Презентация по истории на тему: Эвристические задания

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эвристические качества личности. Эвристические задания.

Эвристические качества личности//А.В.Хуторской «Проектирование личностных качеств выпускника 12-летней школы» //12-летняя школа: проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С.Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 1999.- С. 43-49.

Основой конструирования общеобразовательного процесса в школе выступает предвосхищаемый образ выпускника этой школы. Психолого-педагогическим способом формулирования данного образа является выявление набора личностных качеств учащегося, развитие которых планируется в ходе выполнения им соответствующих видов образовательной деятельности: КОГНИТИВНЫХ, КРЕАТИВНЫХ И ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ.

Данные группы качеств выступают необходимым и достаточным условием продуктивного личностно-ориентированного образования, одним из главных целей которого выступает создание учащимися в ходе учебного процесса образовательных продуктов, обусловлённых их личными способностями, опытом и подготовленностью.

Ученик как субъект образования включается в три вида деятельности:

1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём,

2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения,

3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания (А.В. Хуторской).

В ходе осуществления этих видов деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

1) когнитивные качества, которые необходимы в процессе познания учеником внешнего мира;

2) креативные качества, которые обеспечивают условия создания учеником творческого продукта деятельности;

3) методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика в двух предыдущих её проявлениях - в познании и творении.

Конечная и основная цель креативной деятельности - создание продукта, тогда как когнитивная деятельность имеет задачу познания объекта. Отсюда меняется характер организации учителем происходящих у ученика образовательных процессов. В креативной деятельности содержание задаваемой учителем образовательной среды имеет целью создание учеником нового объекта, то есть носит характер строительных материалов; в когнитивной деятельности образовательная среда состоит, в основном, из методов и технологий деятельности, позволяющих найти неизвестный смысл изучаемого объекта.

Методологическая деятельность ученика определяется созданием условий, при которых он осваивает отдельные элементы оргдеятельностных процедур, таких, как целеполагание, планирование, проектирование, нормотворчество, рефлексия.




ТРИ ТИПА ОТКРЫТЫХ (ЭВРИСТИЧЕСКИХ) ЗАДАНИЙ//

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. - М.: Высшая школа, 2007. - С.554-561. khutorskoy.ru/books/2007/sov-did/index.htm

Открытые задания. Успех творческого урока определяется стартовым заданием, которое вовлекает учеников в мотивированную деятельность по созданию образовательного продукта.

Опыт показывает, что именно от содержания сформулированного задания зависит уровень творческой самореализации учащихся. Если задание звучит сухо или непонятно, «не задевает» детей, отчуждено от их личного опыта или от реальной проблематики исходной науки, то шансов на качественный результат мало.

И наоборот, если задание предлагается детям в соответствии с их потребностями и предыдущей мотивированной деятельностью, если в задании нет «заигрывания» перед детским интересом, а содержится действительно «живая» проблема или задача, если её решение неочевидно даже для учителя, такое задание способно повести за собой весь ход урока, постепенно выстраивая его по внутренней логике обозначенной проблемы.

Открытые задания не имеют однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный учеником результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого самовыражения, а не верно угаданный или полученный ответ.

Открытые задания позволяют ученикам не просто изучать материал, а конструировать собственные знания о реальных объектах познания. Различие в личностных качествах учеников выражается в образовательных продуктах, создаваемых ими, и, следовательно, обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории детей, изучающих одни и те же учебные темы.

Требования к разрабатываемым открытым заданиям:

- Задания должны относиться к конкретному базовому вопросу, теме или объекту изучения;

- Задания не должны иметь заранее известного для учителя решения, например: «Объясните графическую форму изображения цифр 1 и 0».

- Формулировка задания должна быть интересна или необычна как для учеников, так и для автора - учителя, например: «Почему Я - последняя буква алфавита?»

Разработать или подобрать открытые задания нелегко, для этого нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содержание. Составляя открытое задание, учитель может знать 2-3 варианта его возможных решений, но окончательное количество и качество решений не должно ограничиваться.

Предчувствие оригинальных ответов учеников - важный субъективный критерий качества открытого задания. Например, задание «Напиши кратко, что такое космос» выполнено семилетним учеником лаконично и ёмко: «Космос - это нескончаемость». Не так важна сложность задания, как предполагаемая степень творчества ребёнка при его выполнении.

Общие направления конструирования открытых заданий

Задания когнитивного типа:

Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в соответствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).

Исследование объекта. В задании приводятся указания по исследованию объекта: слова, текста, числа, уравнения, задачи, явления, правила, музыки, обряда и т.п. Например: «Исследуйте слово «город», установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи»; «Разработайте и проведите исследование по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды».

Структура. Отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, математических множеств, технических приспособлений, биологических популяций, государств). Например: «Выведите закономерности собственной речи».

Опыт. Проведение опыта, эксперимента (естественнонаучного, словесного, математического, психологического и др.).

«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации, например: «Объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатиричной - при измерении времени»; «Объясните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».

Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний, например: «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)». Например: «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культур»; «Отыщите общие принципы строения различных государств».

Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах, например, в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм.

Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы.

Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта - естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)».

Задания креативного типа:

Сделай по-своему. Предложить ученику по-своему выполнить то, что ему или учителю уже известно: а) придумать обозначение числа, звука, буквы; б) дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; в) сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, способ изготовления поделки и т.д.

«Проживание» истории. «Проживание» исторических событий и явлений в одной из образовательных областей: рождения речи, письменности (изготовление берестяных грамот), грамматических правил; создания десятеричной системы счисления, появления революций и других исторических событий, изобретения колеса, пороха; развития растения, животного, человека, других организмов).

Образ. Придумать и изобразить образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

Эмпатия. Мысленно «проживите» объект и этапы его развития (растения, государства, руссского языка и т.п.), опишите свои чувства.

Жанры текста. Создать словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т.п. Сочинить задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Изобретение. Изобретение букв, цифр, других знаков, символов. Технические приспособления, приборы и устройства. Социальные, экологические, научные проекты. Например: «Сформулируйте закон отталкивания в природе».

Сочинение. Сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.

Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, свое задание для других учеников, сборник своих задач, программу концерта.

Изготовление. Изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм.

Учебное пособие. Разработать свои учебные пособия (прописи, компьютерные программы, алгоритмы решения задач, памятки). Провести урок в роли учителя.

Задания оргдеятельностного типа:

Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых курсов (разделов) на день, четверть, год.

Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.

Выступление. Составить и провести показательное выступление, соревнование, концерт, викторину, кроссворд, урок для младших учеников.

Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определённого участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.

Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.

Этапы разработки открытого эвристического задания.

Последовательность реализации перечисленных ниже этапов может быть и иной, но само их наличие создает условия для конструирования качественного эвристического задания.

1. Из образовательных стандартов по учебному курсу отбираются такие образовательные объекты, которые становятся основой эвристического задания. Это могут быть фундаментальные понятия (точка, число, таблица, молекула, знак, время), частнопредметные понятия (модальные глаголы, тетраэдр, историческое событие, революция, силы тяжести или лёгкости), конкретные реальные объекты (берёза, карандаш, гвоздь, словарь, полиэтиленовый пакет, зеркало), правила или закономерности (сложение дробей, законы притяжения и отталкивания, принцип единства противоположностей) и др. Образовательные объекты, выбираемые для составляемого задания, отыскиваются в программах, учебниках, задачниках или других пособиях. Важно, чтобы это были действительно базовые объекты курса, а не просто дополнительные или развлекательные элементы.

2. Выделяются основные виды деятельности учащихся в учебном курсе, по которому проводится урок, конкурс или олимпиада. Например, в английском языке такими видами деятельности являются чтение, письмо, говорение, аудирование. Каждый из видов деятельности включает в себя отдельные действия-элементы, которые могут стать основой задания. Выбираются те из них, которые имеют наибольшее отношение к обозначенным образовательным объектам.

3. Фиксируется форма возможного образовательного продукта, который будет создан учениками при выполнении эвристического задания. Например, от учеников требуется выдвинуть гипотезу, предложить свой способ, найти закономерность, составить таблицу, предложить алгоритм, разработать программу, определить понятие, разработать игру, нарисовать образ. Разумеется, что ученик будет создавать свой продукт по отношению к одному из образовательных объектов, с использованием одного из тех видов деятельности.

4. Определяются эвристические методы, с помощью которых предполагается выполнение учеником задания. Иногда эти методы прописываются в задании явным образом, например: «Для решения этой задачи примените метод гиперболизации», но могут быть и в неявном виде. Эвристическое задание может предложить ученикам найти наибольшее количество тех или иных методов решения задания, например, «Придумайте несколько способов определения скорости полета воробья».

5. Эвристическое задание записывается в общем структурном виде. В формулировке явно указываются: объект задания (явление тяготения, инфляция и др.), предполагаемые виды деятельности ученика (исследование брошенного листа бумаги или роста курса доллара), ожидаемый продукт (закономерность падения листа бумаги или курса доллара) и его форма (предложите формулу взаимозависимости введенных вами величин или экономических факторов).

6. Текст задания формулируется и шлифуется с учётом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся. Способов формулирования эвристического задания может быть сколь угодно много, например: найди причину происхождения, разреши противоречие, «почему так, а не иначе», «исключение вместо правила», «если бы», «пусть невозможное станет возможным», какова закономерность, составь модель, исследуй реальность и т.п.

«Сухую» формулировку содержательного задания можно предварительно «оживить» сказочным, фантастическим или бытовым сюжетом («На Землю прилетел инопланетянин», «Колобок встретился с пиццей» и т.д.) Важно, чтобы занимательность или кажущаяся простота задания предполагали возможность проявления способностей ученику с любым уровнем подготовки.

7. Определяется название задания или олимпиадной номинации. Здесь два пути: а) название номинации определяется первоначально, и само задание потом подстраивается под него; б) сначала составляется задание, затем для него отыскивается наиболее подходящее название номинации. В названии номинации может быть отражен как объект, так и вид деятельности. При составлении заданий полезен приём, когда одна номинация получает несколько форм выражения задания для разных возрастных категорий детей с учётом их специфики.

Формы выражения заданий могут отличаться: а) разными видами деятельности (например, младшим ученикам предлагается составить загадку про выбранный объект, более старшим - разработать кроссворд или дидактическую игру, выпускникам - провести исследование по данной теме); б) разным уровнем или объёмом создаваемого учениками продукта (младшие рисуют образ числа «3», старшие - его символ, выпускники - проводят комплексное его исследование - арифметическое, геометрическое, лингвистическое).

При разработке задания продумываются критерии оценки его выполнения, то есть определяется, какие параметры созданного учеником продукта будут оцениваться. Например, если задание предполагает отыскание закономерности, то критериями оценки могут быть: количество выявленных учеником взаимосвязанных элементов, оригинальность обнаруженных связей между ними, отражение этих связей в формуле или описании.

Кроме того, всегда есть универсальные критерии оценки творческой работы: мировоззренческая глубина, самобытность, многовариантность подходов, соответствие условию задания, оригинальность формы представления результата и т.п.

В ходе организации творческой работы возможно использование алгоритмических описаний и рекомендаций, задающих учащимся этапы или направления их деятельности (но не её содержание!).

Пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию образовательного объекта - феномена.

Под феноменом здесь понимается необычное явление в природе, культуре, науке, в любой образовательной области.

1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.

2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.

3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.

4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.

5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.

6. Предложите версию, гипотезу, объясняющую феномен.

7. Сделайте выводы из исследования. Проведите рефлексию деятельности и выполните её самооценку.

Опорные технологические рекомендации - важнейшее средство организации творческой работы учащихся, ориентировочная основа их деятельности. Алгоритмизация действий в данном случае не мешает, а способствует индивидуальной самореализации учеников. Репродуктивно передаваемые ученикам способы действий позволяют им творить на технологической основе с гарантированным результатом.

Задание: основываясь на вышеизложенном материале, разработайте открытое эвристическое задание (любого типа; с учётом обозначенных этапов, формы выражения и критериев оценивания) с использованием алгоритмических описаний и рекомендаций.

Задания должны относиться к фундаментальному образовательному объекту, изучаемому в данном предмете, иметь метапредметный характер.

В качестве фундаментальных образовательных объектов можно рассмотреть:

  • Языки: язык, знак (буква, символ), точка, слово ...

  • Литература: герой, образ, сюжет, стиль ...

  • Математика: число, линия, зависимость, пропорция, множество...

  • Информатика: алгоритм, информация, команда...

  • Физика: тело, вещество, сила, энергия, время, пространство...

  • География: народ, страна, город, планета, земля...

  • Биология: жизнь, смерть, (живое-неживое), дерево, организм, сообщество...

  • История: время, лидер, общество, позиция, правда, эпоха, революция...

Пожалуйста, укажите учебный предмет (предметы) и класс, к которому относятся ваши задания.

7


© 2010-2022