Интегрированный урок Тема природы в произведениях Л. В. Кокышева и М. Мактаева

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»


Интегрированный урок в 8 классе

«Тема природы в произведениях

Мукагали Макатаева и

Лазаря Васильевича Кокышева»


Подготовила и провела

Туматова А.Ж.,учитель

казахского языка и литературы


Кош-Агач 2015

1

Тема урока: Тема природы в произведениях Мукагали Макатаева и Лазаря Васильевича Кокышева
Цель урока: систематизация знаний о пройденном материале;
краткий автобиографический обзор жизни и творчества поэта Республики Алтай Л.В.Кокышева, и поэта Казахстана М.Макатаева;

учить познавать родную классику; обучать умению выполнять сопоставительный анализ произведений поэтов.
развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной работы на уроке.
приобщать учащихся к духовному, нравственному и патриотическому воспитанию.
ТИП УРОКА: интегрированный урок : казахская литература, алтайская литература, зоология.

Опережающее задание: прочитать поэму М.Макатаева «Аққулар ұйықтағанда» и прочитать о жизни и творчестве Л.В.Кокышева, сделать сообщение о лебедях
Оборудование: портреты поэтов, книжная выставка, ученические работы (буклеты, рефераты), интерактивная доска, слайды.

На интерактивной доске
Эпиграф урока: Природа не стареет, вместо увядших произведений она рождает новые.

Николай Чернышевский

На доске картины природы,птицы-лебедя и портреты алтайского и казахского писателей Л.В.Кокышева и М.Макатаева.

Вопрос:О чем будет идти речь на уроке? Как вы думаете, как называется тема сегодняшнего нашего урока?

ХОД УРОКА:

Орг.момент
Обучающиеся сами формулируют тему и цели урока.
Основная часть урока пройдет под девизом «Созвучие духа. Созвучие таланта. Единство разноязычия».

II. Вступительное слово учителя:

«Есть имена как солнце!

Как яблоня в рассвете!

Мы говорим о Кокышеве и Макатаеве….!»

(Портрет Л.Кокышева и М.Макатаева, а по середине поэтические строки) Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует :

Они жрецы единых уз;

Единый пламень их волнует……

2

( Учащиеся делают сообщения о поэтах, читают стихотворение и отрывок из поэмы поэтов на алтайском и на казахском языках, работают в группах, составляют вопросы)
ІІІ. Ой шақыру. «Менің Мұқағалиым», «Менин Лазарым»

Вопросы Сұрақтар:


  1. Мұқағалидың туған жері? (Алматы облысы, Райымбек ауданы,Қарасаз ауылы)

  2. Лазарь Кокышев где и когда родился?(Село Кумжулу Ойротская автономная область 20.10.1933)

  3. Әкесі мен анасың есімі? (Сүлеймен, Нағиман)

  4. Родители Л.В.Кокышева?( Отец в 1941 году ушёл на фронт и не вернулся. Мать вырастила одна пятерых детей.Отец Тыпыш (Василий)Константинович Кокышев из рода комдош,мать Кууынчы (Арина) Саналовна Сабашкина из рода улуп.

5.Мұқағали ақынның жыр жинақтарын ата. («Армысыздар, достар», «Қарлығашым, келдің бе?», «Дариға жүрек», «Шолпан», «Өмір дастаны», т.б.)

7.Назови произведения Л.В.Кокышева (Л. Кокышев автор многих поэтических книг - «Алтын-Кол» («Алтын-Кӧл»), «Стихи» («Ӱлгерлер»), «Туба», «Встречи» («Тушташтар»), «Красный цветок» («Кызыл чечек»), «Вторая жизнь» («Экинчи јӱрӱм»), «Дорога» («Јол»), «Раздумья» («Санаалар»), «Амаду». Его перу принадлежат три романа «Арина», «Чӧлдӧрдиҥ чечеги», «Мечин Јылдыс».

Какие романы Кокышева вы знаете? (Лазарь Кокышев ― автор первого алтайского романа «Арина» (1959). Роман был переведён на русский (1968), тувинский (1969) и казахский (1972) языки, поставлен в ряде театров.)

8.Кем работал Л.В.Кокышев? (Работал корреспондентом Горно-Алтайского областного радио. Избирался депутатом краевого Совета народных депутатов.Член Союза писателей СССР с 1958 года.Таланту Л. Кокышева не суждено было раскрыться до конца. Он был убит 7 мая 1975 года в районе старого вокзала Горно-Алтайска пьяными хулиганам)

9. Мұқағали ақын кімнің тәрбиесінде болды? (Әжесінің. Ол «Мені сөзге, жырға үйір еткен - әжем» дейді. Ақын әжесінің аты - Тиын. Келіндері оны «Мақпал апа» деген.). Ақынның поэмаларын атаңыз. («Ақулар ұйықтағанда», «Ару - ана», «Райымбек», т.б.)М. Мақатаев өзі айтқан екен: «Менің қымбатты достарым! Егер сіздер шынымен менің өмірбаянымды, шығармаларымды зерттемек болсаңдар, онда мен не жазсам, соның бәрін түгел оқып шығуды ұмытпағайсыздар. Мені өз өлеңдерімнен

3

қарамауларыңызды өтінем. Естеріңізде болсын, менің өлеңім жеке тұрғанда түк те емес. Біріктіріп қарағанда ол поэма іспетті. Басы және аяғы бар. Ол кейде күлімдеген, кейде түңілген жанымның құдды даусындай...»[2.197б]

10.Расскажите каким человеком был Л.В.Кокышев (Лазарь Васильевич Кокышев -это универсальная творческая личность, соединивший в себе многие виды литературного жанра поэта,писателя,переводчика,публициста,интернационалиста,сатирика,юмориста.Он был общественным деятелем. Избирался депутатом Алтайского краевого Совета народных депутатов, делегатом на съездах писателей России. Поэт любил людей, и они отвечали ему взаимностью. Его любили за веселый нрав, открытый характер. Любили его за искрометный юмор. Был он очень доброжелательным и отзывчивым человеком, таким он остался в памяти своих земляков.)

Мұғалім сөзі: Біз Мұқағали мен Лазарь сияқты ақындарды - поэзия патшасы десек, ендеше, поэзия патшалығына сапар шегіп көрейік. Міне,

патшалықтың алтын қақпасы ашылды. «Лебеди!»және «Аққулар ұйықтағанда» сарайларының кілті өз қолдарыңда. Қазіргі сәттен бастап осы сарайлардың сырына үңіліп көрейікші.

а) Аққу или КУУ қандай құс? (Сообщения обучающихся про лебедь, аққу, куу)

Лебедь - символ возрождения, чистоты, гордого одиночества, благородства, мудрости, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебеде (жизнь - смерть, добро - зло).

В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.

В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок.«Гуси-лебеди», рус. нар сказ, «Гадкий утёнок», сказка Г. Х. Андерсена.

«Лебедь, Щука и Рак», басня И. А. Крылова, «Лебединое озеро» - балет Петра Ильича Чайковского, «Сказка о царе Салтане» - Сказка Пушкина А.С.Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя - это песня

4

поэта, а его белизна - искренность. Знаменитая "лебединая песня" - обозначение последнего значительного творения выдающихся людей.

Союз охраны птиц России выбрал Птицей года-2009 лебедя. Служба планирует уделять особое внимание сбору данных о численности и распространении этих птиц. Лебеди нуждаются в охране и изучении в связи с тем, что за последние десятилетия под влиянием человека меняются места их гнездования и миграционные пути. На территории Российской Федерации живут три вида лебедей - кликун, шипун и малый тундровый. При этом малый тундровый лебедь, не встречающийся на Южном Урале, занесен в Красную книгу России, а кликун и шипун - в Красные книгах многих регионов, в том числе и Красную Книгу Челябинской области. За счет крупных размеров (размах крыльев до 240 см) и характерной, яркой внешности, иногда складывается впечатление, что лебедей довольно много. В качестве водоемов обитания лебеди предпочитают крупные и средние озера лесостепной зоны. Численность лебедей постепенно восстанавливается с 70-х годов, когда охота на них была полностью запрещена. Но по-прежнему на их число негативно влияет браконьерский отстрел. Лебеди - перелетные птицы. Они улетают зимовать на Каспийское и Средиземное моря, в Азию. В Кош-Агач каждое лето прилетают лебеди и садятся на озера.Целое лето они гостят у нас и осенью улетают в теплые края.И мы не представляем лето без этих белоснежных птиц.

Виды лебедей

Лебедь - Лебеди-птицы из семейства утиных. Тело их вытянутое, шея очень длинная, голова средней величины; клюв, по длине равный голове. Прямой и равномерно-широкий. Ноги низкие, прикрепленные далеко сзади, плавательные перепонки между пальцами очень велики. Лебеди населяют все пояса земного шара, за исключением экваториальных областей; всего обильнее они в умеренном и холодном поясе Северного полушария. Более распространенны четыре вида, в основном отличающихся формой и окраской клюва: лебедь-кликун, малый лебедь, американский лебедь и лебедь-шипун. При некоторой наблюдательности детали его окраски позволяют узнавать даже отдельных птиц.

Лебедь кликун - Клюв желтый с черным кончиком, причем желтый цвет заходит, вперед за ноздри. Вес их может достигать 13 килограммов, а 8-10 кг. - обычное дело. У молодых голова и шея буроватые, брюхо белое, клюв и ноги розоватые. Плавает обычно, держа шею вертикально. Питаются зелеными частями, плодами и корневищами водных растений, ряской, корневищами тростника. Кроме растительной пищи, лебеди кормятся доступными им мелкими донными животными (рачками, моллюсками, червями). Летом с озер лебеди иногда вылетают в степи кормиться на посевах зерновых. Лебедь-кликун гнездится в северной половине Евразии - от Исландии, Шотландии и Скандинавии на западе до Камчатки и Сахалина

5

на востоке. Любит селиться на больших озерах, сильно заросших по берегам тростником и другой водной прибрежной растительностью. Область распространения лебедя-шипуна лежит южнее. Он встречается, хотя и очень редко, в средней и южной полосе Европы и Азии. Лебедь - шипун - обитает в северной части Европы и Азии. Всюду довольно редок. Однако при помощи человека этот вид лебедей успешно прижился в Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии.У взрослых птиц белое оперение, очень длинная шея, вытянутое тело и голова средней величины с оранжево-красным клювом, у основания которого есть характерный чёрный нарост. Шипуном назван из-за звука, издаваемого при раздражении. В длину может достигать 180 см, масса самок 5,5-6 кг, самцов 8-13 кг размах крыльев лебедя-шипуна около 240 см. Шея толще, чем у кликуна, потому кажется более короткой. Лебедь-шипун гнездится около воды в тростниках на мелких озёрах или на затонах больших рек вдалеке от человеческого жилья. Вылупившиеся птенцы всюду следуют со своей матерью, находясь у неё на спине. Лебеди не создают хозяевам проблем при содержании. Для них не так обязателен водоем (конечно, если он есть - это великолепно!), как для лебедей-шипунов. Достаточно большой миски или корыта, чтобы удовлетворить потребность птицы в воде, без которой они не могут обойтись при кормежке. Набор кормов для лебедей такой же, как и для гусей. Лебеди очень любят зелень. Зимой отдают предпочтение нарезанным листьям капусты или салата. Низкие температуры переносят достаточно легко. Миролюбивый нрав и уравновешенный характер лебедей, великолепные внешние данные сделают этих декоративных птиц подлинным украшением вашего подворья. Малый лебедь - Сygnus bewickii - птица, имеющая средние размеры тела. Масса взрослой птицы примерно 5-6 кг. Взрослая птица - имеет чисто белое оперенье, а молодая птица бледно-серое. Малый лебедь очень похож на лебедя-кликуна. Но есть признаки, по которым эти птицы можно различить. Прежде всего, это окраска клюва. Граница желтого и черного цветов на клюве. У малого лебедя более звонкий и резкий голос, который не имеет трубных звуков. Он звучит, как «тонг, бунг». В стае птицы шумят, переговариваясь характерным гуканьем - «гук-гук». Малый лебедь обитает в основном в осоковой и мохово-лишайниковой тундре с многочисленными озёрами и речушками. По наблюдениям орнитологов, отмечено, что птицы летят вдоль Уральского хребта на зимовки в район Каспия. К месту гнездования первые лебеди прилетают когда средняя температура воздуха составляет -20С, но может снижаться и до -200 С. Но такой температурный режим их не очень пугает. Они начинают занимать места для гнездования, как только появляются первые проталины. Строят свои гнёзда малые лебеди из различной растительной ветоши. Они не носят материал для строительства, а строят гнездо там, где его в достаточном количестве. Интересен и сам процесс строительства. Сначала пара облюбовывает место для гнезда. Затем встав спиной к этому месту, самец

6

набирает полный клюв растительных остатков и короткими резкими движениями бросает их назад. Постепенно вырастает небольшой холми, из которого самка формирует гнездо, укладывая растительную ветошь более компактно и уминая её лапами и грудью. Обустраивает своё гнездо пара в течение всего периода насиживания. ЛЕБЕДЬ ЧЁРНЫЙ (Cygnus atratus) имеет черное оперение, и лишь большие маховые белые. У черного лебедя очень короткий хвост, тонкая длинная шея и маленькая голова; клюв без нароста. Внутренние второстепенные маховые и плечевые перья красиво и пышно закручены. Плавающий лебедь грациозен, но его своеобразная красота особенно проявляется тогда, когда он летит высоко в воздухе и его ярко-белые маховые перья отчетливо выделяются на фоне его черного оперения. Распространен черный лебедь в Австралии, Новой Зеландии, где прежде был многочислен. Естественных врагов у малого лебедя нет. Взрослый лебедь ударом крыла может убить песца, лисицу, собаку. А вот человек оказывает на лебедя не очень благоприятное влияние - охотятся. Охота на лебедей нередко запрещена, когда тот или иной подвид находится в стадии вымирания. Основной целью охоты является лебединый пух. Так лебяжий пух используется при изготовлении одеял, перин, подушек, пуховиков, спальников

ә) Шығармаларға оқушылармен біріге отырып мазмұндық жоспар құру.(составление плана содержания произведении)

Тақырыбы

Тема

Басты оқиғалар

Главные действия

І.

Тау басына біткен сұлу көл

Болезнь ребенка

1.Қалай біткен мына көл тау басына?

2. Жетімкөл жетімсірейді.

3. Аққулар айдынына оралмады.

Меня сажает бабка на коня.

Водой кропит больного

За малое дитя просите небо!

ІІ.

Ауру бала немесе шарасыз отбасы

7

Как лечить бабка ребенка.

1.Жас сәбидің науқасқа шалдығуы.Тәуіп шалдың айтқан ойы.Ананың шешімі.Ұйықтап жатқан аққуды атуы. Жетімкөлден сән кетті.

Везет к аржану, где с подругой лебедь

В то лето жили,- и кропит меня

Водой волшебной... и молитвой крепит:

"Скорей летите, лебеди, скорей,

За малое дитя просите небо!

ІІІ.

Бақташы қарт.

Шарасыз ана.

1.Көзінен жас, көңілінен мұң төгілген зарлы ана.

2.Халық ырымы. Аққуды атқан оңбайды.

3. Өліп жатқан бала, шарасыз ана.

4. Қасиет.Қасірет.

Взлетели лебеди к вечерней сени!И я уснул... Мой долгий путь назад.Был колыбельным сном выздоровленья.

Вернулся старый лебедь с лебедихой.

Кровь темная с её крыла текла.

Она стонала жалобно и тихо.

А я молитвой попрошу за вас

Все доброе, что есть в подземном мире.

Эпилог

Аққулар...

Аңыз көп қой олар жайлы.

«Легенда о Лебедином озере»

Никто не помнит, в какие годы случилось такое. Поднялся в горах сильный ураган. Ураган такой сильный, что выплескивал озера, вспять поворачивал реки, рушил скалы; на самые вершины гор выплеснул ураган красивое озеро Кёлюкон - Лебединое озеро, вместе с плававшими там лебедями. Стая стремительно взметнулась вверх, спасаясь от

8

гибели; не успел взлететь молодой лебедь и, ударившись о скалу, разбился, только перья белые закружились в воде. Подруга схватила в клюв его перо и стала кружить над озером в том месте, где разбился лебедь.Наутро ураган стих, лишь над озером с пером в клюве кружила одинокая лебедь. Наконец она обессилела, упала в озеро и утонула. Ветер унес перо её друга на берег. Оно упало. В том месте, где это случилось, забил из земли чистый, прозрачный ключ. Ключ снова наполнил сухую лощину дна высохшего озера водой. И оно заплескалось как прежде. А стон подруги лебедя над озером, говорят, слышен до сих пор, особенно при ветреной погоде.б) «Мұқағали - суреткер ақын». Поэмадағы сюжеттік оқиғлардың композициялық құрылымына талдау.

Оқиғаның басталуы.

Жетімкөл туралы аңыздар.

Көл еркесі - сұлу аққулар

Оқиғаның дамуы.

Ауру бала, тәуіп айтқан ем.

Оқиғаның шиеленісуі.

Аққуды атқан ана.

Астан - кестен көл беті.

Оқиғаның шарықтау шегі.

Аққудың киесі. Жалғыз ұлдың өлімі.

Кие қасіретін тартқан ана.

Оқиғаның аяқталуы.

Аққуынан айырылған Жетімкөл.

Лазарь Кокышев "Лебеди"(выразительное чтение)

Я вспомнил детскую болезнь свою.

Такой не знали старики урочищ-

То весь дрожу, а то пою, пою,

Да дико так, что мне уж смерть пророчат.

Меня сажает бабка на коня.

Везет к аржану, где с подругой лебедь

В то лето жили,- и кропит меня

Водой волшебной... и молитвой крепит:

"Скорей летите, лебеди, скорей,

За малое дитя просите небо!

Смотрите, он пылает все сильней Кричит в бреду, глаза темныслепы.

9

Скорее, лебеди, летите к небу..."

И распахнув крыла,

Как створы белых врат,

Взлетели лебеди к вечерней сени!

И я уснул... Мой долгий путь назад

Был колыбельным сном выздоровленья.

...Незримо таял времени туман

За годом год над нашими краями.

Давно могильная укрыла тьма

Заступницу мою пред небесами.

И вот сегодня

(ночь была тиха)

Вернулся старый лебедь с лебедихой.

Кровь темная с её крыла текла.

Она стонала жалобно и тихо.

И тихо я спросил сквозь ночь и сон:

-Чьей злой рукой в тебя был камень кинут?

Но только стон услышав, только стон.

И, вздрогнув, взгляд я встретил лебединый.

-Спешите, -я сказал им, в добрый час!

К целебным струям, где вы счастье пили...

А я молитвой попрошу за вас

Все доброе, что есть в подземном мире.

Вопрос: Что хотел сказать поэт, о чем он предостерегает?

Учитель: По разному относились алтайцы к зверям и птицам. Существовали всякие приметы и действия. Медведь, например, в понятии алтайцев произошел от человека, поэтому имя медведя нигде не называют. А называют прозвищами: абай, апшиак, орокон, кайракан и т.д.

Рассуждения ребят на поставленный вопрос: какая мысль объединяет эти два произведения, о чем хотели сказать писатели, и в чем предостеречь людей?г) Шығарма кейіпкерлеріне мінездеме беру. Характеристика героев

Кейіпкерлер

Іс - әрекеті, адами қасиеттері

Ана-бабка

Қамқор ана. Балажан, сәбиі үшін аққуды атты.

Әке-отец

Адал жан, халық дәстүрін берік ұстанады.

Тәуіп шал-шаман

Мейірімсіз, қайырымсыз. Таяз ойлы.

Бақташы қарт-старец

Ақылы мол, көргені көп.

10

ғ) Проблемалық сұрақтар(проблемные вопросы)

1. Ақынның поэмасындағы негізгі арқау болған тақырып не?

2. Автор өзі көтерген мәселені қаншалықты аша білген?

3. Ана неге аққуды атпақ болды? Бұл шешімге келу анаға оңайға түсті ме?

Проблемадан шығу:

1.Ақынның поэмасындағы негізгі арқау болған тақырып - ананың балаға деген махаббаты.

2.Автор өзі көтерген мәселені толығыман ашқан, себебі поэма шын тебіреністен, шын шабыттан, шын күйзелістен, шын сағыныштан туған.

3.Ана аққуды баласы үшін атты. Бұл шешім анаға оңай түспеді ана көп ойланды.

«Аққу - киелі құс» пікір - сайыс.белая лебедь священная птица, в нее нельзя стрелять

1) Жақтаушы топ: «Аққуды атуға болмайды»

Дәлелдеме: - Көлдің сәні - аққулар.

- Аққу киесі оңдырмайды.

2) Даттаушы топ: «Ананың балаға деген махаббатын дәлелдеу үшін аққуды атуға болатын»

Дәлелдеме: - Ана - махаббатымен құдіретті

- Бәрі де адам үшін жаратылған.

Мақсаты:

Түйін: Мақсатыма жеттім.

ҮІ. Рефлексия. Ой түйіндеу. Шығармашылық тапсырма. Анаға хат. Оқушылар анаға арнап хат жазады. Написать письмо матери

ҮІІ. Осы сабақтан не алдым? Тест интервью

Мұқағали мен Лазарьдың шығармаларының ерекшелігі. Сравнить произведения Лазаря Кокышева и Мукагали Макатаева

«Аққулар ұйықтағанда» поэмасы «Лебеди» бізге қандай тәрбие берді?Вывод из произведении

Ойы өзекті.Оба писателя подняли очень важную проблему-охрана нашей природы.А что относится к природе знают все.

Бейнелі рух, сезім басым.

Қазақ және алтай халықтарының тұрмысына жақын ойлар айтылады.

Ана махаббатының құдіреттілігін сезіндірді.Материнская любовь-выше всех.

Табиғатты қорғауды үйретті.

Охрана природы.

Халық дәстүрін берік ұстануды дәріптеді.Сохранять наши традиции и обычаи народов казахского и алтайского народов.

11

Итог урока. Мұғалім сөзі: Балалар, адам - табиғат перзенті. Дүниеде екі ана бар: бірі - тіршіліктің анасы табиғат анасы, екіншісі адам анасы. Екеуіде мейірімді. Осы екі анаға да қаталдық көрсетуге, жанын жаралауға болмайды.

Сегодняшний наш урок хочется закончить словами Г.И.Чорос-ГуркинаАлтай - это живой дух, щедрый, богатый, исполин -великан... Туманы, его прозрачные мысли, бегут во всестороны мира. Алтайские озёра - это его глаза,смотрящие во вселенную. Водопады и реки его - речь и песни о жизни, о красоте земли, гор».Отношение человека к природе, обществу, вселенной, и наконец, самому себе эти понятия формируются в человеке издревле, заложенные в нём генетически. В последнее десятилетие вобщественном сознании природоохранные проблемы вышли на одно из первых мест.Почитанием окружающего мира проникнута вся жизнь алтайского народа. Связь с природой отражены в верованиях и представлениях, где видное место занимает - обожествление, где есть элементы направленные на охрану растительного и животного мира.Экологические знания передаются из поколения в поколения через обряды, традиции. Древние наши предки освоили мир на уровне своего мифа поэтического мышления. По их представлению окружающий мир существует в гармонии с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции, ритуалы, сохранившиеся до сегодняшнего дня: поклонение небу, почитание объектов природы - гор, рек, озёр, деревьев. Согласно миропониманию древних тюрков окружающий мир понимается как единое целое, а человек в нём лишь частица вселенной. Вся природа Алтая остаётся святым храмом, о чём свидетельствуют ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах, привязывание ленты на деревья, окропление Алтая молоком, угощение едой духов Алтая. По мировидению алтайца всё окружающее имело своего хозяина. В стихотворении С.Суразакова «Хозяин гор» говорится:

«На вершинах гор не говори, не кричи

Будь молчалив как камень,

Не серди хозяина горы...»

Дух Алтая вечен, всемогущ, свят и требует особого почтенного отношения к себе. Хочет или не хочет, человек должен согласовывать действия с ним.

Все мы молимся нынче

Великому духу Алтая,

Чтоб кедровник шумел,

Чтобы реки остались чисты.

Там на скалах архары,

Мне хочется слышать их топот,

Пусть и ирбис,

Не будет испуган,

И загнан людьми...

12

Так сказано в стихотворении П.Самыка «Молитва духу Алтая». И Я Думаю, что у вас в душе осталось щемящее чувство тревоги. Вы никогда не сделаете больно ни цветку, ни дереву, ни птицам,ни животным.

ҮІІІ. Үйге тапсырма.Домашнее задание

«Жетімкөл аққулары» - эссе жазу.(написать эссе)

«Аққу» тақырыбына өлең жазу.(сочинить стихи о природе Алтая)

Дома:1. Выучить отрывок из произведении на выбор

2.Нарисовать лебедь на выбор или по сюжету произведении.(Рисунок про природу)

3.написать эссе или сочинить стихотворение о лебеди или про охрану природы.



Литература

1. Т. Дулькейт "Телецкое озеро в легендах и былях", Барнаул, 1979 г.

2. "Легенды Северного Алтая". г. Горно-Алтайск, 1994 г., составитель Кандаракова Е.П.

3. Когда цветет маральник. Стихи молодых поэтов Горного Алтая, г. Горно-Алтайск, 1985

4.Сайт «Алтай-туристическая компания»

5.Казахская литература 8 класс авторы С.Макпыров 2001 год





© 2010-2022