- Преподавателю
- Другое
- Доклад Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
Доклад Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козлобаева Е.А. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Казённое образовательное учреждение Воронежской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
ДОКЛАД:
«Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по дополнительному образованию как путь социализации детей с ОВЗ».
Кружок «Умелые Руки».
Воспитатель: Козлобаева Е.А.
Март, 2015 год.
Учащиеся нашей школы имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий кружка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки». Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью занятий кружка декоративно-прикладного творчества стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.
Ведущая идея программы кружка - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, творческой индивидуальности.
Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами и в разных техниках декоративно-прикладного творчества. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Занятия оказывают влияние на развитие речи, обогащение словарного запаса. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
В программу включены различные виды творчества: изобразительное искусство, бисероплетение, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из бумаги и ниток. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
В ходе работы педагогу нужно было найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны - это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, экскурсии и т.д. Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Для развития творческих способностей используются разнообразные техники выполнения: оригами, торцевание, вязание крючком, вышивание счётный крест. Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В этом году, в связи изменением статуса нашей школы, статуса детей, я внесла изменения в проведении занятий кружка. Дети, которые занимаются не первый год, сами ищут тему для своей будущей работы: выбирают технику исполнения, которая им нравится, материал изготовления, по возможности схему будущей работы. Здесь работа идёт с интернетом. А чаще всего придумываем сами, используя темы конкурсов предлагаемые нам.