Методическая разработка тренинга на тему

Тренинг "Единение" направлен на сплочение студенческого коллектива, на формирование умения работать в группе, распределять обязанности между участниками и следить за их исполнением. Количество участников: соответствует количеству студентов в группе. В тренинге используются следующие методы: беседа, рассказ, дискуссия, метод "мозгового штурма", совместный рисунок". Время занятия: 1-1,5 часа. Дидактическое оснащение и оборудование: 1. Компьютер 2. Мультимедийная установка 3. Электронная презентац...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждениеМетодическая разработка тренинга на тему

среднего профессионального образования

Республики Марий Эл

«Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»





Утверждаю:

____________________

зам. директора по ВР

Валькова Е.Ю.

«___»__________2014 г.








Тренинг «Единение»

(на сплочение студенческого коллектива)



/Методическая разработка тренинга/








Разработала:

Таныгина В.Н.,

педагог-психолог

ГБОУ СПО РМЭ «ЙОТСТ»






Йошкар-Ола, 2014

Паспорт тренинга

Тренер - Таныгина Валентина Николаевна, педагог-психолог

Группа, специальность - по запросу от администрации техникума, или от классных руководителей, или по личной инициативе педагога-психолога.

Количество участников: соответствует количеству студентов в группе

Цель: сплочение студенческого коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  1. Сформировать благоприятный психологический климат в группе;

  2. Повысить уровень командного взаимодействия, сотрудничества.

  3. Развить навыки рефлексии внутри группы и сензитивности студентов по отношению друг к другу.

Форма проведения: обучающие тренинговые занятия

Методы: беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, метод «мозгового штурма», совместный рисунок.

Время тренингового занятия: 1-1,5 часа

Дидактическое оснащение и оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийная установка

3. Электронная презентация

4. Листы бумаги, ватманы, ручки, карандаши, фломастеры, клубок нитки, полные спичечные коробки по числу участников (вместо спичек можно использовать булавки или скрепки), покрывало.

Программа тренинга «Единение»


  1. Упражнения на знакомство и установление первичного контакта

  1. Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: разминка, приветствие участников друг друга.

Техника проведения: Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.

Время: 10 минут.

  1. Упражнение «Знакомство»

Цель упражнения: знакомство и единение группы

Техника проведения: Участникам нужно назвать свое имя и одну черту характера, начинающиеся на первую букву их имени при этом передавать клубок ниток друг другу по кругу, наматывая часть нитки на руку. В конце упражнения клубок возвращается ведущему.

Ведущий: «Теперь мы связаны одной нитью, мы одна команда. Эта нить - символ нашей встречи, нашей дружной совместной работы, давайте сохраним ее до конца дня. Прошу снять нить с запястья и передать мне».

Время: 10-15 минут.

  1. Упражнения на развитие ответственности и групповое взаимодействие

  1. Упражнение «Поменяйтесь местами все те кто»

Цель упражнения: знакомство участников через взаимодействие

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Время: 10-15 минут

  1. Упражнение «Просьба-ответ»

Цель упражнения: проверка уровня ответственности участников занятия

Техника проведения: Ведущий произносит неожиданно для всех фразу: «Я сейчас попрошу встать 1 человека, 2 человек, 3 человек, 4 человек».

Время: 5 минут

  1. Упражнение «Слово»

Цель упражнения: способствовать групповому взаимодействию.

Техника проведения: Место проведения и исходное положение участников: стулья по числу участников стоят кругом. Участники находятся внутри этого круга, каждый лицом к одному стулу. На каждом стуле лежит открытый полный спичечный коробок. Необходимо из спичек составить группе столько слов, сколько в ней участников, использовав при этом как можно большее количество спичек. Задание выполняется в течение 50 раундов. Время каждого раунда - 20 секунд. Перерыв между раундами - 10 секунд. Во время перерыва каждый участник переходит по часовой стрелке к следующему стулу. Команды о начале и окончании каждого раунда подает ведущий.
Во время каждого раунда участник может взять из коробка и использовать для составления только одну спичку, при этом нельзя ломать спички, менять положение уже использованных.

Время: 20 минут

  1. Упражнение «Четверо стоя»

Цель упражнения: формирование группового взаимодействия, выполнения задания каждым участником группы

Техника проведения: Исходное положение участников: участники сидят в кругу лицом к центру. Необходимо в группе в течение 1 минуты должны стоять на выпрямленных ногах четыре участника. При этом один участник может стоять не более 10 секунд, участникам нельзя разговаривать друг с другом и у группы есть право взять 2 таймаута продолжительностью 1 минута каждый, во время которых разрешается разговаривать.

Время: 5 минут

  1. Упражнение «Покрывало»

Цель упражнения: выполнение командной работы

Техника проведения: Вся команда встает на покрывало. Необходимо не наступая на землю перевернуть покрывало. Если команда наступает на землю, упражнение начинается заново.

Время: 15-20 минут

  1. Упражнения на сплочение группы

  1. Упражнение «Маятник»

Цель упражнения: повысить у участников уровень доверительного отношения друг к другу.

Техника проведения: Группа выстраивается в плотный круг, посреди круга помещается первый доброволец с закрытыми глазами. Участник в центре круга становится перед остальными членами группы спиной и падает в расслабленном состоянии на руки товарищам. Задача окружающих удержать своего одногруппника и провести его, передавая по кругу. Для такого падения необходимо доверять коллективу.

Время: 10 минут

  1. Упражнение «Единение»

Цель упражнения: определить роль студента в процессе взаимодействия с другими людьми («ведомый» или «ведущий», «слушатель» или «говорящий»).

Техника проведения: Все участники делятся по парам, одни из пары встают спереди, другие сзади. Те, кто стоят сзади, кладут руки на талию впередистоящим и пытаются дышать в их темпе. После нескольких минут, пары меняются местами. Упражнение повторяется.

Время:10-15 минут

  1. Упражнение «На пальцах»

Цель упражнения: способствовать повышению взаимного доверия участников тренинга

Техника проведения: Доброволец ложится спиной на парту, вокруг него встают 9-10 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы своих рук (руки при этом расположены ладонями вверх или в стороны, но только не вниз). По команде ведущего они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается в воздухе, лежа буквально на пальцах своих товарищей. Группа, даже состоящая преимущественно из девочек, без особого труда поднимает таким способом человека весом до 70-80 кг.

Время: 10 минут.

  1. Упражнение «Падение на доверие»

Цель упражнения: выработать у участников доверительное отношение друг к другу, способствовать снятию внутренних барьеров

Техника проведения: Участники должны совершить падение спиной вперед на руки своих коллег. Все участники проходят данное испытание по очереди. При малой комплектности групп или избыточном весе участников, к упражнению присоединяется тренер.

Время: до 30 минут

  1. Упражнения на рефлексию

  1. Упражнение «Дерево цели»

Цель упражнения: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.

Техника проведения: Участникам группы необходимо на ватмане изобразить «дерево цели» их группы, с указанием места и роли каждого участника в достижении определенной цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших групповых достижений. Корни - это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона - максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Необходимо написать имя каждого участника группы маркером (фломастером) в том месте, где, по вашему мнению, он находится и работает в данной шкале.

Время: 15 минут.

  1. Подведение итогов.

Я надеюсь, что сегодняшнее занятие было взаимополезным, и каждый из вас приобрел определенные знания, возможно, кто-то раскрыл в себе какие-то новые способности. И поэтому сейчас я каждому из вас предлагаю по кругу поделиться своими мыслями, идеями, настроением, может пожеланиями.

Литература:

  1. А. Я. Психология. Режим доступа: azps.ru/training/4.html

  2. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - СПб.: Питер, 2011. - 416

  3. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. - 256 с.

  4. Психологические упражнения для тренингов. Режим доступа: trepsy.net/world/?stat=3829

  5. Тренинг. Режим доступа: lider21veka.ru/trening

  6. Упражнения. Режим доступа: teamextreme.com.ua/uprazhnenie-padenie-na-doverie

  7. Упражнения и игры на сплочение коллектива. Режим доступа: summercamp.ru/


© 2010-2022