зависит от оценки учителя и окружающих. Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки так как большинство школьников с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка умственно отсталых учащихся корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной. Немаловажную роль играет привлечение школьников к различными видам труда. Отмечая особую сложность работы по воспитанию личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, специалисты подчеркивают ее необходимость, так как это - аспектов проблемы социальной адаптации умственно отсталых. Обучение труду и профессиональная подготовка учащихся специальной школы направлена на устранение нарушений познавательной деятельности, развитие личности и социальную адаптацию в целом. В условиях же положительного отношения к ребенку, коррекционно - развивающего обучения в специальной школе появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта. Итак практические работы по предметам, проводимые с учениками коррекционной школы, имеют не только общеобразовательный, но и большой коррекционный смысл. Учащиеся усваивают определенные знания, приобретают жизненно важные навыки и овладеют в доступной им форме принципами познания: учатся наблюдать, делать выводы и обобщения из наблюдаемого, проверять элементарные суждения, т. е учатся тому, что необходимо им в трудовой жизни.

© 2010-2022