Рабочая программа объединения Художественное конструирование

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
станция юных техников станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район



Утверждаю

Директор МБОУДОД СЮТ

_______________ Л.С.Кондрико

Протокол педагогического совета

от «____»_________20___ г. № ____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)


«Художественное конструирование»

(наименование объединения)


_______«Начальное художественное конструирование из различных материалов_______

(наименование учебной дисциплины, курса)


_____________________1 год_____________________

(срок реализации программы)


_____________________модифицированная____________________

(вид программы)


______________________7-14 лет_______________________

(возраст обучающихся)


Педагог дополнительного образования

Вичужанина Светлана Николаевна



станица Ленинградская

2015 год


I. Пояснительная записка

На занятиях объединения дети учатся ориентироваться в современном мире, создавать подарки, сувениры своими руками.

У учащихся школьного возраста огромная фантазия, которая с возрастом снижается, поэтому нужно постараться удержать и развивать эту фантазию, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.

В программе большое внимание уделяется развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний.

Программа кружка «Художественное конструирование» построена на основании программ: «Начальное техническое моделирование» (автор: А.П.Журавлева), «Начальное техническое моделирование» (автор: Е.В.Денисов), рекомендованных управлением внешкольного дополнительного образования Министерства образования Российской Федерации для учреждений дополнительного образования и образовательных школ. -«Техническое творчество учащихся», М.: «Просвещение», 1995: «Изобразительное искусство» (автор: Т.М. Федорова), Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ. /сост. А.Г.Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004. Однако данные программы не учитывают возможности и специфику работы сельской СЮТ, внесенные изменения и дополнения, позволяют учесть местные условия и возможности. В зависимости от наличия материалов, интересов и склонностей учащихся, возможностей и опыта педагога работающего по данной программе, рекомендуется вносить в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, разнообразить способы воплощения данной программы.

Программа кружка «Художественное конструирование» направлена на развитие и реализацию декоративно-прикладного творчества у воспитанников.

Актуальность данной программы состоит в том, что она вводит ребенка в удивительный мир творчества и даёт возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы. Она позволяет развить творческую самостоятельность, фантазию учащихся, оказывать помощь школьникам, проявляющим интерес к художественному конструированию, рисованию, лепке, оформительской деятельности, имеющим творческие наклонности и способности к прикладному творчеству, а так же помочь выявить у детей эти наклонности. Программа призвана развивать у детей творческий потенциал.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков декоративно-прикладного искусства.

Цель программы:

  • раскрыть перед обучающимися социальную роль декоративно-прикладного и народного искусства;

  • формирование практических навыков;

  • развитие конструкторских и художественных способностей детей;

  • воспитание умения видеть, чувствовать, понимать, создавать прекрасное;

  • сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Задачи:

Обучающие:

- формировать у школьников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

- познакомить детей с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- обучать элементам графической грамотности;

- дать общее представление о материалах, используемых в работе, их свойствах, способах их обработки;

- научить детей владеть разными техниками во время работы с инструментами и материалами.

Развивающие:

- создавать благоприятные условия для развития личности ребенка, способствующие раскрытию его творческих способностей;

- формирование коммуникативных качеств личности при работе в парах, группах, с педагогом;

- развивать мышление, внимание, память, воображение, настойчивость, познавательные способности;

- учить анализировать, выделять главное;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывающие:

- воспитывать гармонично-развитую личность;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережливость;

- воспитывать культуру поведения, чувство коллективизма, умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь;

- создавать творческую атмосферу, устанавливать межличностные отношения с воспитанниками и их родителями.

Основные принципы работы по программе:

  • принцип тесного сотрудничества детей, педагогов и родителей;

  • принцип развивающего обучения;

  • учет индивидуальных и половозрастных особенностей детей;

  • принцип системности и последовательности.


Условия эффективной реализации программы
  1. Компетентность педагога.

  2. Изучение методической литературы, работа по самообразованию.

  3. Сбор материала в педагогическую папку-копилку: конспекты открытых занятий, разработки, программы.

  4. Диагностика результатов деятельности учащихся.

  5. Дидактические материалы: схемы, таблицы, раздаточный материал.

  6. Необходимые материалы и оборудование: цветная бумага, картон, клей, ножницы, салфетки, линейки, кисти, карандаши, бисер, нитки, иголки, канва, природный и бросовый материал.

  7. Техническое оснащение: магнитофон.

  8. Просторное светлое помещение.

  9. Необходимая мебель, подобранная с учетом роста детей, шкафы, стеллажи.

Организация деятельности кружка

Программа работы кружка «Художественное конструирование» рассчитана на два года обучения. С первого года обучения воспитанникам предлагаются занятия по следующим темам: «Оригинальные поделки из бумаги», «Поделки из природного материала», «Знакомство с бисером», «Изготовление поделок из бросового материала», «Лепка из соленого теста». Все эти темы имеют самостоятельное значение, в тоже время они взаимно дополняют друг друга. На втором году обучения тематика углубляется. Уровень решаемых задач становится сложнее и многообразнее.

Объединение создаётся на базе СОШ № 2 из детей от 7 до 14 лет. В порядке исключения в кружке могут заниматься и учащиеся, более старших классов. Наполняемость групп - 15 человек. Количество групп - 4. Занятия проводятся в основном с подгруппами из 6-8 человек, включая элементы индивидуальной работы с детьми, которые с трудом выполняют задание. Набор детей в кружок свободный, по их собственному желанию. Занятия проводятся 3 раза в неделю с каждой группой. Продолжительность занятия 1час 30 минут с 15 минутным перерывом через каждые 45 минут занятий. Особое внимание обращается на создание в детском коллективе доброжелательной творческой атмосферы, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.

Занятия в кружке, основанные на инициативе и активности учащихся подводят их к более глубокому пониманию необходимости овладения основами наук, изучаемых в школе, т.е. способствуют повышению успеваемости, учит ребят добывать знания самостоятельно и постоянно пополнять их.

Занятие планируется по принципу: от простого к сложному, чтобы школьники приобрели навыки при работе с материалами и инструментами.

II. Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Оригинальные поделки из бумаги.

2

62

64

3

Поделки из природного материала.

1

21

22

4

Знакомство с бисером.

4

68

72

5

Изготовление поделок из бросового материала.

1

31

32

6

Лепка из соленого теста.

1

21

22

7

Заключительное занятие.

2

-

2

Итого:

13

203

216

III. Содержание программы


  1. Вводное занятие - 2 часа

Знакомство с программой кружка. Инструктаж по технике безопасности при работе в кабинете. Показ образцов. Знакомство с каждым ребёнком, его интересами и умениями.


  1. Оригинальные поделки из бумаги - 64 часа

Первоначальные графические знания и умения. Элементарные понятия о разметке, выкройке. Знакомство с некоторыми способами работы с бумагой: оригами (древнейшее искусство складывания из бумаги различных объёмных фигурок), квилинг (старинная техника обработки бумаги, напоминающая «тонкую кружевную паутинку) Складывание и сгибание бумаги в различных направлениях. Расширение, углубление знаний о геометрических фигурах. Развитие мелкой моторики, логики, воображения, внимания.

Красивое оформление поделки, развитие мелкой моторики, логики, воображения, внимания.

Беседы: «Оригами - вид творчества», «История квилинга».

Практическая работа (62 часа)

- самолет «Стрела»

- лягушка

- цветы: тюльпан, энотера

- утёнок

- жар-птица

- лев

- зайчонок

- кот

- медвежонок

- лисица

- туннель "Здравствуй, осень»

- туннель «Море»

- туннель «Аквариум»

- туннель Лес»

- туннель «Коты на крыше дома»

- вишенки

- овечка

- яблоня

- подсолнечник

- виноград

- веточка рябины

- лягушка

- бабочка

- одуванчик

- оформление композиции

- открытка к дню рождения «Ромашки»

- открытка «Васильки»

- открытка «Тюльпан»

- открытка «Котёнок»

- открытка «Зайчик»

- открытка бабушке «Одуванчики»

3. Поделки из природного материала - 22 часа.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Создание благоприятного эмоционального настроя детей во время изготовления игрушек. Развитие внимания, любознательности, фантазии, художественного вкуса, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.

Знакомство с различными видами растительного материала, с инструментами, необходимыми в работе, техникой безопасности при работе с ними

Анализ образца, планирование процесса создания поделки, контроль за результатами своей деятельности. Бережное отношение к материалам и оборудованию, умение доводить начатое дело до конца. Художественное оформление поделок.

Беседа: «Наша природа - наше богатство».

Практическая работа (21 час)

- мышка

- композиция «На пруду»

- черепашка

- парусник

- старичок-лесовичок

- Баба-Яга

- чебурашка

- львёнок

- львёнок

- хризантема

- птичка на ветке

4. Знакомство с бисером - 72 часа.

Работа с бисером и стеклярусом - один из интереснейших видов народного творчества.

Бисер - мелкие, круглые, слегка сплюснутые разноцветные стеклянные бусины с отверстиями для продевания нитки. Бисер - это прекрасный материал, который вызывает восхищение даже своим видом. Изготовление поделок из искрящихся разноцветных бусинок - одно из любимых занятий детей.

Прежде чем приступить к работе, необходимо познакомить детей с материалами и инструментами: ножницы, леска, проволока, салфетки, различный бисер, клей Дракон. Самое главное внимание при работе с бисером необходимо уделить освещению. Подбирать бисер нужно только при дневном освещении, хранить бисер в круглых баночках из-под крема.

Познакомить детей с техникой и способами плетения. Научить плести простейшие цветы (незабудки) и более сложные, состоящие из нескольких лепестков. Определять последовательность изготовления поделки. Составлять красивые букеты из готовых цветочков и листочков.

Беседы: «Родословная стеклянной бусинки», «Чтение схем по цвету бисера».

Практическая работа (68 часов)

- композиция «Волшебное дерево»

- композиция «Морские водоросли»

- «Желуди на веточке»

- подснежники

- незабудки

- мимоза

- ромашка

- маки

- астра

- брошь

- композиция «Лето»

- кит

- козлик

- такса




5. Изготовление поделок из бросового материала - 32 часа

Закрепить умение детей мастерить игрушки из бросового материала, уметь видеть в ненужных вещах что-то интересное и создавать интересные поделки из сочетаний разных материалов. Познакомить со способами обработки этих материалов.

Беседа: «Вторая жизнь вещей».

Практическая работа (31 час)

- бабочка

- салфетка

- лягушонок

- оформление фигурки лягушонка

- лев

-оформление фигурки льва

- лошадка

-оформление фигурки лошадки

- заяц

- оформление фигурки зайца

- пингвин

- оформление фигурки пингвина

-изготовление игрушки из коробки по замыслу детей

- цветок

- березка

- ёжик

6. Лепка из солёного теста- 22 часа.

Знакомство детей с технологией изготовления теста. Способы лепки плоскостных и объёмных фигурок. Формирование навыков работы обеими руками. Показ образцов изделий из соленого теста. Техника безопасности при работе с тестом и инструментами. Правила санитарной гигиены. Правила хранения теста. Освоение разных способов лепки: конструктивный, пластический, комбинированный. Овладение способами изготовления овалов, кружочков. Основные направления в работе над формой: работа с натуры; по памяти и представлению. Приемы склеивания деталей из соленого теста. Овладение навыками и умениями расписывать готовые поделки гуашью.

Беседа: «История соленого теста».

Практическая работа (21 час)

-домик

- часы

- осьминог

- лошадка

- утенок

-раскрашивание работ из теста

- медвежонок

- черепашка

- поросенок

- лягушка

- прорисовывание мелких деталей

7. Заключительное занятие - 2 часа.

Подведение итогов работы кружка за этот учебный год, проведение итоговой выставки в кружке. Награждение самых активных кружковцев.

Лучшие работы передать на годовую выставку СЮТ.

Рекомендации детям по работе в летний период, заготовка природного и бросового материала для работы кружка в новом учебном году.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения учащийся должен знать:

- Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов;

- общие сведения о производстве бумаги, о свойствах и качестве бумаги;

- технологические операции работы с бумагой, картоном, природным и бросовым материалом, тестом, бисером;

- необходимый материал и оборудование для лепки, отличительные свойства теста, способы лепки из целого куска;

- разновидности природного и бросового материала;

-название, назначение и устройство ручных инструментов и приспособлений для обработки бумаги, теста, природного и бросового материала, бисера. правила безопасного пользования этими инструментами.

- приемы и техники бисероплетения;

- значение терминов: оригами, аппликация, симметрия, конструирование, гофрирование;

- линии чертежа: линия видимого контура, линия сгиба, плоскость склеивания;

- технологию оклеивания коробков;

- технологию изготовления игрушек-сувениров из коробков.

В результате обучения учащийся должен уметь:

- Организовать своё рабочее место;

-выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;

- видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения;

- делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек;

- читать линии чертежа, разбираться в схемах,

- анализировать под руководством педагога изделия (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

- лепить из теста, раскатывать шар, валик, сплющивать диск, присоединять детали друг к другу, расписывать поделки из теста;

- вырезать из бумаги сложенной в несколько раз;

- делать поделки из конуса, природного и бросового материала, теста, бисера;

- красиво, эстетично оформлять поделки, дополняя их недостающими деталями

VII. Основные направления содержания деятельности.

Образовательный процесс в кружке имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей реализацию их интересов и творческих способностей. Обучение в кружке проходит на добровольных началах в тесной связи дети - родители - педагоги. Психологическая атмосфера в кружке носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами. Дети имеют возможность выполнять разные работы, т.е. по мере своих способностей и интересов, но придерживаясь теме занятия. Старшие помогают младшим, тем самым создавая дружескую атмосферу. Основные формы проведения занятий: беседы, экскурсии, игры, выставки.

VIII. Требования к знаниям и умениям и критерии их оценки.

За время обучения в кружке «Художественное конструирование» дети приобретают определённые знания и умения, должны научиться пользоваться ножницами, линейкой, циркулем, шилом, треугольником. Пользоваться трафаретами, создавать поделку не только по готовому образцу, но и самостоятельно, основываясь на полученных ранее сведениях. Дети должны научиться работать в коллективе, уметь оказать помощь товарищу, помогать педагогу в работе кружка. Научиться работать аккуратно, убирать своё рабочее место, экономно расходовать материалы, клей, краски.

Критерием оценки достигнутого является участие кружковцев в сютовских мероприятиях, конкурсах, выставках, соревнованиях. Итоговым результатом является выбор работ на годовую постоянно действующую выставку СЮТ.

IX. Формы и виды контроля:

- организация выставок по окончании четверти и учебного года;

- комплексные работы;

- наблюдение за детьми в ходе занятий;

- скрытое тестирование;

- беседа-диалог с ребенком;

- беседа с родителями

- диагностика умений и навыков (2-3 раза в год).

X. Методическое обеспечение

Учитывая возрастные особенности детей, рекомендуется использовать разные формы проведения занятий: (игра, экскурсия, занятие-сказка) Это способствует более эффективному и продуктивному усвоению материала.

В процессе решения задач по формированию у детей определенных знаний и умений, необходимо использовать разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др.. Они позволяют формировать у детей правильные представления о деятельности на занятиях, как связанной с приложением усилий, преодолением трудностей, необходимостью добиваться выполнения поставленной задачи и соответствующий этим представлениям практический опыт.

Одним из эффективных приемов при работе с детьми данного возрастного диапазона является постановка вопросов, требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний, сравнения, сопоставления предметов (явлений), обобщения.

Качественному выполнению детьми учебных заданий способствует прием мотивации заданий, прием постановки учебной задачи.

Перед педагогом стоит важная задача не только обеспечить получение детьми качественного результата, но и научить их самостоятельно определять последовательность работы, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью педагог использует пояснения, указания, сравнения, закрепления.

В распоряжении педагога богатый дидактический и демонстрационный материал собранный в выставочном зале СЮТ, методическая копилка разработок занятий и техник по различным направлениям деятельности кружка, у педагога есть возможность изготовить необходимые инструменты и приспособления в других кружках СЮТ. Все это создает условия для получения наилучшего образовательного результата.

Дидактические материалы:

- образцы изделий;

  • шаблоны, лекало;

  • инструкционные карты соединения деталей изделия;

  • технологические карты изготовления поделок;

  • учебные фильмы.

Техническое оснащение:

  • магнитофон;

  • проигрыватель;

Инструменты и материалы:

  • ножницы;

  • иглы, шило, булавки;

  • резак;

  • пяльца, нитки

  • медная проволока;

  • клей ПВА, клей «Дракон»;

  • кисточки, салфетки, клеенки;

  • карандаши, линейки;


XI. Литература для детей.

  1. Виноградова Е.Г. «Браслеты из бисера и шнура», М., «ОЛМА - ПРЕСС», 1999

  2. Галицкая Г.П., Левина О.В. «Волшебный бисер. Цветы… Цветы…», г. Ростов-на-Дону, 1999

  3. Дикт Д.А. «Цветы из бисера в вашем доме», М., «Мартин», 2008

  4. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера», М., МСП, 2005

  5. Лындина Ю. «Фигурки из бисера», «Культура и традиции», 2001, 2003

  6. Стольная Е. «Цветы и деревья из бисера» , М., «Мартин», 2005

  7. Федотова М., Валюх Г. «Цветы из бисера», «Культура и традиции», 2005

XII. Литература для педагога.

  1. Баскова Т.Н. «Бисер» «Паритет» 2005

  2. Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах. Методические рекомендации и планирование занятий»

  3. Сафонова Н.С., Силаева К.В. «Кружки художественной вышивки» «Солёное тесто» М., Просвещение 1983, Эксмо 2004.

  4. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М., «Просвещение», 1995

  5. Дикт Д.А. «Цветы из бисера в вашем доме», М., «Мартин», 2008

  6. Федотова М., Валюх Г. «Цветы из бисера», «Культура и традиции», 2005

  1. Стольная Е. «Цветы и деревья из бисера», М., «Мартин», 2005

  2. Галицкая Г.П., Левина О.В. «Волшебный бисер. Цветы… Цветы…», г. Ростов-на-Дону, 1999

  3. Гашицкая Р. «Цветы из пайеток», М., «Мартин», 2007


© 2010-2022