• Преподавателю
  • Другое
  • Дополнительная образовательная программа Окружающий мир для школы раннего развития

Дополнительная образовательная программа Окружающий мир для школы раннего развития

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Красногвардейского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Красногвардейского района Белгородской области



Утверждаю

Директор МБОУ ДОД

«Дом детского творчества»

Красногвардейского района

_____________ Ефимова Л.Н.

«_____» __________ 20___ г.











Дополнительная образовательная программа

Окружающий мир

на 2 года обучения

5-7 лет









Педагог дополнительного образования:

Быкова Людмила Митрофановна








г. Бирюч, 2013

Дополнительная образовательная программа «Окружающий мир», модифицированная, естественной и социально-гуманитарной направленности, является познавательной, развивающей интеллектуальность детей.


Автор программы Быкова Людмила Митрофановна,

педагог дополнительного образования


Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «_____» ____________ 2013г, протокол №______

Председатель___________ А.В.Королева











































Пояснительная записка

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Дети шестого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре.

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях.

Основная цель программы - расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность. Основные задачи данной программы.

Развивающие - развить речь детей, обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, активности.

Образовательные - сформировать знания об окружающем их мире.

Воспитательные - воспитать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботится о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к её истории. Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.

Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей. Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е. при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Поэтому важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.

Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.

Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления жизни. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Поскольку жизненный опыт ребёнка невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.

Отличительные особенности и новизна программы в том, что программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Дети шестого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре.

Данная программа является модифицированной и адаптирована к системе дополнительного образования. «Окружающий мир» создаёт фундамент для изучения части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений.

Специфика преподавания любого предмета для шестилетних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:

·дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записями в тетрадях и на доске;

·личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением;

·рефлексия - осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии.

Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Используется пиктографический метод представления учебного материала. Пиктограмма - это ребус, т.е. игра. Но при помощи такой игры, возможно, научить ребят воспринимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.

Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа реализуется а течении двух лет и рассчитана для детей 5-6 (первый год обучения), 6-7 лет (второй год обучения).


Формы и режим занятий

Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является занятие. Предпочтение отдаётся занятиям- экскурсиям, занятиям-играм, практическим занятиям, занятиям с демонстрацией объектов или их изображений. Занятия - экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших обучающихся представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих занятиях как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность занятий 30 минут, с 10-минутным перерывом.

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу первого года дошкольники должны знать:

  • безопасную дорогу от дома до школы;

  • название страны, в которой они живут, ее столицы;

  • названия дней недели, времен года;

  • имена и отчества родителей;

  • основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

  • культуру поведения в общественных местах;

  • цвета радуги;

Дошкольники должны уметь:

  • различать овощи и фрукты

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Особенности организации контроля по окружающему миру для младшей группы

В младшей группе основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала). Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Для проверки знаний разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными раздаточными материалами (карточками), умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов - за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов - за «правильный ответ».

К концу второго года дошкольники должны знать:

  • важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы;

  • символы России: флаг, герб, гимн;

  • простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

  • назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход.

Дошкольники должны уметь:

  • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;

  • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

  • составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»

Предполагаемые результаты к концу обучения:

1.Устойчивость интереса детей к данному предмету.
2.Расширение кругозора детей.
3.Применение знаний в практической деятельности.
4.Развитие речи, обогащение словарного запаса детей, умение вести содержательный диалог.
5. Повышение уверенности детей.

Особенности организации контроля по окружающему миру для старшей группы

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету для старшей группы используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют все дети. Педагог подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые дети дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

- Индивидуальный устный опрос.

Формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

- Рассказ-описание. Воспитанник дает описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства.

- Рассказ-рассуждение. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития, сформирование логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

-Описание пиктограммами, например, погодных условий. Специфический для этого возраста прием работы.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед ребенком динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.


  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

разделап/п

Раздел программы

Количество часов

1 год

2год

Введение в программу

1

-

1

Разнообразие изменений в окружающем мире

24

44

2

Тела и вещества

14

2

3

Человек и его здоровье

12

13

4

Как жили наши предки

12

8

5

Защитим свою планету

8

2

Итоговое занятие

1

1

Всего

72

72
















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего


Введение в программу

1


1

1

Разнообразие изменений в окружающем мире

12

12

24

1.1

Земля - наш общий дом.

1

1

2

1.2

Всё изменяется под солнцем. Времена года.

1

1

2

1.3.

Природные явления и погода. Необычные природные явления.

2

2

4

1.4

Тепло и холод. Температура и ее измерение.

2

2

4

1.5

Зима сон в природе.

1

1

2

1.6

Весеннее пробуждение

2

2

4

1.7

Лето красное - пора прекрасная

1

1

2

1.8

Осень - щедрая душа

2

2

4

2

Тела и вещества

7

7

14

2.1

Понятие «тела» и «вещество»

1

1

2

2.2

Три состояния вещества.

2

4

6

2.3

Строение вещества

4

2

6

3

Человек и его здоровье

5

7

12

3.1

Организм человека и его здоровье

4

2

6

3.2

Органы чувств.

2

4

6

3.3

Как лечились наши предки.

1


1

3.4

Обобщающее занятие по теме: «Организм человека и его здоровье».


1

1

4

Как жили наши предки

7

5

12

4.1

Природа и быт в жизни наших предков.

4

2

6

4.2

Старинные города.

2

2

4

4.3

Учение на Руси.

1


1

4.4

Обобщающее занятие по теме: «Как жили наши предки».


1

1

5

Защитим свою планету

4

4

8

5.1

«Земля - живая планета»

1


2

5.4

«Когда животных в природе становится мало или много»

2

2

4

5.5.

«Море бывает в беде»

1

1

1

5.8

Обобщающее занятие «Красная книга»


1

1


Итоговое занятие


1

1


Всего

36

36

72














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 года обучения

Введение в программу

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство с учреждением дополнительного образования, просмотр выставок. Правила безопасности в пути.

Раздел 1 Разнообразие изменений в окружающем мире

Тема 1.1 Земля - наш общий дом.

Теория: Форма нашей планеты. Рассказать о нашем общем доме: планете Земля, её особенностях, свойствах. Отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Образование материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.

Практика: Зарисовка природы

Тема 1.2 Всё изменяется под солнцем. Времена года.

Теория: Современные представления о Солнце. Солнечный ветер и солнечная радиация. Магнитные бури и их влияние на биосферу. Роль солнца - источника света и тепла - в жизни живых существ. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе

Практика: Зарисовка природы

Тема 1.3 Природные явления и погода. Необычные природные явления.

Теория: Систематизировать знания о свойствах воздуха. Дать представление о движении воздуха (ветре). Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури.

Практика: Зарисовка природы

Тема 1.4 Тепло и холод. Температура и ее измерение.

Теория: Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха.

Практика: Зарисовка природы

Тема 1.5 Зима - сон в природе.

Теория: Зимние явления в неживой природе: холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоемы льдом. Значение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитания

Особенности зимних погодных условий. Приспособление растений и животных к условиям, особенности жизни.

Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Приспособление к наземно - воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птиц

Практика: Зарисовка природы

Тема 1.6 Весеннее пробуждение

Теория: Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, их характерные признаки. Связь растений с насекомыми. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Первый прилет скворцов, трясогузок, затем водоплавающих птиц - уток, гусей, чаек.

Практика: Сравнение признаков зимы и весны

Тема 1.7 Лето красное - пора прекрасная

Теория: Природные явлениях, характерных для летнего времени, особенности мира растений и животных родного края, основы безопасного поведения во время грозы.

Практика: Зарисовка летнего пейзажа

Тема 1.8 Осень - щедрая душа

Теория: Обобщить знания об изменениях происходящих осенью. Закрепить знание детей об овощах (узнавать и называть овощи). Изучение изменений, происходящих в живой и неживой природе осенью, знакомство с занятиями людей в осенний период. Изучение названий осенних месяцев и народных традиций, связанных с осенним периодом. Изучение правил охраны природы осенью.

Практика: Зарисовка даров осени

Раздел 2 Тела и вещества

Тема 2.1 Понятие «тела» и «вещество»

Теория: Использование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровье. Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом...

Тело - организм человека или животного в его внешних, физических формах. Тело - часть организма...Тело - основная часть, корпус чего-нибудь.

Практика: Зарисовка кристаллов.

Тема 2.2 Три состояния вещества.

Теория: Состояние воды в природе (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Основные свойства воды, снега, льда, пара.

Расположение частиц в веществах с твердым агрегатным состоянием. в жидких веществах, в газообразных веществах.

Практика: Зарисовка кристаллов снега.

Тема 2.3 Строение вещества

Теория: Понятие тело, вещество, частица, различия вещества по их признакам и свойствам. представления о частицах-молекулах, о движении и расположении их в твердых, жидких и газообразных веществах

Практика: Зарисовка облаков дождевых, снеговых и перистых.

Раздел 3 Человек и его здоровье

Тема 3.1 Организм человека и его здоровье

Теория: Внешнее и внутреннее строение тела человека. представление о скелете человека, работе суставов, свойства костей.

Первая помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей. Назначение мышц, разнообразие; сухожилия; работа мышц, их тренировка, состояние усталости.

Легкие, бронхи, носоглотка. Как предупредить заболевания органов дыхания. Вред курения. органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи - белки, жиры, углеводы. основные функции крови, ее состав; навыки здорового образа жизни; органы очищающие организм, их функции и принцип работы. Особенности охраны здоровья в разное время года. Вредные привычки и основы здорового образа жизни

Практика: Определение объема вместимости легких.

Тема 3.2 Органы чувств.

Теория: Органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; их работа и функции в организме. Значение нервной системы и ее органов в организме.

Практика: Проведение опыта, вкусового (соленый, кислый, сладкий)

Проведение тактильного опыта (холодное, горячее).

Тема 3.3 Как лечились наши предки.

Теория: Какими способами лечились наши предки. Лечебные травы. Мед. Закаливание. Правильное питание. Экологически чистые продукты.

Практика: Зарисовка полезных продуктов питания.

Тема 3.4 Обобщающее занятие по теме: «Организм человека и его здоровье».

Теория: Обобщение знаний по теме: «Организм человека и его здоровье».

Практика: Тестирование.

Раздел 4 Как жили наши предки

Тема 4.1 Природа и быт в жизни наших предков.

Теория: Способы познания прошлого; о быте и культуре своего народа;

понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Чем занимались наши предки, как они осваивали природу;

-обычаи и традиции предков.

Практика: Рисунок старинной посуды.

Тема 4.2 Старинные города.

Теория: Строение старинных поселений, их виды; значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Чем занимались горожане в старину; старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); виды художественной росписи предметов быта. Чем занимались купцы в старину; появление денег; история возникновения торговли и денег на Руси; понятия «меновая торговля», «купец», «монета».

Практика: Инсценировка купеческой торговли.

Тема 4.3 Учение на Руси.

Теория: Обучение счету и письму в старину на Руси. Первая азбука.

Практика: Зарисовка старославянских букв (по выбору).

Тема 4.4 Обобщающее занятие по теме: «Как жили наши предки».

Теория: Закрепление знаний по истории жизни наших предков.

Практика: Тестирование

Раздел 5 Защитим свою планету

Тема 5.1 «Земля - живая планета»

Теория: Жизнь на земле, общие условия для растений, животных и людей. Единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого.

Практика: Зарисовка солнечной системы.

Тема 5.2 «Когда животных в природе становится мало или много»

Теория: Нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества. Обобщение представлений о том что, что животные, растения - живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природным.

Практика: Рисунок знаков защиты природы.

Тема 5.3 «Море бывает в беде»

Теория: Представление о море, его обитателях. Отношения современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природу.

Практика: Рисунок обитателей морского дна.

Тема 5.4 Обобщающее занятие «Красная книга»

Теория: Факты отрицательного воздействия на природу. Примеры рационального использования природы человеком

Практика: Рисунок схемы пирамиды исчезающих животных.

Итоговое занятие

Теория: Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Практика: Итоговое тестирование.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Разнообразие изменений в окружающем мире

22

22

44

1.1

Смена дня и ночи. Движение планеты.

5

5

10

1.2

Смена погоды и сезонов

1

1

2

1.3.

Смена рельефа. Образование материков и океанов

10

10

20

1.4

Природные зоны

5

5

10

1.5

Аномалии в природе

1

1

2

2

Тела и вещества

2

2

4

2.1

Горные породы и минералы.

1


1

2.2

Вода


1

1

2.3

Почва

1


1

2.4

Воздух


1

1

3

Человек и его здоровье

6

7

13

3.1

Характеристика основных форм труда.

1

1

2

3.2

Деятельность человека в необычных условиях

2

2

4

3.3

Факторы, сохраняющие и нарушающие здоровье. Сон, его значение. Предупреждение нарушений сна.

2

2

4

3.4

Защитно-приспособительные реакции организма. Иммунитет.

1

1

2

3.5

Обобщающее занятие по теме: «Организм человека и его здоровье».


1

1

4

Как жили наши предки

4

4

8

4.1

Чары и поверья.

2


2

4.2

Старинный быт и обычаи русского народа.

2

2

4

4.3

Старинная русская одежда.


1

1

4.4

Обобщающее занятие по теме: «Как жили наши предки».


1

1

5

Защитим свою планету

1

1

2

5.1

Равновесие в природе

1


1

5.2

Обобщающее занятие «Экологическая викторина»


1

1


Итоговое занятие


1

1


Всего

36

36

72














СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения

Раздел 1 Разнообразие изменений в окружающем мире

Тема 1.1 Смена дня и ночи. Движение планеты.

Теория: Глобус и карте как о модель земной поверхности, приемы определения направлений, географические координаты объектов и объектов по их координатам, а также приемы определения абсолютных высот и глубин отдельных объектов и территорий; форма и размеры Земли, как об одной из девяти планет Солнечной системы, процессы движения Земли вокруг своей оси и смену дня и ночи.

Практика: Определение направлений по карте

Тема 1.2 Смена погоды и сезонов

Теория: Четыре времени года. От чего происходит смена времен года? Периоды равноденствий. Климатические пояса на Земле.

Практика: Зарисовка природы в заданном состоянии по временам года.

Тема 1.3 Смена рельефа. Образование материков и океанов

Теория: Макроформы рельефа материков. Срединно-океанические хребты, океанические глубоководные желоба, разломы. Эндогенные и экзогенные процессы рельефа. Формирование современных очертаний материков и океанов, морской фауны и флоры. Строение материков и океанов.

Практика: Зарисовка и раскраска материков и океанов в контурных картах.

Тема 1.4 Природные зоны

Теория: Природные зоны арктического и субарктического климатических поясов в Евразии. Сокращение численности животных, запрет на отстрел. Территории, занятые зоной смешанных и широколиственных лесов. Плодородие черноземных почв степей, полупустыни и пустыни. Представление карты природных зон Северной Америки. Изучение разнообразия органического мира арктических пустынь, тундры и лесотундры, тайги, саванн и редколесий. Видовое разнообразие флоры и фауны переменно-влажных, жестколистных и вечнозеленых лесов. Обзор основных природно-хозяйственных зон России. Географическое положение арктических пустынь, тайги, степей, пустынь. Рассмотрение разнообразия животного и растительного мира в влажных экваториальных лесах Африки. Описание климатических условий зоны саванн и тропических пустынь. Изучение расположения, флоры и фауны наиболее известных пустынь Африки - Сахары и Намиба.

Практика: Зарисовка природных зон материков.

Тема 1.5 Аномалии в природе

Теория: Аномалии в области природы. Характеристика ландшафта, формирующиеся геохимические аномалии. Аномальная жара 2010 в России, ее вероятные причины, экстремальный характер. Природные геохимические аномалии как причина нарушений здоровья населения. Врожденные аномалии. Генетические аномалии у сельскохозяйственных животных.

Практика: Зарисовка природных аномалий.

Раздел 2 Тела и вещества

Тема 2.1 Горные породы и минералы.

Теория: Горные породы, осадочные горные породы и магматические горные породы. Как изучают горные породы и минералы. Магматические горные породы. Метаморфические горные породы. Осадочные горные породы. Метеориты.

Практика: зарисовка гранита.

Тема 2.2 Вода

Теория: Значение воды для человека. Состояние воды в природе (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Основные свойства воды, снега, льда, пара. Причины загрязнения воды в природе. Мировой океан. Подземные воды. Ледники и постоянный снежный покров в том числе в Антарктиде. Подземные воды в зоне многолетнемерзлых пород. Болота. Реки. Озера, в том числе пресные озера. Вода в атмосфере. Общие запасы пресных вод. Общие запасы воды.

Практика: Проведение опыта «Вода не имеет формы».

Тема 2.3 Почва

Теория: Почва как важнейший компонент окружающей природной среды. Деградация почвы, основные виды антропогенного воздействия на нее. Эрозия и загрязнение почвы. Виды пестицидов, минеральные удобрения. Отходы производства, вторичное засоление и заболачивание почв. Принципы рационального использования и охраны недр Земли

Практика: Проведение опыта «Структура почвы»

Тема 2.4 Воздух

Теория: Атмосфера и её нижняя часть - тропосфера. Азот, кислород, благородные газы, углекислый газ, пары воды - постоянные составные части воздуха. Примеси в составе воздуха: пыль (пепел, частицы органических веществ, пыльца растений, бактерии), сажа (копоть), соли. Свойства воздуха. Сжижение воздуха при повышенном давлении и пониженной температуре.

Практика: Проведение опыта «Теплый воздух легче холодного».

Раздел 3 Человек и его здоровье

Тема 3.1 Характеристика основных форм труда.

Теория: Общее представление о профессии. Классификация видов труда. Классификация профессий. Сферы трудовой профессиональной деятельности (типы профессий): «Человек природа», «Человек - человек», «Человек - техника», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ». Основные виды деятельности: игра, учение и труд. Значимость профессий.

Практика: Рисунок рабочего выбранной профессии.

Тема 3.2 Деятельность человека в необычных условиях

Теория: Общее представление о деятельности в экстремальных условиях. Экология и здоровье человека, химические загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Практика: Рисунок космонавта.

Тема 3.3 Факторы, сохраняющие и нарушающие здоровье. Сон, его значение. Предупреждение нарушений сна.

Теория: Здоровье, его значение для жизни и деятельности человека, развития общества. Здоровье человека как его физическое, психическое и социальное благополучие. Факторы, сохраняющие здоровье. Общение с природой как средство для снятия нервно-эмоциональных нагрузок, восстановления сил и душевного равновесия человека. Влияние социальной и природной среды. Роль личной и общественной гигиены, рационального режима дня в сохранении здоровья. Значение двигательной активности, чередования умственного и физического труда в повышении работоспособности человека. Факторы, нарушающие здоровье: инфекции, переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, травмы, употребление алкоголя, наркотиков, курение, различного рода облучения, в том числе ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами, умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон, неполноценный отдых.

Практика: Рисунок-призыв «О вреде курения»

Тема 3.4 Защитно-приспособительные реакции организма. Иммунитет.

Теория: Виды защитного механизма у человека. Морфологические (защитные ткани, органы, клетки, барьерные мембраны).

Физиологические: ускорение обменных процессов, активация ферментов, образование дополнительных медиаторов.

Иммунологические: системы защиты от воздействия разных биосистем, клеточно-гуморальные системы. Основные способы укрепления иммунитета.

Практика: Викторина «Защитим иммунитет»

Тема 3.5 Обобщающее занятие по теме: «Организм человека и его здоровье».

Теория: Обобщение и закрепление знаний по теме «Организм человека и его здоровье»

Практика: Тестирование.

Раздел 4 Как жили наши предки

Тема 4.1 Чары и поверья.

Теория: Легенды и поверья о пальмах и папоротниках. Ожерелье из рябины. Поверья связанные с рябиной. Первый признак сглаза - ощущение странной усталости. Симптомы и причина. Талисманы драгоценных камней. Лечение травами. Домовые.

Практика: Зарисовка лечебных трав.

Тема 4.2 Старинный быт и обычаи русского народа.

Теория: Национальная культура. Менталитет, традиции, обычаи, обряд. Рушник - это символ дома и семьи. Обычай чаепития на Руси. Писанка - оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Семейные традиции и обряды, свадебные обряды. Календарные праздники и обряды, фольклор. Традиции русского застолья. Традиции приема гостей. Традиции русского православного праздничного застолья

Практика: Зарисовка праздника Масленицы.

Тема 4.3 Старинная русская одежда.

Теория: Как одевались в старину. Роль одежды в жизни человека, ее особые функции в обществе, выражение климатических, национальных и эстетических особенностей местности. Составные части украинской народной одежды. Красно-черно-синяя отделка одежды нарядов Центрального Поднепровья. Соединение отдельных локальных видов одежды и отделки в единый художественный ансамбль. Основные типы мужских и женских украинских сорочек. Характеристика мужской и женской одежды и обуви Египта в период Древнего, Среднего и Нового Царства. Украшения, головные уборы, прически, элементы символики в костюме. Домашняя обстановка и утварь.

Практика: Зарисовка старинного костюма.

Тема 4.4 Обобщающее занятие по теме: «Как жили наши предки».

Теория: Закрепление знаний по теме «Как жили наши предки».

Практика: Тестирование.

Раздел 5 Защитим свою планету

Тема 5.1 Равновесие в природе

Теория: Равновесие - один из основных законов природы. Сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих все живое и неживое. Тайны растений, загадки, сенсационные открытия. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества.

Практика: Зарисовка хищника и травоядного.

Тема 5.2 Обобщающее занятие «Экологическая викторина»

Теория: Закрепление знаний по теме «Защитим свою природу»

Практика: Тестирование.

Итоговое занятие

Теория: Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Практика: Итоговое тестирование.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов.

Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.

В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это наиважнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становится меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.

Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:

1. Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей педагог оценивает их знания.

2. Совместное открытие знаний. Задавая наводящие вопросы, педагог корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде педагогом.

3. Закрепление новых знаний в игре. Обсудив тему, дети под руководством педагога вовлекаются в имитационную игру, разыгрывая ситуации и закрепляя тем самым полученные ими знания.

В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.

Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее. Особый смысл приобретает учебная деятельность, так как дети готовятся к школе и этот переход не должен быть резким. Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.
В целом, работа с дошкольниками по данной программе поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности.

Занятия в младшей группе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов и форм обучения и их сочетаний. Достижению планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:

- словесных (рассказ, беседа);

- наглядных;

-практических (упражнения, практические работы).

Программа реализуется при условиях использования педагогических технологий:

  • технология сотрудничества

  • технология деятельностной методики (пошаговой реализации)

  • технология личностно- ориентированная

  • игровые технологии

Основа работы заключается в опоре на активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. Именно на тезисе активности детей, принятия воспитанника как целостной личности основаны современные идеи гума-низации и гуманитаризации образования. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

В систему организации учебных заданий входит:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

  • опору на опыт ребенка;

  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических - и установление соответствия между ними;

  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Помещение для занятий.

  • Школьная мебель в соответствии с возрастом.

  • Книжный шкаф для хранения литературы и дидактических принадлежностей

  • Тематический раздаточный материал.

  • Игрушки.

  • Иллюстрации картин (в соотнесении с программой).

  • Школьно-письменные принадлежности.



Методические пособия для педагогов.

  1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 432с.

  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. - 159с.

  3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: Баласс, 1999. - 305с.

  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /Сост. О.А.Воронкевич. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. - 336с. - (Библиотека программы «Детство»).

  5. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 - 7 лет ООО ТЦ Сфера-М 2011

  6. Данилина Г. Н. «Дошкольник об истории и культуре России» М.: Мозаика-Синтез, 2005(методическое пособие).

  7. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

  8. Журавлева Л. С. «Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомление с окружающим миром для работы с детьми 5-7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2006 (методическое пособие).

  9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду./под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой--М:МОЗАИКА-Синтез, 2005

  10. Соломельникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2007 (методическое пособие).

  11. Соломельникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2008 (программа методических рекомендаций).

Пособия для детей.

  1. Серия: «Животный мир океана», «Наша планета Земля», «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «ягоды», «Насекомые», «Животные Севера», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы». М.: Мозаика-Синтез,2005 (рабочая тетрадь).

  2. Серия раскрасок для детей: «Растения водоемов», «Полевые и луговые цветы», «Овощи», «Фрукты», «Электрические приборы» М.: Мозаика-Синтез, 2005 (рабочая тетрадь).

  3. Серия лото: «Соседи по планете», «Мир вокруг нас», «Времена года», «Животный мир», «Профессии», «Космос», «Транспорт»

Демонстрационные материалы.

  1. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Автомобильный транспорт»» М.: Мозаика - Синтез, 2006 учебно-наглядное пособие).

  2. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Бытовая техника»» М.: Мозаика - Синтез, 2006 учебно-наглядное пособие).

  3. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Деревья и листья»» М.: Мозаика - Синтез, 2007 учебно-наглядное пособие).

  4. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Животные жарких стран»» М.: Мозаика - Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Автомобильный транспорт»» М.: Мозаика - Синтез, 2006 учебно-наглядное пособие).

  5. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Бытовая техника»» М.: Мозаика - Синтез, 2006 учебно-наглядное пособие).

  6. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Деревья и листья»» М.: Мозаика - Синтез, 2007 учебно-наглядное пособие).

  7. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Животные жарких стран»» М.: Мозаика - Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках. Ягоды садовые»» М.: Мозаика - Синтез, 2007 учебно-наглядное пособие).

  8. Серия: «Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» М.: Мозаика - Синтез, 2006 учебно-наглядное пособие).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

Основная литература:

1. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество.- М.: Баласс, 2010.

2. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа - М.: Баласс, 2010

3. Вахрушев, А. А. Наша планета Земля: методические рекомендации. - М.: Баласс, 2010.

Дополнительная литература:

4. Окружающий мир. Поурочные планы по учебнику / авт.-сост. Н. В. Кий-ко, Н. А. Порунова. - Волгоград: Учитель, 2010.

Литература для родителей

5. Большова Т.В. «Учимся по сказке» - СПб, 2010

6. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.

7. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам» - М, 2008

8. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.

Литература для детей

1. Барто А. Медвежонок-невежа

2. Бианки В. Где раки зимуют.

3. Бианки В. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт?

4. Даниил Хармс. Иван Иваныч Самовар. Игра. Весёлые чижи. Врун. И др.

5. Житков.Б. Пудя. Как я ловил человечков.

6. Казаков Ю. Зачем мыше хвост?

7. Крылов И.А. Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки.

8. Макэлистер. Разноцветные путешествия.

9. Маршак С. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей?

10. Михалков С. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И др. стихи.

11. Мошковская Э. Зоопарк.

12. Народные сказки о животных. Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Мужик и медведь. И другие.

13. Паустовский К. Прощание с летом.

14. Пляцковский М. Солнышко на память (рассказы). Умные животные (рассказы).

15. Пришвин М. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.

16. Сладков Н. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна.

17. Сутеев. В. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Капризная кошка. Палочка-выручалочка.

18. Чарушин. Евгений Медвежонок. Медвежата. Волчишко.

19. Чуковский К. Айболит.










Приложение 1

Физкультминутки на занятиях по окружающему миру

«Вороны»

Вот под ёлочкой зелёной скачут весело вороны: кар-кар-кар!

Целый день они кричали, спать ребятам не давали: кар-кар-кар!

Только ночью умолкают и все вместе засыпают: кар-кар-кар!

(Дети бегают, размахивая «крыльями», потом садятся на корточки, руки под щёку и «засыпают»)

«В лесу»

Руки подняли и помахали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут - покажем: крылья сложим назад.

(Движения выполняются по ходу игры)

«Мыши»

Вышли мыши как - то раз посмотреть, который час (руки сложены как лапки на груди, шагать на месте маленькими шажками).

Раз - два - три - четыре, мыши дёрнули за гири (загибать пальцы на счёт, а потом имитировать слова «мыши дёрнули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон, убежали мыши вон (прикладывать руки к вискам, качать головой, убегать на свои места).

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо (дети ладошками машут себе в лицо)

Закачалось деревцо (дети качают туловище то в одну, то в другую сторону).

Ветер тише, тише, тише (приседают),

Деревцо всё выше, выше (дети встают и тянутся руками к «солнышку»).

«Гриша»

Гриша шёл, шёл, шёл (шаги на месте)

Белый гриб нашёл (то же самое)

Раз-грибок, два-грибок, три-грибок (одну руку сгибают перед собою и имитируют движения, как будто собирают грибы и складывают в корзинку)

Положил их в кузовок (руки округляем перед собой).

«Хомка»

Хомка, хомка, хомячок (кистями рук делаем большие «щёки»)

Полосатенький бочок (руками «проводим полоски» на туловище).

Хомка раненько встаёт (потягиваемся), щёчки моет, шейку трёт (имитируем умывание).

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку (имитируем подметание и шаги на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (рывки руками - одна вверху, другая - внизу)

Хомка хочет сильным стать (изображаем силачей).

«Мишка косолапый»

Мы пойдём на носках, мы пойдём на пятках (идём на носках, на пятках),

Мы идём, как все ребятки - раз-два, раз-два (идём быстро).

И как мишка косолапый раз-два, раз-два (шагаем, подражая медведю).

«Самолеты»

1. «Мотор». И. п. - ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки вперед, вращать согнутыми в локтях руками одна вокруг другой, вернуться в и. п.

2. «Насос». И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, попеременно поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, вернуться в и. п.

3. «Ремонт колес». И. п. - ноги параллельно, руки внизу. Поднять правое колено, хлопнуть по нему обеими руками, опустить. Выполнить то же движение, но поднимать левое колено.

4. «Самолеты взлетают». И. п. - то же. Присесть, руки вытянуть в стороны, встать.

5. «Самолеты летят». И. п. - то же. Поднять руки в стороны, опустить.

Приложение 2

Универсальные физкультминутки

«Волшебное слово»

Развивает произвольный контроль, интенсивность и устойчивость внимания.

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произносится, дети остаются неподвижными.

«Сова»

Корректирует процессы возбуждения и торможения, формирует умения действовать по сигналу.

Когда ведущий говорит: бегите, дети бегают, а когда говорит: замрите, дети замирают. Кто пошевелится, возвращается на место - сова его поймала.

«Зеркало»

Формирует умение ориентироваться в пространстве.

Все дети встают напротив педагога, представляя себя маленькими зеркалами. Они должны повторить все движения учителя.

«Запрещенное движение»

Развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними.

Участники стоя выполняют гимнастические упражнения, показываемые им ведущим. Выполняются все упражнения, кроме одного («запрещенного»), заранее оговоренного. Игра может усложняться, если вместо «запрещенного» упражнения дети будут выполнять другое, также заранее оговоренное. Например, вместо «запрещенного» движения - поднять руки вверх - они должны присесть.

Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда. Вот некоторые приемы зарядки для глаз:

Зажмуримся - посмотрим на пальчик (3 раза).

Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза).

Посмотрим вдаль - на носик, поморгаем (3 раза).

Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).

Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза).




© 2010-2022