• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер - класс «Преобразование музыкального материала крупной формы в младших классах» на примере сборника Л. Ивановой «Пьесы для начинающих»

Мастер - класс «Преобразование музыкального материала крупной формы в младших классах» на примере сборника Л. Ивановой «Пьесы для начинающих»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского

________________________________________________







Мастер - класс «Преобразование музыкального материала

крупной формы в младших классах» на примере сборника Л.Ивановой

«Пьесы для начинающих».





Автор:

Баранова Галина Александровна, заведующая отделением народных инструментов, преподаватель высшей категории



Место выполнения работы: МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского





г. Вязьма

Цели методической разработки:

- провести методико-исполнительский и метро-ритмический анализ музыкальных произведений Л.Ивановой.

- составить из пьес, хаотически расположенных в сборнике, девять сюит.

- озаглавить каждую сюиту.

- решить одну из проблем о крупной форме в младших классах.

Задачи методической разработки:

Образовательные

- упрочить индивидуально-выраженные творческие способности учеников;

- систематизировать знания, полученные в предыдущие годы обучения;

- стимулировать положительное отношение к учебной деятельности;

- укрепить интерес к инструменту посредством осознания его достоинств, при использовании в практической деятельности;

- выявить, каким образом композитор добивается выражения образов

в своих произведениях:

а) фактура

б) ритм

в) характер

г) тональность

д) фразировка

е) агогика

- сделать описание каждой пьесы.

- упорядочить пьесы в каждой сюите.

Развивающие

-развитие восприимчивости, отзывчивости к искусству, интереса к творческой деятельности;

- формирование исследовательских умений, разнообразных способов деятельности, коммуникативных навыков;

- развитие эмоциональной рефлексии и аналитических способностей в процессе постижения музыкальной формы;

- развитие творческих способностей ученика;

- формировать позитивно-значимое отношение к занятиям творческой деятельностью;

Воспитательные

- способствовать осознанию важности общих ценностей;

- содействовать упрочению внутренних духовных связей в коллективе;

- повышение уровня воспитательной работы в ДШИ.

Здоровье-сберегающие

- соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкульминутки.

Оформление урока:

1. Оформление сцены:

- сцена оформлена таким образом, чтобы участники ансамбля гитаристов могли слышать друг друга, каждый участник группы играет свое произведение, а затем комментирует всю информацию по своему выступлению, отдельно выступают художники-оформители и составители сюит в сборнике.

2. Оформление рабочего места групп:

- каждый учащийся группы имеет листы с оформленными стихотворениями, картинами, фотографиями, гербарием, которые будет представлять для сборника;

- руководитель группы, преподаватель по классу гитары Баранова Галина Александровна, контролирует музыкальное исполнение каждого учащегося.

- художники-оформители имеют все для рисования, подготовленные эскизы и пояснения своей обложки.

3. Оборудование:

- презентация к уроку

- гитары

-подставки

-пульты

4. Музыкальный материал:

- сборник пьес

- оформительный материал: картины, гербарий, коллажи и другое.

5.Структура урока:

1. Организационный момент

2.Вступительное слово.

3.Музыкальные произведения играют ученики.

4.Коментарии к пьесам.

6. Физкультминутка. Представьте, что вы Буратино. Нарисуйте носом воображаемую ноту, фермату, f, p,) - упражнения для шейного отдела позвоночника; Буратино потянулся (сидя, руки к плечам, поднимание и опускание локтей) - упражнения для грудного отдела позвоночника; (раз - нагнулся, два - нагнулся (наклоны к левой и правой ноге) - упражнения для поясничного отдела позвоночника; Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать (встают на носки, руки поднимают вверх и медленно садятся - упражнения для крестцового и копчикового отдела.

7. Заключение.

8.. Приложение

Ход урока

Организационный момент

Учащиеся заранее делятся на несколько групп в соответствии с выбором пьес данной сюиты, что позволяет коллективно сделать правильное решение, распределить пьесы, спланировать свою игру так, чтобы выбранное произведение соответствовало определенной сюите. Преподаватель с учащимися своего класса проанализировала сборник Л.Ивановой «Пьесы для начинающих» и убедилась в полезности этого учебного пособия. Изучив оглавление сборника, можно заметить разброс пьес в бессмысленном порядке. Систематизировав пьесы по смыслу, получилось девять сюит новых и десятая сюита, составленная самим композитором Л.Ивановой.

Кроме музыкальных групп были созданы дополнительные группы по оформлению сборника: художники-оформители, которые делают заранее эскизы обложки, составители и исполнители пьес, а также учащиеся, которые писали комментарии к каждой пьесе сборника.

Изучая сборник Л.Ивановой, проигрывая все произведения, учащиеся творчески отнеслись ко многим вопросам - описывали каждое произведение, к каждой пьесе сделаны цветные репродукции (рисовали, делали коллажи, приложили картины художников, написали стихи и песни).

Методическая разработка с наглядным показом собранного материала и исполненного в живую, а не в записи - это ценный материал методического подхода к решению одной из проблем крупной формы в младших классах.

В итоге работы должен получиться музыкальный сборник сюит.

Учитель больше руководит предварительным процессом подготовки к творческой работе, а дальше работают только учащиеся, показывая свои знания по данной теме.

Урок сопровождается музыкальным оформлением.

Ценна методическая разработка тем, что в такой форме можно проводить и открытые уроки по специальности, а также использовать составленный сборник сюит в качестве учебного пособия крупной формы в младших классах и решить еще одну проблему музыкального материала в ДШИ.


Материал подготовили учащиеся преподавателя по классу гитары Барановой Г.А.




Мастер - класс «Преобразование музыкального материала крупной формы в младших классах» на примере сборника Л.Ивановой «Пьесы для начинающих».


Вступительное слово:

Учитель: Сегодня на уроке пойдёт речь о возвышенном и прекрасном. Тема урока - Анализ сборника Л.Ивановой «Пьесы для начинающих». Сегодня вам предоставляется возможность составить свой сборник из сюит; рассказать об этих пьесах, почему они так называются; проанализировать их гармоничный лад; составить сюиты из разбросанных пьес; дать им названия; оформить сборник пьес; сделать поделки на музыкальные темы произведений сборника Л.Ивановой; оформить фотографии, картины, коллажи, гербарий, стихи собственного сочинения учащихся; исполнить музыкальные произведения ансамблем гитаристов «Рондо»; представить комментарии к каждому музыкальному произведению; объясненить цвето-звучания отдельных произведений.

Нам всем предстоит большая, насыщенная и очень интересная работа. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир звуков. Этот мир невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть даже под микроскопом. Но они везде и всюду:

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.



Но всякий раз, когда в душе смятенье,

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении

Вдруг начинает музыка звучать.



Звуки окружают нас везде. Надо сделать, чтобы на занятиях и экзаменах этот удивительный мир радовал нас всегда, поэтому мы с вами и проведем нашу работу. Но надо отметить, что мы стоим на пороге преобразований и возможного выбора крупной формы в младших классах. Поможем решить проблему выбора дефицитного репертуара экзаменационной программы гитаристов.

Проведем экскурс в историю теории музыки. Об этом нам расскажет Никита.

Ученик: Анализ музыкальный - музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В современном музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства - элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический полифонический, ритмический и т. д.). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

Уже в ранних образцах, в формировании драматургии сюиты внимание сосредотачивается на основных опорных точках - устоях цикла. Для этого композиторы применяют более углубленную разработку музыкальных образов танца, служащих передаче различных оттенков душевного состояния человека.

Сюита - музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу.

Учитель:

Систематизировав пьесы по смыслу, получилось девять сюит новых и десятая сюита, составленная самим композитором Л.Ивановой, названия сюит придуманы учащимися:

1.«Лесные истории»

2.«Пернатые друзья»

3«Разрешите пригласить…»

4.«Времена года»

5.«Взаимоотношения»

6.«Детские забавы»

7.«Сельская картинка»

8«Однажды…»

9.«Особая страна»

10.« Театр приехал»

На занятии были использованы формы творческого поиска: в разнообразии маленьких пьес выразить крупную форму для гитары. Качественно особую ступень музыкального мышления представляет собой мышление творческое. Оно характеризуется постепенным усилением креативного начала, переходом от репродуктивных действий к продуктивным, от воспроизводящих к созидательным, выражающим себя в создании новых духовных ценностей. Творческое музыкальное мышление может проявляться в различных видах и формах, основные из которых сочинение музыки, самостоятельный анализ исполняемых произведений, индивидуально-самобытная трактовка музыкального материала.

Исследования ученых все чаще напоминают о том, что человек по природе своей творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его физическое здоровье, т.е. творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках в музыкальной школе является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния младших школьников. Творческие задания направлены на расширение диапазона доступных ребенку эмоциональных переживаний.

В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Выполняя творческие задания, юные музыканты имеют возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние при помощи инструментальной, вокальной, ритмической или двигательной импровизации. Например, это может быть мелодизация собсвенных имен, эмоционально окрашенных состояний; мелодизация образов животных, природных явлений.

Итак: вернемся к сборнику Л. Ивановой и посмотрим, каков он был изначально. Внешне - это обыкновенный, каких много. Поработав над внешним видом, получился очень интересный, красочный и полезный сборник, состоящий из десяти сюит.

Проводилась очень кропотливая, тонкая и профессиональная работа учащимися по классу гитары - преподавателя Барановой Галины Александровны, которая и являлась руководителем этой методической разработки. Учащиеся проигрывали пьесы сборника Л.Ивановой, а затем описывали их, как они представляют пьесы в художественном и гармоническом свете. Это все обсуждалось на уроках по специальности. Каждый из учеников вкладывал душу, знания, эстетические навыки, поэтическое начало. Составляли коллажи, собирали собственный гербарий, представляли книжки-сказки, обращались к высокому искусству - к картинам Шишкина, Левитана и другим художникам. Сборник ожил не только во внешнем виде, но и в звучании пьес.

Итак, изучая сборник Л.Ивановой, проигрывая все произведения, учащиеся творчески отнеслись ко многим вопросам - описывали каждое произведение, к каждой пьесе сделаны цветные репродукции (рисовали, делали коллажи, приложили картины художников, написали стихи и песни).См.(Приложение №2)

Ученик: Мы расскажем и продемонстрируем все виды искусств, которые использовали в работе:

КОЛЛАЖ - технический прием в изобразительном искусстве - наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также, произведение, целиком выполненное этим приемом.

ГЕРБАРИЙ - коллекция специально собранных и засушенных растений. Растения для гербария монтируются на листах плотной бумаги, с указанием того или иного растения, места. Первые гербарии созданы в эпоху Возрождения.

РИСУНОК - изображение, начертание на плоскости основных видов графики. Выполняется ( карандашом, пером, кистью, углем и т.д.), с помощью контурных линий, штрихов свето-теневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге. Главные виды художественного рисунка: станковый, эскиз, этюд, Зарисовка с натуры и т.д.

РАСКРАШИВАНИЕ - новый вид искусства, используется для развития детского мышления; книжки-раскраски нашли применение у дошкольников и учащихся младших классов.

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования на мысли и чувства зрителей.

ФОТОГРАФИЯ - фото плюс графия - теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительность фотографических материалов. Основоположниками фотографии - изобретатели Л. Дагер (1839г.), Ж. Ньепс (Франция), У.Толбот (1840г.) Великобритания.

ПОДЕЛКИ - использование подручного материала (сухая трава, перья, камни, пластилин и прочее ) для создания того или иного образа.

АППЛИКАЦИЯ - создание художественных изображений наклеиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого- либо материала, изображение, узор, создается таким способом.

СКАЗ - фольклорная форма, стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества.

СКАЗАНИЕ в фольклоре общее название повествовательного произведения истинного и легендарного характера (предания, легенды, бывальщины).

СКАЗКА - одна из основных жанров фольклора, эпические преимущественно прозаичные произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ - это система упорядоченности общего количества слогов и расположение слогов определенной высоты, долготы или силы на определенных позициях слогового ряда.

МУЗЫКА - вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональное состояние людей. В настоящее время без музыкального сопровождения невозможно представить ни фильмов, ни спектаклей, ни других видов искусств.

Любимым детским жанром является сказка. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты, является неким духовным оберегом детства. Поэтому дети с удовольствием сочиняют на уроках музыкальные сказки по картинке и изображают сказочных героев.

Очень плодотворна для развития креативного мышления такая форма работы как ансамблевое музицирование. Ученик под аккомпанемент учителя исполняет самые простые мелодии, учится слушать обе партии, развивает свой гармонический, мелодии-ческий слух, чувство ритма.

Важно находить время для творческого музицирования и на уроках с учащимися среднего и старшего звена. Эффективным методом развития креативного мышления является проведение параллелей между музыкальным и поэтическим образами.

Что касается проведения параллелей с изобразительным искусством, то при работе с младшими школьниками стоит использовать яркие наглядные пособия - это будит их воображение и побуждает к творчеству. Начинающие гитаристы с удовольствием рисуют рисунки к пьесам.

Для развития эмоционально-образного мышления и повышения эрудиции более старших ребят можно предложить такое задание: выбери из нескольких предложенных пейзажей наиболее созвучный исполняемой музыке либо подумать и подобрать самостоятельно соответствующе произведение изобразительного искусства.

Вершиной креативного мышления является самостоятельное детское творчество. Так, например, ученик Валюк Вова сочинил стихотворение «Новогодняя елочка», а затем под музыку Л.Ивановой ее исполнил.

Наиболее любимой и зрелищной формой творческого музицирования является «теарализация», т.е. исполнение музыкальных номеров в костюмах.

Разбор очередной сюиты на совете гитаристов.

Мастер - класс «Преобразование музыкального материала крупной формы в младших классах» на примере сборника Л.Ивановой «Пьесы для начинающих».

Театрализация с неизменным успехом используется на внеклассных мероприятиях, концертах для родителей (например, изображение сказочных героев при исполнении сюиты Л. Ивановой «Буратино» и т.п). Она вовлекает юных гитаристов в театральное действо, игру; будит их актерские дарования, оставляет незабываемые впечатления.

Мы пошли дальше и к каждой пьесе индивидуально подбирали стихи или картины или… все виды искусств вышеуказанного списка. От этого творческого подхода ученики лучше играли произведения, которые им доверили продемонстрировать. Объясняется это очень просто: ученик публично должен исполнить произведение, затем рассказать о нем и представить его оформление. После этой работы был следующий этап: каждый ученик пытался составить свою сюиту и придумать название. Затем выбирался лучший вариант и утверждался на совете класса гитаристов, обязательное исполнение каждого произведения.

Нам предстоит выявить, каким образом композитор добивается выражения образов

в своих произведениях, а также рассказать о каждом из них. Получился обновленный сборник из десяти сюит. См.(Приложение №1)

Заключение

Завершение данного исследования, носит условный характер. Отношение к сюите как целостному феномену, высвечивающему некий жанровый инвариант - явление достаточно проблематичное и находится пока в начальной стадии разработки. Несмотря на то, что в глубинной основе сюитной драматургии удивительным образом раскрывается инвариантная модель, каждая сюита покоряет своей загадочной неповторимостью, подчас совершенно непредсказуемой логикой развития, что дает благодатную почву для дальнейшего ее исследования. Для того чтобы выявить наиболее общие закономерности семантико-драматургического развития сюиты, мы обратились к художественным образцам, уже устоявшимся. Анализ сюит в хронологическом порядке показал, что механизм мифотворчества действует и на макроуровне, в контексте определенной эпохи, внося интересные дополнения в музыкальную характеристику русской культуры XIX и XX веков, в ее периодизацию.

Обобщив результаты исследования, наметим его перспективы. Прежде всего необходимо представить более полную картину сюитного циклообразования в русской музыке XIX и XX веков, расширив крут персоналий, и обратить особое внимание на сюиту в современной музыке: какова циклическая природа сюиты, и сохраняется ли ее семантико-драматургическая основа в условиях, когда рушатся привычные жанровые образования. Внутрижанровая типология современной сюиты, весьма разноплановой в стилистическом плане, может открыть новые грани изучения проблемы.

Необычайно интересная сфера анализа - сборника Л.Ивановой «Пьесы для начинающих». Мы не ставили перед собой цель подробно исследовать этот огромный аналитический пласт, поэтому данная жанровая разновидность представлена в работе лишь составленными сюитами для учащихся музыкальных школ; для использования в работе крупной формы в младших классах ДШИ.

Изучение сюиты как жанровой формы неисчерпаемо. Этот жанр представлен богатейшим музыкальным материалом. Обращение к сюите, дарит композитору ощущение свободы; не сковывает какими-либо ограничениями и правилами, представляет уникальные возможности для самовыражения и в результате гармонизует творческую личность, погружая в царство интуиции, в неведомо-прекрасный мир подсознательного, в величайшее таинство души и духа, а также решает одну из проблем о крупной форме в младших классах ДШИ; ДМШ. Можно использовать на экзаменах и конкурсных слушаниях на классической гитаре.

Нам очень повезло, что в нашем репертуаре есть сборник Л.Ивановой «Пьесы для начинающих» - это фундамент для музыкального мышления, представляющее собой мышление творческое. Составленный сборник сюит, в качестве учебного пособия крупной формы в младших классах, может решить еще одну проблему репертуарного материала в ДШИ.

Используемая литература:

Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник / Сб. статей: Вып.6. М., 1987. С.5-44.3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л., 1971.4. Бобровский Б. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1976.5. Бобровский Б. Циклические формы. Сюита. Сонатный цикл // Книга о музыке. М., 1975. С.293-309.6. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. М., 1998.7. Ливанова Т. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.8. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.,1979.9. Манукян И. Сюита // Музыкальная энциклопедия. В 6-ти томах: Т.5. М., 1981.

П. Исследования по истории сюиты

Блонская Ю. «О танцах XVII века»

Галацкая В. «И.С.Бах»

Друскин М. «Клавирная музыка»

Ландовска В. «О музыке»

Ливанова Т. «История Западноевропейской музыки»

Носина В. «Символика музыки И.С.Баха. Французские сюиты».

Швейцер А. «И.С.Бах».

Щелкановцева Е. «Сюиты для виолончели соло И.С. Баха»

Попова Т. В. Сюита. М., 1963.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Сюита «Лесные истории» «Дремучий лес»

Пьеса написана в тональности a-moll, контрапунктом звучит бас «ля» - в малой октаве. На его фоне звучат ноты в восходящем и нисходящем порядке, напоминают о покачивании деревьев и густых зарослей. Цурков Константин

«Хмурый вечер»

Начинается пьеса с ноты «ми» малой октавы и звучит контрапунктом на протяжении всей пьесы. На этом басовом звуке, восьмые ноты в мелодии напоминают ветерок, дождик и грусть. Пьеса звучит в медленном темпе.

Цурков Константин

«Прогулка» ….



ПРИЛОЖЕНИЕ №2



Фрагмент из сборника, созданного учащимися преподавателя Барановой Г.А.

СЮИТА «Лесные истории»

Мастер - класс «Преобразование музыкального материала крупной формы в младших классах» на примере сборника Л.Ивановой «Пьесы для начинающих».

Фрагмент из сборника, созданного учащимися преподавателя Барановой Г.А.

СЮИТА «Лесные истории»

Мастер - класс «Преобразование музыкального материала крупной формы в младших классах» на примере сборника Л.Ивановой «Пьесы для начинающих».

© 2010-2022