- Преподавателю
- Другое
- Анализ работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми в 2012-2013 учебном году
Анализ работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми в 2012-2013 учебном году
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Войлошникова Е.Б. |
Дата | 05.05.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
АНАЛИЗ
работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми
в 2012-2013 учебном году
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными, творческими и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную работу. Созданная в школе авторская программа «Одарённые дети - будущее России» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися. Это программа поддержки и развития способных, талантливых детей.
Цель программы: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных, творческих, мотивированных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Работа с одаренными детьми в нашем ОУ ведется в плане развития учебно - познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через: участие в предметных олимпиадах различных уровней, предметных неделях, конкурсах, проектной, исследовательской деятельности, участие в научно - практических конференциях.
В этом учебном году была продолжена работа по развитию интеллектуальных способностей учащихся посредством творческой формы организации учебного процесса. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого учителя школы широко используют на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их знания по предмету. Учителя используют и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Создаются группы одаренных детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.
Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные игры, предметные олимпиады, викторины, школьный конкурс «Ученик года», «День науки».
С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в школе действует научное общество учащихся (НОУ) «Интеллектуал», которое осуществляет следующие задачи:
-
выявление особо одаренных детей и создание условий для развития их научно- исследовательской деятельности;
-
формирование общих умений коммуникации через привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
-
повышение интереса школьников к учебному процессу;
-
содействие эффективности профориентации к профотбору выпускников школы;
-
пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы, викторины).
В структуру школьного научного общества входят 4 отделения, объединяющие разные предметы: лингвистика, физико-математическое отделение, естественнонаучное, социально-гуманитарное. В рядах НОУ в 2012-2013 учебном году насчитывалось 19 человек. Ученики нашей школы - члены НОУ принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах, выполняли исследовательские работы, занимали призовые места. В ноябре прошла школьная предметная олимпиада, на которой были выявлены победители, они и стали участниками муниципальных олимпиад.
Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение.
Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
во-вторых, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
в-третьих, они могут представить работы для участия в городских, областных и общероссийских конференциях и конкурсах;
в-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
Наблюдаются недостатки в работе НОУ:
-
возраст участников НПК резко «помолодел», учащиеся старших классов потеряли интерес к научной работе;
-
часто недостаточный уровень самостоятельности учащихся в выполнении работ.
В связи с этим, необходимо спланировать работу НОУ на 2012-2013 учебный год с учетом ликвидации данных недостатков.
В рамках реализации программы «Одаренные дети - будущее России» наше образовательное учреждение принимает активное участие в международных и всероссийских интеллектуальных конкурсах Российской Академии Образования для школьников «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Британский бульдог» и других. Участие в данных конкурсах формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор.
Второй год мы сотрудничаем с Институтом развития школьного образования г. Калининграда с целью участия учащихся 4-9 классов в конкурсном тестировании по русскому языку, литературе, истории, математике, английскому языку, биологии, истории, физике, географии, биологии, информатике. Участие в таких конкурсах и олимпиадах дает возможность учителям не только выявлять одаренных школьников, но и способствует качественной подготовке к ЕГЭ и ГИА в новой форме, так как практически все они предусматривают бланочную форму записи ответов.
Вообще, в конкурсном движении в текущем учебном году школа традиционно заявила о себе с хорошей стороны.
2012-2013 учебный год
Муниципальный уровень
Региональный уровень
Всероссийский уровень
Международный уровень
1 м - 13
-
1 м - 17
1 м - 8
2 м - 16
-
2 м - 14
2 м - 7
3 м- 9
-
3м- 11
3м- 6
лауреаты -
лауреаты -
лауреаты - 47
лауреаты -2
Всего участников:
118
Всего участников:
32
Всего участников:
470
Всего участников:
229
Участники и победители конкурсов разного уровня и их руководители представлены в таблице. (См. приложения 1).
Вывод:
-
Число учащихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность, остается стабильным.
-
Расширен возрастной диапазон исследователей (6,9 кл.).
-
Систематически обновляется база данных «Одаренные дети».
-
Расширена предметная область исследований (физика, психология).
-
Расширен диапазон мероприятий различных уровней.
-
Задачи, поставленные на 2013-2014 учебный год:
-
раннее выявление школьников, которые обладают творческими
способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
-
проведение школьных предметных олимпиад, недель с целью повышения интереса учащихся к изучению предмета либо цикла предметов, развития познавательной и творческой активности учащихся;
-
формирование знаний, умений и навыков в предметных областях познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования;
-
развитие индивидуальности одаренного учащегося, выявление и раскрытие самобытностии индивидуального своеобразия его возможностей через:
-
систему дополнительного образования;
-
организацию и участие в интеллектуальных играх, творческих
-
конкурсах, предметных олимпиадах;
-
обеспечение максимально широкого участия в различных конкурсах, интеллекту-альных играх, предметных олимпиадах;
-
все материалы НОУ (документы, новости, фотографии, презентации) размещать на школьном сайте.
Руководитель творческой группы: Е. Б. Войлошникова
4