Рабочая программа детского объединения Начальное техническое творчество

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Медвенского района»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ ДОД «Дом пионеров и школьников Медвенского района»

_______________Л.М.Анахина

«03» сентября 2014 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

детского объединения «Начальное техническое творчество»












Педагог дополнительного образования:

Гулидова Галина Дмитриевна






2014г.

п. Медвенка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Техническое моделирование есть познавательный процесс, который обогащает обучающихся общетехническими знаниями, умениями, способствует развитию их творческих способностей в области техники, а также это важные шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов.

В основу деятельности объединения положена работа педагога дополнительного образования по воспитанию творческой социально - адаптированной личности. Она базируется на уровневой дифференциации в воспитании позитивной самооценки обучающихся.

Направления деятельности:

-обучение основам технического конструирования;

-изучение технологий изготовления различных моделей технического творчества;

-постройка моделей в соответствии с техническими данными: чертежами, масштабом.

Программа детского объединения начального технического творчества рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (3-5классы), Она ставит своей целью воспитание позитивной самооценки у обучающихся. Программа является разноуровневой, носит вариативный характер, может корректироваться с учетом материальной базы и контингента обучающихся.

Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. Срок реализации- 2 года.

По первому году обучения количество часов - 144, число занятий в неделю -2. Продолжительность занятия составляет 1 час 30 минут, перерыв между занятиями - 10 минут. По второму году обучения количество часов - 216, число занятий в неделю - 3. Продолжительность занятия 1 час 30 минут, перерыв между занятиями - 10 минут.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: привить интерес к технике, науке, развить у них конструкторские способности, развить техническое мышление.

ЗАДАЧИ:

в воспитании - научить детей культуре общения, культуре труда работать

в коллективе;

в обучении - расширить политехнический кругозор, сформировать

умения и навыки работы с различными материалами

бумагой, картоном, деревом, клеем и т.д.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

В основу образовательной программы положен принцип единства демократизации и гуманизации обучения. Она ориентирована на развитие творческой личности ребенка. При составлении тематического плана учитывались возрастные особенности обучающихся. Используемые формы работы чаще всего индивидуальные, так как каждый обучающийся «творит» свою неповторимую модель.

Программа построена на основе:

ДОСТУПНОСТИ - при изучении материала учитываются возрастные особенности детей (один и тот же материал по-разному преподносится, в зависимости от возраста, умений и навыков.) Материал располагается от простого к сложному. По первому году обучения обучающиеся создают модели при непосредственном участии педагога дополнительного образования. По второму году обучения знания и умения совершенствуются, и педагог выступает уже в роли советчика и консультанта.

НАГЛЯДНОСТИ - на занятиях используются в качестве наглядного материала чертежи, плакаты, иллюстрации из журналов, модели, сделанные педагогом.

СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ - для активизации деятельности обучающихся используются такие формы обучения, как мини-выставки, занятия-игры, занимательные викторины, что пробуждает интерес к обучению.

ПРОЧНОСТИ - успешное усвоение знаний происходит, если обучающийся проявляет познавательную активность. Использование этого принципа заключается в том, что ребятам предлагается работать с литературой. Необходимо найти «историю своей модели» или придумать свою модель.

Чтобы добиться в своей работе предполагаемых результатов, при выполнении образовательной программы используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный - проводя беседы, педагог дополнительного образования рассказывает и показывает на схемах, чертежах, моделях новый материал;

- репродуктивный - при использовании этого метода обучающиеся изготавливают модель, детали модели по образцу (делай как я);

- диалогический - применение этого метода предусматривает диалог между педагогом и обучающимся, обеспечивает более прочное усвоение знаний путем обсуждения возникающих проблем при постройке модели.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

После освоения данной образовательной программы обучающиеся:

- научатся работать с техническими рисунками, шаблонами;

- приобретут навыки начального технического моделирования;

- освоят азы начального технического моделирования;

- научатся работать с инструментами: ножницами, линейкой, карандашом;

- научатся творчески подходить к изготовлению модели;

- расширят знания о начальном техническом моделировании.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Всего часов

Теория час.

Практика час.

11.

Вводное занятие.

2

1

1


22.

Свойства бумаги и картона, способы обработки бумаги и картона. Техника безопасности

2

1

1

33.

Технические понятия

4

2

2

44.

Первоначальные графические понятия

8

4

4

55.

Конструирование из плоских деталей

2

-

2

66.

Графическая подготовка

26

6

20

77.

Разработка и изготовление объемных моделей и макетов.

64

10

60

88.

Элементы художественного конструирования.

6

1

5

99.

Изготовление электронных игрушек.

22

2

20

110.

Экскурсии

6

-

-

111.

Заключительное занятие.

2



ИТОГО: 144 27 115



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

1. Вводное занятие.

Знакомство с образовательной программой. Знакомство обучающихся с образовательным учреждением. Техника безопасности. Правила противопожарной безопасности.


  1. Свойства бумаги и картона. Способы обработки бумаги и

картона

Техника безопасности.

Способы обработки бумаги и картона (протяжка, фальцевание). Конструирование из полоски бумаги. Конструирование из сложенного листа.

3. Технические понятия.

Понятие конструирования и моделирования. Работа с плоским геометрическим конструктором. Знакомство с трудовой деятельностью взрослых (беседа). Конструирование коробки.

4. Первоначальные графические понятия.

Знакомство с чертежами, инструментами и приспособлениями.

Чтение чертежей. Работа с периодической литературой.

Игровая программа «Чтение и труд рядом идут».

5. Конструирование из плоских деталей.

Щелевое соединение. Конструирование подъемного крана.

6. Графическая подготовка.

Центр и радиус круга. Конструирование часов. Деление окружности.

Знакомство с геометрическими фигурами. Знакомство с разверткой.

Построение развертки куба. Конструирование троллейбуса на основе параллелепипеда. Конструирование ракеты из боковой поверхности цилиндра с конической головкой, катапультой. Знакомство со сборочным чертежом. Конструирование робота из бросового материала. Знакомство с масштабом. Конструирование трактора из двух параллелепипедов.

7. Разработка и изготовление объемных моделей и макетов.

Знакомство с контуром и силуэтом технического объекта. Конструирование автомобиля. Способы форм окружающих предметов с геометрическими телами. Конструирование грузового автомобиля из геометрических тел и тарных коробок. Заочная экскурсия «Машины нашего поселка».

Чтение чертежей развертки. Конструирование трамвая. Конструирование домика. Конструирование экскаватора. Конструирование бронеавтомобиля «Амфибия». Конструирование гусеничного танка. Конструирование паровоза.

Конструирование вертолета. Конструирование корабля. Конструирование сельскохозяйственных машин. Способы крепления колес. Изготовление

объемных колес. Конструирование микроавтобуса. Конструирование автомобиля «КАМАЗ».

8. Элементы художественного конструирования.

Форма, цвет. Изготовление сувениров.

9. Изготовление электронных игрушек.

Электричество. Источники тока. Простейшие электрические

цепи. Действия электронных игрушек. Моделирование. Конструирование и изготовление электронной черепахи.

10. Экскурсии.

Экскурсии на областную выставку технического творчества и в музей А.Г.Уфимцева.

11. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Задачи на новый год.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

п/п

ТЕМА

Всего часов

Теория час.

Практика час.

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Свойства бумаги и картона. Способы обработки и картона. Техника безопасности.

2

1

1

3.

Технические понятия.

4

2

2

4.

Углубленное изучение графических понятий.

8

4

4

5.

Конструирование моделей воздушного транспорта.

12

2

10

6.

Конструирование и изготовление водных транспортных средств.

26

6

20

7.

Разработка и изготовление объемных моделей наземного транспорта.

64

10

54

8.

Элементы художественного конструирования.

6

1

5

9.

Выжигание.

40

4

36

10.

Изготовление электронных игрушек.

24

4

20

11.

Выпиливание.

16

2

14

12.

Экскурсии.

10

13.

Итоговое занятие.

2

2

-

ИТОГО:

216

37

179

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА

ОБУЧЕНИЯ.

  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы объединения. Техника противопожарной безопасности. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

2. Свойства бумаги и картона. Способы обработки бумаги и картона.

Техника безопасности.

Способы обработки бумаги и картона (протяжка, фальцевание). Конструирование из полоски бумаги. Конструирование из сложенного листа.

3. Технические понятия.

Понятие конструирования и моделирования. Работа с плоским геометрическим конструктором. Знакомство с трудовой деятельностью взрослых (беседа). Конструирование молотка.

4. Графические понятия.

Углубленное изучение графических понятий. Чертежи, правила выполнения и чтения чертежей. Инструменты и приспособления. Игра.

5. Конструирование моделей воздушного транспорта.

Виды моделей воздушного транспорта Воздушные змеи. Конструирование ракеты из боковой поверхности цилиндра с конической головкой, катапультой. Знакомство со сборочным чертежом.

Простейшие модели ракет.

Модели самолетов. Истребитель.

6 Конструирование и изготовление водных транспортных средств.

Знакомство с историей Военно-морского флота. Исторические корабли.

Простейший парусник. Изготовление глиссера. Изготовление швертбота.

7 . Разработка и изготовление объемных моделей и макетов наземного транспорта.

Знакомство с контуром и силуэтом технического объекта. Конструирование автомобиля. Способы форм окружающих предметов с геометрическими телами. Конструирование грузового автомобиля из геометрических тел и тарных коробок. Заочная экскурсия «Машины века».

Чтение чертежей развертки. Конструирование легкового автомобиля. Конструирование экскаватора. Конструирование пожарной машины. Конструирование гусеничного танка. Конструирование паровоза.

Конструирование сельскохозяйственных машин. Способы крепления колес. Изготовление

объемных колес. Конструирование микроавтобуса. Конструирование автомобиля «Камаз».

8. Элементы художественного конструирования.

Знакомство с художественным конструированием. Дизайн

выполненных моделей.

9. Выжигание

Виды декоративно прикладного искусства. Приборы для выжигания. Техника безопасности. Техника выжигания. Нанесение рисунка. Выжигание картин различной тематики. Оформление работ.

10.. Изготовление электронных игрушек.

Электричество. Источники тока. Простейшие электрические цепи. Действия электронных игрушек. Моделирование. Конструирование и изготовление простейшего робота.

11. Выпиливание.

Прибор для выпиливания. Набор пилочек. Техника безопасности

при работе лобзиком. Подготовка заготовок для работы.

Выполнение рисунка по выбору обучающихся.

Оформление выполненных изделий

12. Экскурсии.

Экскурсии на областную выставку технического творчества и в

музей А.Г.Уфимцева.

13. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Задачи на новый год.

Формы и методы обучения


Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения, использовать разнообразные формы организации занятий: ра­циональное сочетание фронтального, подгруппового и индивиду­ального взаимодействия педагога с детьми.

Специфика данной программы такова, что кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого сле­дует, что основной формой проведения занятий является практиче­ская работа.

Формы подведения итогов


Определяя процесс выявления результативности образователь­ной деятельности, необходимо отметить:

Во-первых, процедура проверки результата работы, обучающиеся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т. д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся, а в основ­ном способные и занимающиеся в кружке не первый год.

Во-вторых, работа «по образцу» является необходимым на­чальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педа­гога - развить творческий потенциал ребенка и научить его рабо­тать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у обучающихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.

В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуще­ствляется с помощью просмотров работ, собеседования в конце учебного года.

Работу по подведению итогов необходимо построить так, что­бы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии педа­гог должен подчеркнуть достижения каждого обучающегося и обя­зательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку руководитель использует не только для того, чтобы уста­новить уровень и качество работы, но и для того, чтобы принять задачу на следующее занятие.

По окончании учебного года ребятам вручаются на игровом празднике в качестве подарка работы, выполненные на занятиях в течение всего года.


Литература для учителя.


1 Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. Москва Просвещение 1981

2 Рябчиков Е.Ф. Технические кружки в пионерском лагере Москва

Просвещение 1964

3 Андрианова П.Н. Развитие технического творчества Москва Просвещение

1990

4 Перевертень Г.И. Самоделки из различных материалов Москва Просвещение

1985

5 Иванов Б.С. Электронные самоделки Москва Просвещение 1993

6 Горский В.А. Техническое творчество и военно-патриотическое воспитание

Школьников Москва Издательство ДОСААФ СССР 1983

7 Горский В.А. Программы для внешкольных учреждений и школ

Техническое творчество.

Литература для обучающихся.


1 Журнал «Мальчишки и девчонки».

2 Журнал «Юный техник».

3 Журнал «Левша».

4 Журнал «А почему?»


© 2010-2022