- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Охрана труда для студентов профессии Машинист крана (крановщик)
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда для студентов профессии Машинист крана (крановщик)
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Канафина Г.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский колледж профессиональных технологий»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 охрана труда
по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
2015 г.
ОДОБРЕНА
СОСТАВЛЕНА
в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 190629.07 Машинист крана (крановщик).
Предметной (цикловой)
комиссией преподавателей
специальных дисциплин
"_____"_________ 2015 г.
Протокол №_______
Председатель ПЦК
Канафина Г.А.____________
СОГЛАСОВАНА
Методист
Левина В.Г.______________
Зам. директора по УПР
___________ Т.Н. Стрекалина
АВТОР: преподаватель БПОУ ОО «Омский колледж
профессиональных технологий» Канафина Г.А.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Наименование является частью образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Охрана труда» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Охрана труда» обучающийся должен обладать общими (ОК) и профессиональными (ПК)** компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Управлять автомобилями категории «С».
ПК 1.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 1.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание, определять и устранять неисправности в работе крана.
ПК 2.2. Производить подготовку крана и механизмов к работе.
ПК 2.3. Управлять краном при производстве работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
применять инструкции и положения;
-
применять правила безопасного ведения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ;
знать:
-
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
-
общие требования безопасности труда при работе на кранах автомобильных;
-
инструкции и положения по эксплуатации кранов автомобильных;
-
правила безопасного ведения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 часов;
самостоятельной работы обучающихся 14 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
практические занятия
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
Написание реферата, сообщений
13
Изучение нормативно правовой, технической документации
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Охрана труда
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Количество часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема. Введение.
Понятие «Охраны труда». Цель и задачи предмета, объем и порядок изучения.
1
1
Раздел 1.
Правовые вопросы охраны труда
8
Тема 1. 1. Законодательная система в области охрана труда.
-
Нормативно-правовые. Основы законодательства РФ об охране груда. Правовые и нормативные документы по охране труда РФ, основы безопасности труда. Структура системы стандартов безопасности труда Госстандарта России.
-
Контроль за охраной труда - государственный, производственный и общественный.
2
1-2
Тема 1. 2 Управление охраной труда
-
Система управления охраной труда на производстве
-
Инструкции по охране труда.
2
1-2
Тема 1. 3 Расследование несчастных случаев и производственных заболеваний.
1 Порядок расследования несчастных случаев, комиссии по расследованию, оформление документов расследования.
4
1-2
Раздел 2.
Основы производственной санитарии
11
Тема 2.1
Защита от негативных факторов.
Содержание учебной информации
2
2
-
Защита от вибрации, шума, инфра- и ультразвука.
-
Защита от электромагнитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового
-
Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ.
-
Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды.
-
Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение по темам на выбор: «Профилактика неблагоприятного воздействия вибрации, шума, инфра- и ультразвука»
«Мероприятия по борьбе с пылью», «Требования к применению средств защиты работников».
3
Тема 2.2
Микроклимат помещений. Освещение.
Содержание учебной информации
2
3
-
Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях.
-
Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.
Самостоятельная работа
Подготовить реферат по теме: «Влияние параметров микроклимата на рабочего».
Подготовка к практической работе.
2
Практические занятия:
Определение параметров микроклимата на рабочем месте.
2
Раздел 3.
Обеспечение безопасности труда
20
Тема 3.1 Безопасные условия труда
Содержание учебной информации
2
2-3
-
Инструкция по безопасному проведению работ при выполнении мероприятий по техническому обслуживанию и текущему ремонту.
-
Требования к техническому состоянию и оборудованию АТС.
-
Безопасность труда при хранении, техническом обслуживании и ремонте АТС.
-
Безопасность труда при работе с газобаллонными автотранспортными средствами.
-
Безопасность труда при работе с эксплуатационными материалами
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение по теме: «Требования, предъявляемые к территории предприятия».
Изучение инструкций по технике безопасности.
4
Практическое занятие. Техника безопасности на рабочем месте.
2
Тема 3.2 Требования безопасности труда при работе на кранах автомобильных.
Содержание учебной информации
2
3
-
Основные понятия. Направления снижения травмирования и средства защиты. Опасности производственного оборудования.
-
Методы и средства защиты при работе на кранах автомобильных.
-
Инструкции и положения по эксплуатации кранов автомобильных.
-
Правила безопасного ведения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Самостоятельная работа
Изучение инструкций и положения по эксплуатации кранов автомобильных
2
Практическое занятие. Требования безопасности при производстве работ
2
Тема 3.3 Электробезопасность
Содержание учебной информации
2
3
-
Воздействие электрического тока на организм человека, напряжение прикосновения, шаговое напряжение, неотпускающий ток, ток фибрилляции. Влияние других параметров. Виды травматических последствий в результате действия электротока. Электрошок и опосредованный травматизм.
-
Методы и способы защиты человека от поражения электротоком. Применение средств индивидуальной и коллективной защиты.
-
Обеспечение электробезопасности.
Самостоятельная работа обучающихся: изучение инструкций по электробезопасности.
2
Практическое занятие. Электробезопасность на рабочем месте.
2
Раздел 4.
Основы пожарной безопасности
8
Тема 4.1. Пожарная безопасность.
-
Пожарная безопасность на производстве. Средства пожаротушения, условия горения, горючие вещества, источники воспламенения. Средства тушения пожаров.
-
Требования пожарной безопасности к территории, рабочим местам, производственным помещениям.
-
Организация пожарной безопасности.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение по теме:
«Понятие о пожаре и его опасных и вредных факторах. Способах тушения. Противопожарные средства : вода, пена, углекислота, песок.»
4
Практическая работа. Правила работы с огнетушителями.
2
Раздел 5.
Охрана окружающей среды
1
Тема 5.1 Охрана окружающей среды
-
Основные мероприятия по охране природы.
-
Экобиозащитная техника
1
Дифференцированный зачет
2
Всего:
51
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3 Виды СРС, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины Охрана труда
Наименование темы
Содержание задания
Кол-во часов
Тема 2.1
Защита негативных факторов.
СРС №1
Подготовить сообщение по темам на выбор: «Профилактика неблагоприятного воздействия вибрации, шума, инфра- и ультразвука».
«Мероприятия по борьбе с пылью». «Требования к применению средств защиты работников».
3
Тема 2.2
Микроклимат помещения. Освещение.
СРС№2
Подготовить реферат по теме: «Влияние параметров микроклимата на рабочего».
Подготовить сообщение по теме:
«Требования к применению средств защиты работников».
Подготовка к практической работе.
2
Тема 3.1 Безопасные условия труда
СРС №3
Подготовить сообщение по теме:
«Требования, предъявляемые к территории предприятия».
Изучение инструкций по технике безопасности.
4
Тема 3.2 Требования безопасности труда при работе на кранах автомобильных
СРС №4
Изучение инструкций и положения по эксплуатации кранов автомобильных
2
Тема 3.3 Электробезопасность
СРС №5
Изучение инструкций по электробезопасности.
2
Тема 4.1 Пожарная безопасность
СРС №6
Подготовить сообщение по теме:
«Понятие о пожаре и его опасных и вредных факторах. Способах тушения»
«Противопожарные средства: вода, пена, углекислота, песок.»
4
Всего
14
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины «Охрана труда» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочных мест по количеству обучающихся;
-
стулья;
-
доска классная;
-
рабочее место преподавателя.
Приборы и устройства:
-
огнетушители;
-
комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине.
Учебные наглядные пособия:
-
комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;
-
индивидуальные средства защиты;
-
действия населения при авариях и катастрофах.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
-
правила техники безопасности и производственной санитарии.
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор;
-
экран проекционный;
-
видеофильмы (оказание первой помощи; пожарная безопасность; электробезопасность; охрана окружающей среды; стихийные бедствия)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Учебники и учебные пособия
Основные источники:
-
Кланица, В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте [Текст]:Учебник /В.С. Кланица.- М.: ИЦ «Академия», 2011. -156 с.
-
Марин А.Г. Машинист гидравлического автомобильного крана [Текст]: Учебное пособие/А.Г. Марин.- М.: ИЦ «Академия», 2012.-95 с.
-
Марин А.Г. Машинист башенного крана [Текст]: Учебное пособие/А.Г. Марин.- М.: ИЦ «Академия», 2012.-64 с.
-
Полосин М.Д., Раннев А.В. Устройство и эксплуатация дорожно-строительных машина [Текст]: Учебник /М.Д. Полосин, А.В. Раннев.- М.: ИЦ «Академия», 2012.-488 с.
-
Полосин М.Д., Ронинсон Э.Г. Машинист скрепера [Текст]: Учебное пособие/М.Д. Полосин, Э.Г. Ронинсон- М.: ИЦ «Академия», 2011.- 64 с.
-
Полосин М.Д., Олейников А.П. Машинист крана автомобильного [Текст]: Учебное пособие/М.Д. Полосин, В.П. Олейников.- М.: ИЦ «Академия», 2012.- 320 с.
-
Сапоненко У. И. Машинист экскаватора одноковшового[Текст]: Учебное пособие/И.У. Сапоненко.- М.: ИЦ «Академия», 2012.- 64 с.
Дополнительные источники:
-
Белов С.В, Девисилов В.А., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности [Текст]:Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, 2002.- 357 с.
-
Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда[Текст]:Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - М.: Высшая школа., 2001. - 431 с.: ил.
Нормативные документы
Основные законы
-
Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2002 № 07-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 27.04.2004 № 32-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 №201-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ) [Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г. ] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 22. Ст. 59. [Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
-
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности"[Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
-
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ[Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
-
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ [Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" [Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
-
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" [Электронный документ].- режим доступа consultant.ru. - свободный.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, тестирования и контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
-
применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
Фронтальный опрос
Тестирование
Практическая работа
-
обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
Практическая работа
Устный опрос
-
обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
Фронтальный опрос
Тестирование
-
анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
Устный опрос
Тестирование
-
использовать экобиозащитную технику.
Устный опрос
Знания:
-
воздействие негативных факторов на человека;
Тестирование
-
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.
Устный опрос
Тестирование