Рабочая программа учебной дисциплины Теоретические основы товароведения

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Губернаторский автомобильно-электромеханический техникум»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Теоретические основы товароведения












2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 38.02.05 (100801) Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка) на основе примерной программы учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения», рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») (Заключение Экспертного совета: регистрационный номер рецензии № 725 от «24» декабря 2012г.).

Рассмотрена на заседании ПЦК «УТВЕРЖДАЮ»

профессионального цикла Зам. директора по УПР

Председатель ПЦК ______ Л.Е.Бредихина

_________ О.В.Краснова «___»_________ 2014г.

«___»__________ 2014г.


Разработчик:

Денисова Наталья Александровна - высшая квалификационная категория, преподаватель ГАПОУ СО «Губернаторский автомобильно-электромеханический техникум»


Рецензенты:

Внутренний

Внешний

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

Паспорт РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

4


Структура и содержание учебной дисциплины

7

Условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

16

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

20























  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Теоретические основы товароведения


  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.05 (100801) Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области организации и проведении работ по товародвижению в производственных, торговых и экспертных организациях, испытательных лабораториях, органах государственного, регионального и муниципального управления при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


  1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 - распознавать классификационные группы товаров;

У2- анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З1 - основные понятия товароведения;

З2 - объекты, субъекты и методы товароведения;

З3 - общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения,

З4 - классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам;

З5 - виды, свойства, показатели ассортимента;

З6 - основополагающие характеристики товаров;

З7 - товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров):

З8 - классификацию ассортимента, оценку качества;

З9 - количественные характеристики товаров;

З10 - факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик;

З11 - виды потерь, причины возникновения, порядок списания.

Умения и знания по учебной дисциплине ОП.02 Теоретические основы товароведения необходимы для формирования профессиональных компетенций, соответствующим основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров - в профессиональном модуле ПМ.01 Управление ассортиментом товаров;

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы - в профессиональном модуле ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров;

ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию - в профессиональном модуле ПМ.01 Организация работ в подразделении организации.

общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


  1. Рекомендованное количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
















2. Структура и содержание

учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:


практические занятия

27

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

25

Итоговая аттестация в форме экзамена






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Методологические основы товароведения

21

Тема 1.1. Введение в товароведение

Содержание учебного материала

2

1.

Предмет, цели, задачи, структура и принципы товароведения. Цели, задачи, структура, межпредметные связи учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения» с другими профессионально ориентированными дисциплинами. Предмет, цели и задачи товароведения в области формирования и реализации товарной и ассортиментной политики организации. Потребности человека, их классификация и роль в формировании ассортимента и качества товаров, закон возвышения потребностей и жизненный цикл товаров. Принципы товароведения: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация, соответствие. Общность и различия понятий товар, продукция, услуги.

2

2.

История и направление развития товароведения. Возникновение и развитие науки товароведения. Этапы развития товароведения. Содержание товароведения как науки о закономерностях формирования, сохранения и эффективного использования потребительной стоимости товаров народного потребления. Подготовка специалистов-товароведов в России. Зарубежный опыт подготовки товароведов. Современное состояние потребительского рынка.

2

Практические занятия:

- ознакомление с понятиями основных терминов в товароведении, раскрытие их специфики и областей использования (ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения).

1


Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка сообщений по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Подготовка информации в качестве сообщения и презентации на тему: «Современное состояние, перспективы развития потребительского рынка и подготовка специалистов коммерсантов в России».

1

Тема 1.2 Объекты и субъекты товароведения

Содержание учебного материала

1

1.

Основные категории товароведения. Товар как объект товароведной деятельности. Основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная, количественная и стоимостная. Функции товара: потребительская, маркетинговая, коммерческая, правовая и финансовая. Субъекты товароведения: специалисты и потребители.

2

Практические занятия:

- определение взаимосвязи товароведных характеристик со стоимостью.

1


Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка докладов по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Подготовка информации в качестве доклада и презентации на тему: «Требования к профессиональной компетентности товароведа, нормативные документы, регламентирующие эти требования».

1


Тема 1.3 Методы товароведения










Содержание учебного материала

4

1.

Методы товароведения. Классификация методов. Теоретические методы: анализ, сравнение, синтез, диагностика, прогнозирование, программирование, планирование, абстрагирование, конкретизация, обобщение, идеализация, моделирование, систематизация. Эмпирические методы: измерительный, регистрационный, социологический, органолептический, экспертный. Практические методы: методы оценки качества и технологические.

2

2.

Классификация как метод товароведения. Понятие, объект, признаки, цель классификации. Разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.

3

3.

Кодирование товаров. Кодирование товаров: понятие, цель, структура кода. Разновидности метода кодирования: порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный. Классификаторы: понятие, структура.

3

4.

Товароведная классификация товаров. Общие правила классификации, основные классификационные признаки. Классификация потребительских товаров и продукции производственного назначения. Классификация продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам.

3

Практические занятия:

- изучение методов классификации и кодирования потребительских товаров, распознавание разновидностей методов классификации и кодирования товаров, установление их достоинств и недостатков;

- освоение принципов построения классификации потребительских товаров и продукции производственного назначения;

- составление классификации продовольственных и непродовольственных товаров оптовой или розничной торговой сети (по выбору студента) по однородным группам фасетным или иерархическим методом классификации;

- решение ситуационных задач по определению структуры кода;

- решение профессиональных (производственных) задач на проверку подлинности товара на основе штрихового кодирования ЕАN -13 с помощью алгоритма расчета контрольного знака;

5

Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка сообщений по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Выполнение аналитико-графических работ на тему: «Характеристика методов-действий и методов-операций. Разновидности методов товароведения, их основные виды и группы».

2. Составление терминологического словаря по изученному учебному материалу темы: «Методы товароведения».

3. Подготовка информации в качестве сообщения и презентации на тему: «История появления и технология штрихового кодирования. Применение ШК разных типов».

4. Составление тестовых заданий для самоконтроля и кроссворда по разделу 1. «Методологические основы товароведения»

4


Контрольная работа по разделу 1. «Методологические основы товароведения»

1

Раздел 2. Товароведные характеристики товаров

23

Тема 2.1 Классификационные признаки ассортимента товаров

Содержание учебного материала

2

1.

Ассортимент товаров. Основные понятия ассортимента и его виды, классификация ассортимента товаров. Свойства и показатели ассортимента (структура, широта, полнота, устойчивость, новизна и др.) как характеристики сбалансированности спроса и предложения. Показатели рациональности и факторы формирования ассортимента.

3

2.

Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров. Общероссийский классификатор продукции (ОКП), стандарты на продукцию разных категорий (ГОСТ, ГОСТ Р, СТО), технические условия (ТУ), устанавливающие перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров. Каталоги, прейскуранты и прайс-листы, информирующие потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.

3

Практические занятия:

- изучение методики определения показателей ассортимента, решение ситуационных задач по расчёту основных показателей ассортимента товаров: широты, полноты, новизны, устойчивости и рациональности ассортимента определённых групп и видов товаров;

- расчёт структуры ассортимента в денежном и натуральном выражении, выявление соотношения между российскими и импортными товарами в торговой организации;

- работа с нормативными и техническими документами, регламентирующими ассортимент товаров.

3


Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка докладов по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Составление терминологического словаря по изученному учебному материалу по теме: «Основные понятия, свойства и показатели ассортимента товаров».

2. Подготовка информации в качестве доклада и презентации на тему: «Принципы и методы формирования и управления ассортиментом товаров на предприятиях различных форматов».

3. Проведение исследования: «Сбор информации об ассортименте и ценах на товары однородной группы российского и импортного производства в торговых предприятиях».

3

Тема 2.2 Товароведные характеристики товаров однородных групп (продовольственных или непродовольственных товаров)









Содержание учебного материала

5

1.

Качество товаров. Основные понятия, требования к качеству товара, свойства и показатели качества. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров. Общая характеристика показателей качества: социального и функционального назначения, надежности, эргономических, эстетических, экономических свойств, безопасности и экологичности, патентно-правовых свойств.

3

2.

Оценка качества. Понятие и этапы оценки качества. Градации качества. Несоответствия и дефекты товаров. Причины возникновения и действия по предупреждению и устранению дефектов: предупреждающие, корректирующие, утилизация.

3

3.

Количественная характеристика товаров. Понятия и определения количественных градаций. Общие количественные характеристики товаров: основные физические величины - масса, длина, термодинамическая температура; производные от них величины - объём, теплопроводность, теплоёмкость. Специфические количественные характеристики товаров: товарные партии - объёмная (насыпная) масса, скважистость, сыпучесть и др., единичные экземпляры - пористость, пластичность, эластичность, вязкость, механическая устойчивость и др. Понятие и направления идентификации и прослеживаемости товаров.

3

4.

Физические свойства товаров. Общие физические свойства: размерно-массовые, теплофизические характеристики единичных экземпляров и совокупных товарных масс. Специфические физические свойства товарных партий и единичных экземпляров товаров.

2

5.

Химический состав и свойства товаров. Общая классификация химических веществ товаров.

Влияние химического состава и функциональных групп в формировании свойств товаров.

2

Практические занятия:

- анализ номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;

- установление показателей качества потребительских товаров однородных групп и практики их регламентации в стандартах;

- определение взаимосвязи оценки качества товаров с градациями качества и классами товаров по назначению;

- изучение методов обнаружения фальсификации и дефектологии товаров.

4


Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка сообщений по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Составление терминологического словаря по изученному учебному материалу темы: «Классификация потребительских свойств и показателей качества потребительских товаров»

2. Выполнение контрольных аналитических заданий и составление таблиц на тему: «Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров».

3. Подготовка информации в качестве сообщения и презентации на тему: «Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции».

4. Выполнение контрольно-графических работ на тему: «Дефекты товаров и их классификация».

5. Составление тестовых заданий и кроссворда по разделу 2. «Товароведные характеристики товаров».

5

Контрольная работа по разделу 2. «Товароведные характеристики товаров»

1

Раздел 3. Обеспечение качества и количества товаров

31

Тема 3.1 Обеспечение товароведных характеристик товаров




Содержание учебного материала

3















1.

Технологический жизненный цикл товаров (ТЖЦТ). Понятие ТЖЦТ. Стадии ТЖЦТ: предтоварная, товарная, послереализационная и утилизация. Основные этапы ТЖЦТ, формирующие товароведные характеристики товаров, и обеспечивающие сохранение части из них: качества и количества.

3

2.

Факторы, обеспечивающие формирование товароведных характеристик. Объективные факторы: сырьё и материалы, рецептура, производственные процессы, технология (конструкция). Субъективные факторы: спрос потребителей, определение основополагающих характеристик товаров. Средства регламентации товароведных характеристик: нормативные и технологические документы.

2

3.

Факторы, обеспечивающие сохранение товароведных характеристик. Понятие, элементы и классификация упаковки товаров. Основополагающие требования к упаковке: безопасность, экологические свойства, надёжность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность. Факторы (физико-химические, механические, биологические) вызывающие изменение потребительских свойств товаров в процессе транспортирования, хранения и потребления (эксплуатации). Понятие и условия хранения товаров. Климатический (температура, относительная влажность воздуха, воздухообмен, газовый состав, освещённость) и санитарно-гигиенический (чистота) режимы хранения товаров. Принципы размещения товаров: совместимость, безопасность и эффективность. Правила размещения товаров: правила товарного соседства, рациональное использование складских помещений, обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ. Основополагающие принципы хранения товаров. Методы хранения товаров. Методы ухода за товарами по способам их обработки. Сроки сохраняемости и службы товаров.

3

Практические занятия:

- определение взаимосвязи стадий и этапов технологического жизненного цикла товаров (ТЖЦТ) с факторами обеспечения товароведных характеристик товаров;

- изучение факторов, влияющих на сохранение качества товаров (упаковка, транспортирование, хранение товаров), их регламентации в стандартах и соответствующих им этапов и стадий ТЖЦТ;

- составление таблицы: «Достоинства и недостатки разных систем охлаждения»;

- составление таблицы: «Достоинства и недостатки бестарного и тарного способов размещения»;

- составление классификации товаров по термическому состоянию и требованиям к оптимальному температурному режиму хранению;

- составление классификации товаров по влажности и требованиям к оптимальному влажностному режиму хранению;

- составление классификации методов хранения, основанных на регулировании различных показателей климатического режима хранения и по способам размещения товаров;

- составление классификации товаров по срокам товародвижения (годности, хранения и реализации).

8


Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка сообщений по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Составление терминологического словаря по изученному учебному материалу темы: «Технологический жизненный цикл товаров»

2. Составление терминологического словаря по изученному учебному материалу темы: «Упаковка: виды по назначению. Эффективность разных видов упаковки»

3. Подготовка информации в качестве сообщения и презентации на тему: «Современная упаковочная индустрия: проблемы и достижения».

4.Изучение нормативных материалов на тему: «Контроль за соблюдением условий и сроков хранения».

4

Тема 3.2 Товарные потери

Содержание учебного материала

1

1.

Товарные потери. Виды потерь. Количественные (нормируемые) потери. Качественные (актируемые) потери. Порядок списания количественных и качественных потерь. Меры по предупреждению и снижению товарных потерь.

3

Практические занятия:

- работа с нормативной документацией, регламентирующей порядок списания потерь, определение видов товарных потерь на примере розничной торговой организации (по выбору студента);

- определение порядка списания количественных и качественных потерь и мер по их предупреждению и снижению.

2


Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка сообщений по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Изучение нормативных материалов на тему: «Нормативные документы, регламентирующие порядок списания товарных потерь».

2. Подготовка информации в качестве сообщения и презентации на тему: «Народно-хозяйственное значение проблемы предупреждения и снижения товарных потерь».

2

Тема 3.3 Товарная информация

Содержание учебного материала

2

1.

Виды и формы товарной информации. Понятие и виды товарной информации: основополагающая, коммерческая, потребительская. Формы товарной информации: словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая. Основные требования к товарной информации: достоверность, доступность и достаточность.

2

2.

Средства товарной информации. Понятие и виды маркировки: производственная, торговая. Основные функции маркировки: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная. Общие и специфические требования к маркировке. Структура маркировки: текст, рисунок, условные обозначения - информационные знаки. Технические (товарно-сопроводительные, эксплуатационные) и нормативные документы. Справочная, учебная и научная литература. Реклама и пропаганда. Правовые основы информационного обеспечения потребителей.

3

Практические занятия:

- изучение видов, средств информации о товарах и предъявляемым к ним требованиям с позиции стандартов и Закона «О защите прав потребителей»;

- решение профессиональных (производственных) задач по расшифровке маркировки (работа с наглядным материалом);

- определение порядка оформления, анализ правильности заполнения и оформления товарно-сопроводительных документов (ТСД).

3


Самостоятельная работа обучающихся, в том числе: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; составление плана, тезисов ответа и схем на основе конспектов лекций, учебной и специальной литературы для систематизации учебного материала; поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя; подготовка докладов, сообщений или рефератов по проблемным вопросам темы; подготовка презентаций в электронном виде; подготовка к тестированию.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Изучение нормативных материалов: ФЗ «О защите прав потребителей», «Нормативно-правовая база, регулирующая требования к товарной информации», «Нормативная база, устанавливающая требования к маркировке».

2. Подготовка информации в качестве доклада или сообщения и презентации на тему: «Виды и разновидности товарно-сопроводительных документов и их применение (на примере торгового предприятия по выбору студента)».

3. Составление терминологического словаря по изученному учебному материалу темы: «Товарная информация».

4. Подготовка информации в качестве реферата «Использование инновационных систем товарной информации для контроля качества и предупреждения фальсификации товаров».

5. Составление тестовых заданий для самоконтроля и кроссворда по разделу 3. «Обеспечение качества и количества товаров»

5


Контрольная работа по разделу 3. «Обеспечение качества и количества товаров»

1

Всего:

75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Коммерческой деятельности»; лаборатории «Товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров».

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- комплект инструкционно-технологических карт для выполнения практических работ;

- нормативно-техническая документация (ГОСТы, технические регламенты, СанПИН, Правила торговли, Федеральный Закон «О защите прав потребителей»).

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

- пристенные прилавки;

- весовое оборудование;

- муляжи различных видов продовольственных и непродовольственных товаров;

- натуральные образцы продовольственных товаров;

- натуральные образцы непродовольственных товаров;

- манекены;

- приборы для определения качества товаров;

- приборы для проведения экспертизы инструментальными методами;

- документационное обеспечение - комплект бланочной документации (товарные накладные, сертификаты качества и др.).

- комплект инструкционно-технологических карт для выполнения практических работ;

- нормативно-техническая документация (ГОСТы, технические регламенты, СанПИН, Правила торговли, Федеральный Закон «О защите прав потребителей»).

Технические средства обучения:

- компьютер и мультимедийный проектор;

- видеофильмы, аудиовизуальные компьютерные мультимедийные презентации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Утверждён и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст.

  2. ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги розничной торговли. Общие требования». Утверждён и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 769- ст.

  3. ГОСТ Р 51305-2009 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». Утверждён и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009г. № 770-ст.

  4. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. Утверждён и введен в действие постановлением Госстандарта России от 29 декабря 2003 г. 401-ст.

  5. ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1997 г., № 439-ст.

  6. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник. М.: Норма, 2012. - 448 с. Гриф МинОбр.

  7. Товароведение и организация продажи продовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / А.М.Новикова и др.- М.: ПрофОбрИздат, 2009.- 480 с. Гриф МинОбр.

  8. Товароведение и организация продажи непродовольственными товарами: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / А.Н.Неверов и др.- М.: ПрофОбрИздат, 2009. - 350 с. Гриф МинОбр.

  9. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

  10. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Дополнительные источники:

  1. Жиряева Е.В. Товароведение, 2-е издание: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2009. - 416 с.

  2. Козюлина Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие для студентов колледжей и средних специальных заведений. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 368 с.

  3. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие. Часть 1. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 320 с.

  4. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие. Часть 2. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 288 с.

  5. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. доктора экон. наук, проф. Л.А. Брагина, доктора экон. наук, проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 303 с.

  6. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 510 с.

  7. Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 240 с.

  8. Рубцова Л.И. Основы организации торговли продовольственными товарами: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 411 с.

  9. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 382 с.

Справочники:

  1. Вилкова, С. А.Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. Словарь-справочник.- М.; Издательский дом Дашков и К, 2010. - 264 с.

  2. ИНКОТЕРМС 2000. Международные правила толкования торговых терминов. - М.: Эксмо, 2009. - 112 с.

  3. Новиков В.А. Толковый словарь по рыночной экономике. - М.: Экономистъ, 2009. - 383 с.

  4. Новый экономический словарь / авт.-сост. В.Н. Корпорулина, Д.В. Остапенко; под общ. Ред. П.Я. Юрского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 432 с.

Периодические издания

Отечественные журналы:

  1. «Российская торговля»;

  2. «Современная торговля»,

  3. «Спрос»;

  4. «Коммерсант».

Использование ресурсов сети Интернет:

  1. claw.ru/ - образовательный портал;

  2. ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия;

  3. gsen.ru - сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

  4. torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»;

  5. garant.ru - справочно-правовая система Гарант;

  6. consultant.ru- справочно-правовая система Консультант Плюс;

  7. retailer. ru - сайт Сообщества профессиональной розничной торговли;

  8. reteilerclub. ru - учебно-информационный проект Супер-розница;

  9. http:/ budgenrf. ru - Мониторинг экономических показателей;

  10. http:/ businesspress.ru - Деловая пресса;

  11. http:/nta - rus.ru - Национальная торговая ассоциация;

  12. http:/rbc.ru - РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

  13. http:/rtpress.ru - Российская торговля;

  14. sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»;

  15. http:/ torgrus.ru - Новости и технологии торгового бизнеса;

  16. rospotrebnadzor.ru - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: законы и нормативные документы регламентирующие товарное обращение и безопасность товаров на территории РФ);

  17. ROSTEST.ru - Ростест-Москва: нормативные документы по направлениям деятельности: метрология, поверка, калибровка, сертификация, экспертиза качества, испытания;

  18. SOEX.ru - АНО "Союзэкспертиза" ТПП РФ (СОЭКС) - практика товарной экспертизы, сертификации товаров и услуг);

  19. mosexpertiza.ru - Независимая экспертная компания "МОСЭКСПЕРТИЗА": практика независимой оценки товаров, экспертиза количества, качества и происхождения товаров, оценка их стоимости, экспертизы и оценка основных фондов, движимого и недвижимого имущества, экологическая экспертиза, автотехническая;

  20. spr.ru - Московское городское бюро товарных экспертиз - практика товарной экспертизы, сертификации товаров и услуг;

  21. znaytovar.ru, с регистрацией - Информационно-справочные материалы «Товароведение. Разложи всё по полочкам».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

распознавать классификационные группы товаров

Практические работы по освоению принципов построения классификации потребительских товаров и продукции производственного назначения и составлению классификации продовольственных и непродовольственных товаров оптовой или розничной торговой сети по однородным группам фасетным или иерархическим методом классификации.

Сравнение результатов выполненного задания с эталоном, оценка выполнения практической работы.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров

Практические работы по определению взаимосвязи стадий и этапов технологического жизненного цикла товаров (ТЖЦТ) с факторами обеспечения товароведных характеристик товаров и факторов, влияющих на сохранение качества товаров, их регламентации в стандартах и соответствующих им этапов и стадий ТЖЦТ.

Сравнение результатов выполненного задания с эталоном, оценка выполнения практической работы.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Усвоенные знания:

основные понятия товароведения

Устный опрос, тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по ознакомлению с понятиями основных терминов в товароведении, раскрытию их специфики и областей использования (ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения).

Оценка выполнения контрольной работы.

объекты, субъекты и методы товароведения

Устный опрос, тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по изучению методов классификации и кодирования потребительских товаров, распознаванию разновидностей методов классификации и кодирования товаров, установлению их достоинств и недостатков.

Оценка выполнения контрольной работы.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения

Тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по освоению принципов построения классификации потребительских товаров и продукции производственного назначения. Оценка выполнения контрольной работы.

классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам

Тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по составлению классификации продовольственных и непродовольственных товаров оптовой или розничной торговой сети по однородным группам.

Оценка выполнения контрольной работы.

виды, свойства, показатели ассортимента

Устный опрос, тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по изучению методики определения показателей ассортимента и решению ситуационных задач по расчёту основных показателей ассортимента товаров.

Оценка выполнения контрольной работы.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

основополагающие характеристики товаров

Устный опрос, тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения контрольной работы.

товароведные характеристики товаров однородных групп (продовольственных или непродовольственных товаров)

Устный и письменный опрос.

Оценка выполнения практической работы по

определению взаимосвязи товароведных характеристик со стоимостью.

классификацию ассортимента, оценку качества

Устный опрос, тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по

анализу номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров, определению взаимосвязи оценки качества товаров с градациями качества и классами товаров по назначению.

Оценка выполнения контрольной работы.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

количественные характеристики товаров

Устный опрос, тестирование, контрольная работа.

Оценка выполнения контрольной работы.

факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик

Устный и письменный опрос, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по

изучению факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товаров, их регламентации в стандартах и соответствующих им этапов и стадий ТЖЦТ.

Оценка выполнения контрольной работы.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

виды потерь, причины возникновения, порядок списания

Устный и письменный опрос, контрольная работа.

Оценка выполнения практической работы по

работе с нормативной документацией, регламентирующей порядок списания потерь, определению видов товарных потерь на примере розничной торговой организации, определению порядка списания количественных и качественных потерь и мер по их предупреждению и снижению.

Оценка выполнения контрольной работы.

Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.


© 2010-2022