Методическая разработка по ПМ. 02 на тему Новообразования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Бирючанский техникум»




Методика


проведения интегрированного урока - семинара по ПМ.02

Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

/методическая разработка урока/





г. Бирюч,

2016

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Зам. директора по УР на заседании ___________Н.И. Попова методического совета

«___»________2016 г. протокол № ____

от «___» _________ 2016 г.

РАССМОТРЕННА

на заседании ПЦК

зооветеринарных дисциплин

Протокол № ___ от «____»________ 2016 г.

Председатель ______ Г.Н. Мацай


Составитель: Е.М. Коцарева, преподаватель ветеринарных дисциплин ОГАПОУ «Бирючанский техникум»



Методическая разработка занятия «Новообразования (опухоли) с применением нетрадиционных методов обучения предназначена для преподавателей ОГАПОУ «Бирючанский техникум» для обобщения опыта по методике проведения урока типа «систематизация, обобщения знаний, умения и навыков». В методической разработке занятия рассматривается методика проведения интегрированного урока-семинара с применением информационных технологий.









Содержание

стр.

Введение 4

  1. Основная часть 5

    1. Цель написания методической разработки 5

    2. Обоснование избранной темы и формы

организации занятия__________________________________5

  1. Методическая карта занятия 6-7

  2. Методика проведения интегрированного

урока - семинара на тему: «Новообразования (опухоли) 8-9

Заключение 10

Список литературы 11

Рецензия 12

Приложения: 13-21

1.- Перечень вопросов

2.- Выступление на тему: «Новообразования кожи»;

3.- Выступление на тему: «Опухоли костей»;

4.- Выступление на тему: «Поликистоз почек»;

5.- Выступление на тему: «Опухоли молочной железы»;





Введение

В условиях рыночной экономики будущие специалисты должны овладеть определенными навыками и умениями, способностью действовать на основе полученных знаний.

В активизации мыслительной и познавательной деятельности студентов большая роль отводится различным элементам урока. Урок обобщения и систематизации знаний с использованием информационно-компьютерных технологий вполне отвечает этим требованиям. Он дает возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету.

Интегрированный урок - семинар в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов позволяет учащимся углубить знания, полученные ранее. Урок - семинар позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, сформировать интерес к учению, усилить творческое начало, проявить самостоятельность мышления. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности студентов и отвечает запросам современного общества.

Урок - семинар - одна из форм организации учебной деятельности. На уроке-семинаре выявляется не столько степень усвоения студентами теоретического материала, сколько сформированность обще учебных умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала.

Главную роль в проведении такой формы обучения играет подготовка преподавателя, поэтому я всесторонне изучила учебную литературу, программный и методический материал по теме.

Методическая разработка урока - семинара с применением нетрадиционных методов обучения предназначена для преподавателей ОГАПОУ «Бирючанский техникум» для обобщения опыта по методике проведения урока типа «систематизация, обобщения знаний, умения и навыков».


  1. Основная часть


  1. Цель написания методической разработки

Целью написания методической разработки занятия по теме: «Новообразования (опухоли) является оказание методической помощи преподавателям зооветеринарных дисциплин, повышению педагогического мастерства и обмена опытом работы

  1. Обоснование темы занятия

Настоящая методическая разработка занятия по теме: «Новообразования (опухоли) » ставит целью изучить и закрепить теоретический материал, изложенный в данной теме. Глубокое и всестороннее освоение теоретических основ изучаемой темы, совершенное владение практическими навыками возможно только при условии систематической самостоятельной работы студентов в учебное и свободное от занятий время. Такая подготовка позволит студентам самостоятельно под руководством преподавателя отрабатывать и приобретать необходимые теоретические и практические навыки по усвоению основ ветеринарной онкологии животных, методов диагностики и современных методов лечения животных данной патологии.

Обоснование формы организации занятия.

Выбранная форма организации учебного занятия способствует реализации интерактивных методов и приемов обучения. Урок - семинар обеспечивает активное участие в уроке каждого студента, повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность студента за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Высшую роль в проведении такой формы обучения играет подготовка преподавателя. Поэтому я всесторонне изучила методическую литературу, методический материал, электронные Интернет-ресурсы по теме. Определила тип урока, вид занятия, форму организации урока, подобрала материал и обдумала ход урока.


  1. Учебно-методическая карта занятия № 13

для специальности 111801 «Ветеринария»

Групп 31

Тема: Новообразования

Цели учебного занятия:

Предметная цель - организовать деятельность студентов по закреплению полученных знаний изучаемой темы; создать условия и организовать деятельность студентов по изучению патологии новообразований в ветеринарной онкологии.

Личностно-ориентированная цель - способствовать формированию профессиональной ответственности, чувства долга; помочь студентам осознать практическую и социальную значимость изучаемого материала.

Вид занятия:

теоретическое

Тип занятия:

обобщение и систематизация знаний

Форма:

интегрированный урок-семинар

Форма обучения:

индивидуальная, коллективная

Межпредметные связи:

Анатомия домашних животных, Патологическая анатомия и физиология, Фармакология с рецептурой, Основы эпизоотологии.

Опорные умения и навыки:

освоение развития патологии новообразований

Приобретаемые умения и навыки:

в диагностике, лечении и профилактики новообразований в ветеринарии

Методы обучения:

  1. По основным дидактическим целям: метод организации, метод побуждения, метод развития, метод контроля;

  2. По характеру учебной деятельности: репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый;

3.По уровню проблемности: монологический, диалогический

Методы контроля: устный

Оснащение занятия: мультимедиа система, интерактивная доска, презентация

Место проведения занятия: учебный кабинет

Литература:

основная - Б.С.Семенов Общая хирургия /учебник и учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений. - М.: Колос, 2009 с. 453

дополнительная - А.К. Кузнецов Ветеринарная хирургия, офтальмология и ортопедия /учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Агропромиздат, 2006. с. 435

Интернет-ресурсы:

рефераты по ветеринарии - bestreferat.ru/referat-category-39- 1.html

рефераты по ветеринарии - ref-erat.moy.su/load/veterinarija/16

злокачественные новообразования у животных - фото собак: sexydog.ru/;

опухоли у собак, теории возникновения опухолей: zooclub.ru/.

лекция «Хирургические болезни животных» - youtube.com

видео фильмы - video yndex.ru

ветеринарная медицина: «Общая диагностика опухолей» - zhivotnovodstvo.net.ru/

Форум. Ветеринарная медицина - allvet.ru


Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Ключевые вопросы

Методы и приемы обучения

Время

1

Организационный вопрос

Приветствие студентов. Отметка отсутствующих.

Рефлексия

1.Метод организации

3.Диалогический

2-3 мин.

2

Мотивация темы и цель занятия

Сообщение темы и целей занятия

1.Метод побуждения

2.Репродуктивный

3.Монологический

2 мин.

3

Методика проведения семинара и критерии оценки работы студентов

1.Вступительное слово преподавателя

2. План работы семинара

3. Критерии оценок за подготовку к семинару

(видеофильм, показ слайдов)

1.Метод побуждения

3.Монологический

10=15 мин.

4

Консультация преподавателя по наиболее трудным вопросам семинарского занятия

Ответы преподавателя на вопросы студентов

1.Метод побуждения

3.Монологический

3.Диалогический

5-8 мин.

5

Обобщение, систематизация и коррекция знаний студентов

Вопросы семинара с показом слайдов и последующим обсуждением выступлений:

1.Остеосаркома

2.Поликистоз почек

3.Опухоли кожи

4.Опухоли молочной железы

1.Метод развития

2.Продуктивный

2.Частично-поисковый

2.Репродуктивный

45-50 мин.

6

Подведение итогов занятия

Заключительное слово преподавателя:

обобщение, выводы, коррекция знаний студентов по теме семинара

1.Метод побуждения

1.Метод развития

3.Монологический

8 - 10

мин.

7

Оценка знаний

Анализ и оценка качества знаний и работы студентов на семинаре

1.Метод контроля

2.Продуктивный

3.Монологический

5 мин.

8

Рефлексия

Оценка психоэмоционального состояния студентов и их отношение к занятию

«Телеграммы»

5 мин

Преподаватель _______________ Е.М.Коцарева

  1. Методика проведения интегрированного урока - семинара на тему: «Новообразования (опухоли)»

Проблема злокачественных новообразований представляет большой интерес, как в биологическом, так и в медиковетеринарном аспекте. Вряд ли существует другая научная проблема, которая привлекла бы такое большое число исследователей самых различных направлений.

Опухоли широко распространены в природе и встречаются не только у человека, но и у всех видов животного мира, в том числе у домашних и диких животных.

Разнообразные по своей форме и структуре, но единые по ряду закономерностей происхождения, развития и клинического проявления, а также влияния на организм опухоли человека и животных составляют одну, принципиально отличную от других, группу заболеваний и имеют, таким образом, общебиологическое значение.

Применяя урок - семинар как заключительный при изучении темы «Новообразование (опухоли), я предполагаю использовать коллективные формы работы, привить интерес к предмету, развить умения и навыки самостоятельной работы, активизировать деятельность студентов, осуществить более полное практическое, воспитательное, образовательное и развивающее применение целей урока, установить доверительное отношение между преподавателем и студентом.

1. Организационный момент по теме: «Новообразования (опухоли)» провожу монологическим методом. При входе в аудиторию приветствуют студентов, заслушиваю дежурного об отсутствующих и готовности группы к занятию (метод организации).

2. Для мотивации учебного занятия использую монологический, репродуктивный и побуждающий методы обучения. Сообщаю тему и цели занятия.

3.Вступительное слово (метод побуждения, монологический) начинаю с объявления плана работы семинара (выступления студентов в сопровождении слайдов и их комментированием (выступают по одному студенту из группы); остальные студенты имеют право дополнять, исправлять, задавать вопросы выступающим.

Предлагается рейтинговая система оценки знаний и умений: полный ответ - 5 баллов. Ответ с уточнениями и дополнениями - 4 балла. Дополнение - 3 балла.

Для мотивации темы предлагаю студентам просмотреть видеоролик, после просмотра которого, обращаю внимание студентов на одну из разновидностей новообразования. Рассказываю о возможных причинах появления опухоли головного мозга.

Использую метод побуждения, прошу обратить внимание студентов на разновидности новообразований, их классификацию и типы опухолей в зависимости от поражения той или иной ткани (показ слайдов и их комментарий)

4. Провожу консультацию по наиболее трудным вопросам семинарского занятия. Отвечаю на вопросы студентов по теме урока - семинара:

1. В чем отличие припухлости и опухоли?

2. Какие причины возникновения опухолей?

3. Передаются ли опухоли по наследству?

4. Как правильно поставить диагноз при подозрении на новообразование?

5.Оперативный метод лечения является единственным радикальным методом?

6. У кого чаще всего диагностируют новообразования?

7. Что такое предрак?

8. Как проводится диагностика опухолей?

9. Что такое фиброма, аденома?

10. Чем карцинома отличается от саркомы?

5.Этап обобщения, систематизации и коррекции знаний студентов провожу, применяя методы развития, частично-поисковый, продуктивный, познавательный, репродуктивный. Заслушиваются выступления студентов с показом слайдов, их комментарием и последующим обсуждением студентами группы.

Выступления: (приложение)

1.Опухоли костей (остеосаркома) - слайды

Поликистоз почек - слайды

Опухоли кожи - слайды

Опухоли молочной железы

Каждое выступление дополняется, вносятся исправления (приложение)

6.При подведении итогов занятия применяю методы развития, побуждения, монологический.

В заключительном слове подвожу итоги семинарского занятия: обобщаю, делаю выводы и корректирую знания студентов по теме семинара (приложение)

7.Анализ и оценку качества знаний и работы студентов на семинаре провожу методами контроля, продуктивным, монологическим.

Преподаватель анализирует и оценивает работу выступающих и студентов, принимающих участие в семинаре. Учитывается активность студентов, творческий подход к обсуждению темы, яркость выступлений. Проводится аргументация и выставление оценок в журнал.

8.Для оценки психоэмоционального состояния студентов и их отношения к занятию преподаватель проводит рефлексию «Телеграммы». Студенты в телеграмме высказывают свое отношение к уроку, вносят предложения, замечания к проведению урока - семинара.



Заключительное слово преподавателя


Опухоли или новообразования - патологическое разрастание клеток организма, возникающее вследствие размножения клеточных элементов под влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

Опухолевая клетка размножается и в 5 нормальных клетках организма. В онкологии называется «спонтанная опухоль».

Опухоли широко распространены в природе. Они встречаются не только у человека, но и у животных. Опухоли известны с давних времен. Имеются данные палеонтологии, что опухоли поражали скелеты животных, населявших землю за много тысяч лет до появления человека.

Еще недавно было мнение, что животные не подвержены опухолевым заболеваниям и что злокачественные опухоли являются уделом человека. В настоящее время имеется огромное количество наблюдений, говорящем о широком распространении новообразований среди животных. Лишь за последние 20-30 лет интерес к данной патологии в значительной мере повысился. В своем руководстве по ветеринарии Гаспарин дает первое более подробное описание рака у животных. Из всех домашних животных чаще обнаруживается рак у собак, менее - у лошадей, еще меньше у крупного рогатого скота. Опухоли наблюдаются не только у домашних животных, но и у диких животных, растений, рыб, птиц.

За последние годы в значительной мере повысилась частота фибропапилломатоза полового члена племенных быков. Рост частоты опухолей данной локализации можно показать на примере одного хозяйства, где ежегодно выращивается 110 племенных быков.

В 2001 году у 2 быков - (1,8%); в 2002 году - у 14 быков (12,7%); в 2003 году - 16 быков (14,5%); в 2004 году - у 41 быка (36,3%).

В некоторых районах Индии в большом проценте случаев наблюдался рак рогового отростка у крупного рогатого скота, причем в 93% случаев рак наблюдался у волов и только 6-9% у коров. Большинство больным животным было более 5 лет. Интересно то, что что поражался только один рог - либо правый либо левый и никогда оба.

В северной части Новой Зеландии отмечался рак кожи у овец с белой шерстью (80%); у старых лошадей серой масти меланома встречается в 80% случаев, а у лошадей того же возраста другой масти - в 6%; в горных районах Турции довольно часто наблюдается рак мочевого пузыря у крупного рогатого скота.

Причина возникновения новообразований до сих пор неизвестна. Существует ряд гипотез, которые считаются причиной возникновения опухоли: этиотропная (новообразования кожи), вирусная (опухоли молочной железы, фибропапилломатоз) и генетическая (поликистоз почек).

По клиническому течению новообразования делят на три типа : доброкачественные, условно доброкачественные и злокачественные. Новообразования классифицируют по принципу принадлежности их к той или иной ткани: эпителиальные: железистый и плоский эпителий), соединительно-тканные: липомы, остеомы, фибромы, хондромы; нервные: невриномы и мышечные опухоли: миомы.

Лечение новообразований комплексное.




Заключение

Методическая разработка интегрированного урока - семинара посвящена теоретическим, практическим и методическим особенностям обучения по специальным дисциплинам и адресовано преподавателям и студентам средних специальных учебных заведений.

В методической разработке рассматривается тема, касающаяся этиологии, патогенеза, клинической характеристике различных типов и видов новообразований, современных методов лечения, включая рассмотрение операций по органосохраняющим операциям при опухолях костей, роль дооперационной и послеоперационной химиотерапии, а также вопросы по профилактике новообразований у животных.

В методической разработке отражен тип урока: обобщение и систематизация знаний, формы организации образовательного процесса: интегрированный урок - семинар, вид занятия - теоретическое с использованием информационных технологий на разных этапах урока.

На уроке-семинаре использованы информационно-компьютерные технологии, что открывает новые возможности в преподавании предмета. Изучение темы «Новообразования (опухоли)» дает возможность размышления и участия в создании элементов урока, что способствует повышению интереса к изучаемой дисциплине.

Интегрированный урок - семинар в сопровождении мультимедийных презентаций, интерактивной доски, позволяет студентам углубить знания, полученные ранее, создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся. Использование на семинарском занятии интерактивной доски, видеоролика, мультимедийных презентаций позволяет перерабатывать, осмыслять, оценивать большой поток современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных целей урока.

Применение на занятиях видеоролика, слайдов, интерактивных моделей позволяет осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе со студентами, владеющими разной степенью освоения учебного материала; обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации.

Благодаря наглядности и интерактивности студенты вовлекаются в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание темы.

Методическая разработка темы интегрированного урока - семинара «Новообразования (опухоли)» содержит вопросы, выступления студентов, дополнительные выступления, которые позволяют активировать процесс обучения и воспитания студентов.

Таким образом, предлагаемая методическая разработка призвана помочь студентам и преподавателям в самообразовании и получении современной информации по весьма сложной и разносторонней теме.

























Список литературы.

Основная:


  1. Семенов Б.С. Общая ветеринарная хирургия: /учебники и учебные пособия для студентов средних специальных учебных заведений; - М.; КолосС, 2006, с.358

  2. Белов А.Д. Общая ветеринарная хирургия: / учебники и учебные пособия для студентов средних специальных заведений; - М.; КолосС, 2008, с. 459

  3. Калашник И.А. Практикум по общей и частной ветеринарной хирургии. - М.; Агропромиздат, 2006, с. 207

  4. Туманов В.П. Герман Г. Методическое руководство по лечению новообразований у животных - 1-е изд., изд-во «Пауль Хартман, 2008, с. 212

Дополнительная - А.К. Кузнецов Ветеринарная хирургия, офтальмология и ортопедия /учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Агропромиздат, 2002. с. 435

Электронные Интернет-ресурсы:

рефераты по ветеринарии - bestreferat.ru/referat-category-39- 1.html

рефераты по ветеринарии - ref-erat.moy.su/load/veterinarija/16

злокачественные новообразования у животных - фото собак: sexydog.ru/;

опухоли у собак, теории возникновения опухолей: zooclub.ru/.

Форум. Ветеринарная медицина - allvet.ru

лекция «Хирургические болезни животных» - youtube.com

видео фильмы - video yndex.ru

ветеринарная медицина: «Общая диагностика опухолей» - zhivotnovodstvo.net.ru/



Приложения


План работы семинара


№ п/п

Этапы и содержание урока-семинара

1.

Вступительная часть занятия:

оценка готовности студентов к занятию;

мотивация темы, цель семинара;

порядок проведения семинара;

критерии оценки работы студентов

2.

Консультация преподавателя по наиболее трудным вопросам семинара.

3.

Выступления студентов с последующим обсуждением, дополнением вопросов урока-семинара

4.

Заключительная часть урока-семинара.

Заключительное слово преподавателя: обобщение, выводы, коррекция и углубление знаний студентов по отдельным аспектам семинарского занятия;

Анализ и оценка качества знаний и работы студентов на уроке-семинаре
























Критерии оценки знаний студентов

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Оценка

Выступления студентов

Дополнения, исправления к выступлениям

Дополнения

Дополнительные баллы

Итоговая

оценка

1




2


3



4


5





6




7



8




9




10




11




12





13



14


15




16


17






18




19


20











Приложение 1

Перечень вопросов

1. В чем отличие припухлости и опухоли?

2. Какие причины возникновения опухолей?

3. Передаются ли опухоли по наследству?

4. Как правильно поставить диагноз при подозрении на новообразование?

5.Оперативный метод лечения является единственным радикальным методом?

6. У кого чаще всего диагностируют новообразования?

7. Что такое предрак?

8. Как проводится диагностика опухолей?

9. Что такое фиброма, аденома?

10. Чем карцинома отличается от саркомы?






Приложение 2


Новообразования /опухоли костей/

Опухоли костей - это первичные опухоли, те которые развиваются непосредственно из костной ткани и вторичные - метастазы других опухолей в кость. Из первичных опухолей превалирует остеосаркома, частота встречаемости, которой составляет 95% среди всех опухолей.

Опухоли костей у собак имеют типичную локализацию. Это метафизы длинных трубчатых костей. При этом в плечевой кости это проксимальный метафиз, в лучевой кости - дистальный, в бедренной и большеберцовой кости дистальный и проксимальный метафизы (слайды 4, 5, 6)

Все новообразования костей в настоящее время делят на доброкачественные и злокачественные.

Доброкачественные новообразования отличаются медленным ростом и отсутствием общих явлений со стороны организма. Отсутствует увеличение лимфатических узлов и метастазы. На рентгенограмме имеет правильную форму, четкие контуры, резко отграничена от окружающих тканей, сидит на кости или широким основанием или на ножке.

К доброкачественным новообразованиям относится остеома. Если в состав новообразования, кроме костной ткани, имеется хрящевая ткань, опухоль называется остеохондромой.

На снимке тень опухоли неоднородна, имеет затенения, обычно округлой или продолговатой формы и своими контурами обычно напоминает тутовую ягоду.

Опухоль, состоящая только из хрящевой ткани, называется хондромой. Хондрома поражает преимущественно плоские кости (слайд 13,14).

Злокачественные новообразования. Основные и клинико-рентгенологические симптомы злокачественной опухоли - быстрый рост ее, сильные боли. Мягкие ткани уплотнены и напряжены. Животные теряют в весе, общая слабость, иногда повышенная температура тела. Наблюдается анемия, появляются метастазы в лимфатических узлах и других органах.

Этиология остеосаркомы до сих пор не изучена. Однако известно, что ионизирующее излучение может стать причиной возникновения заболевания. По данным одного из исследований, у 3 из 87 собак, подвергавшихся лучевой терапии против саркомы мягких тканей в промежутке между 1,7 и 5 годами в области облучения обнаружилась остеосаркома. Кроме того, в литературе описано несколько случаев появления остеосаркомы у собак, которых лечили методом радиотерапии.

Редко связывают с возникновением остеосаркомы такое заболевание, как инфаркт кости. Толчком к развитию остеосаркомы у животных крупных пород может стать перенесенная травма. Повреждения могут спровоцировать заболевание. Описывают случаи возникновения опухоли на месте металлического имплантата, который использовали при лечении переломов и хронического остеомиелита.

Заболевание встречается в любом возрасте, однако чаще болеют молодые животные. Локализуется опухоль у животных в основном кости челюсти у лошади, бедренная, лучевая и локтевая кости у собак и реже кости таза и плеча. Остеосаркома растет быстро, вызывает сильные боли.

Различают три основных стадии остеосаркомы: 1 - низкая - метастазы отсутствуют; 11 - высокая - без метастаз; 111 - опухоль с метастазами или отдаленными метастазами

К основным методам диагностики относят рентгенологическое исследование и гистологическое исследование (слайды 7, 8, 9)

На рентгеновском снимке определяется разрушение костной ткани в области опухоли. Возникающий при этом дефект имеет неровные, нерезкие границы. Локализуется в основном опухоль в эпиметафизарной области.

При рентгенологическом исследовании злокачественная опухоль имеет неправильную форму и неровные контуры. Она нерезко отграничена от окружающей ткани и вследствие инфильтрации опухолевой ткани кортикальный слой кости разрушается. Наиболее частой злокачественной опухолью является остеосаркома. Среди злокачественных новообразований это заболевание составляет 85%

Морфологическую верификацию диагноза проводят путем гистологического исследования операционного материала (слайд 10).

Стандартная схема лечения остеосаркомы заключается в резекции опухоли после адъювантной химиотерапии. Предоперационная химиотерапия необходима из-за экстенсивного разрушения кости и прилегающих к ней тканей. Сама по себе операция лишь временно ослабляет развитие болезни (слайд 3)

В некоторых случаях проводят операцию с сохранением конечности (слайд 11, 12). Такая операция возможна, когда опухоль локализуется в дистальной части лучевой кости или проксимальных участков плечевой кости. Животным, с новообразованиями в дистальной области большеберцовой кости такая операция противопоказана, т.к. затрагиваются мягкие ткани. Показаниями к операции с сохранением конечности является наличие первичной опухоли, затронувшей менее 50% кости и не распространившейся на сустав, отсутствие метастаз и сопутствующих заболеваний.

В гуманитарной ортопедии для замещения обширных дефектов кости используют специальные протезы повторяющие контуры костей и суставов. В ветеринарной онкоортопедии в качестве материалов для замещения дефектов кости используют современные LESS пластины, метилметакрилат и другие материалы.


Приложение 3

Поликистоз почек

Поликистоз почек переводится как наличие множественных полостей в структуре почек. Поликистоз почек является аутосомально доминантным наследственным заболеванием. Это означает, что проявление болезни наступает у животных, получивших аффектный доминантный ген даже только от одного из родителей.

Путь наследования гена поликистоза почек представлен на рисунке (строение почки кошки) (слайд 15)

Проявляется поликистоз у взрослых животных (у кошек в возрасте 7 лет). До этого возраста заболевание не проявляется и при обычном обследовании не выявляется. С возрастом количество и размер кист в почках увеличивается вплоть до полного замещения нормальной структуры почки разнокалиберными полостями (слайд 16).

Из признаков заболевания отмечают рвоту, которая усиливается по мере прогрессирования болезни, повышение кровяного давления, боль в области поясницы, наличия в моче крови или гноя.

При поликистозе проводится ряд исследований: (слайд18, 19) ультразвуковое, рентгеновское с использованием контрастного вещества - внутривенная урография; компьютерная томография. Данные методы позволяют находить увеличение размеров почек, их кистозное перерождение, а также обнаружение снижения функции почек.

К сожалению, в настоящее время, какого-либо специфического лечения поликистоза почек нет (слайд 20). Однако можно замедлить злокачественность течения болезни соблюдением специальной диеты, а из симптоматических средств применяется дезинтоксикационная терапия. Хирургическое вмешательство (слайд 3) направлено на вскрытие кист и удаление их содержимого. В случае выраженного нагноения почки, может быть выполнено ее удаление.




Приложение 4

Опухоли кожи

Опухоли кожи занимают второе место среди онкологических заболеваний у животных.

Постоянный контакт с неблагоприятными факторами внешней среды и микроорганизмами, травмы нередки, приводят к заболеваниям кожи.

Причины возникновения опухолевых поражений: избыточное пребывание на солнце особенно у животных с непигментированной кожей может повышать риск возникновения опухолевых поражений кожи. Хронические воспаления и травмы, особенно подушечек лап и когтей также могут приводить к возникновению опухолей. Играет роль породная и возрастная предрасположенность. Наиболее часто новообразованиями кожи поражаются животные во второй половине жизни. Но появление опухоли возможно и более раннем возрасте от 1 года и ранее.

Опухолевые поражения кожи могут протекать с совершенно разными клиническими признаками - у нет характерного внешнего вида. В некоторых случаях на коже образуются возвышающиеся над поверхностью кожи уплотнения (слайд 1). Обычно они не болезненные, но могут беспокоить животное. Нередко опухолевые поражения кожи могут протекать по типу дерматитов - воспалений кожи, изъязвлений, высыпаний, эрозий.

Для диагностики опухолей кожи используется метод биопсии взятие небольшого кусочка пораженной кожи с последующим гистологическим исследованием ее.

Новообразования кожи делят на две группы: доброкачественные и злокачественные.

Доброкачественные обладают медленным ростом. После оперативного удаления не рецидивируют, не имеют метастаз, т.е. не дают роста в отдаленных органах

Условно доброкачественные новообразования кожи - могут рецидивировать после радикального удаления, но не метастазируют.

Злокачественные новообразования кожи - могут рецидивировать и метастазировать.

Наиболее распространенные типы опухоли кожи:

Папиллома - доброкачественная опухоль кожи. Имеет ряд похожих на цветную капусту разростов эпителия, ограниченная, не болезненная (слайд 22, 23)

Аденомы - опухоли желез кожи. В большинстве представлены аденомами церуминальных (серных) желез и аденомами прианальной железы. Опухоль доброкачественная.

Базалиома - условно доброкачественная опухоль кожи, нередко проявляется в виде язв или воспаления пальцев лап, часто после старой травмы и длительного воспаления. Опухоль обладает агрессивным ростом и разрушает ткани, в которых растет.

Гистиоцитома - условно доброкачественная опухоль кожи, нередко поражает молодых животных и выглядит как красное воспаленное зудящее образование на коже.

Мастоцитома - злокачественная опухоль кожи у животных. Не имеет характерного вида, может протекать в виде изъязвленной кожи, из которых при надавливании выделяется гной. Может иметь вид эрозий.

Плоскоклеточный рак - злокачественная опухоль кожи. Протекает в виде язвенных поражений кожи, воспалений или солидных образований.

Лечение новообразований кожи. Лечение новообразований кожи зависит от гистологического варианта. Для лечения доброкачественной опухоли применяют инъекции препарата АСД (слайд 24). Результат лечения очевиден уже на 21 день после применения препарата. Доброкачественные опухоли рекомендуют удалить и оперативным методом. Однако в некоторых случаях существует риск их перерождения в злокачественные.

Лечение злокачественных новообразований зависит также от гистологического типа опухоли и ее распространенности по организму. Ведущим методом лечения является оперативный (слайд 25). Однако некоторые опухоли кожи, например, мастоцитому удалять нецелесообразно, так как это может привести к бурному рецидиву и сокращению продолжительности жизни животного. Другие опухоли кожи, например лимфомы, лечатся с помощью химиотерапии.

Профилактика. При обнаружении поражений на коже, особенно длительно не проходящих, необходимо обратиться к ветеринарному специалисту. Рекомендуется избегать длительного нахождения на солнце, особенно животным со светлым окрасом и короткой шерстью.






Приложение 5

Опухоли молочных желез у животных

Опухоли молочных желез у собак и кошек встречается чаще всего в возрасте после 5 лет. Самки более предрасположены к развитию заболевания, чем самцы, у которых ОМЖ по сравнению с опухолями другой локализации встречаются редко.

Единой причины возникновения ОМЖ не установлено. Важную роль в процессе образования и развития опухолевого процесса, по-видимому, играют половые гормоны (эстрогены и прогестерон). Многие опухоли быстро растут в период течки, на фоне терапии прогестагенными препаратами, которые применяются для подавления течки, а также при различных нарушениях полового цикла. Беременность, как правило, не оказывает влияния на частоту возникновения опухоли.

Опухоли молочных желез могут быть единичными или множественными, (слайд 2) различного размера и структуры. Чаще всего опухоли локализуются у собак в паховых железах, реже в грудных. У кошек одинаково часто во всех пакетах молочных желез (слайд 26-28). Обычно это безболезненные образования, чаще всего узловатой консистенции, подвижные относительно брюшной стенки. С ростом опухоли изменяется ее внешний вид, шерстный покров в этом месте редеет, а затем совсем выпадает, на коже появляются изъязвления. При возникновении вторичной бактериальной инфекции опухоль становится горячей, болезненной.

У кошек чаще всего опухоли молочных желез носят злокачественный характер. У собак - в равной степени как доброкачественные, так и злокачественные. Критериями злокачественности является быстрый рост, срастание с брюшной стенкой, изъязвление кожи под опухолью, а также прорастание в окружающие ткани (слайд 29). У кошек велика вероятность злокачественности новообразования даже при небольшом размере и сохранении ее подвижности

Диагноз ставится гистологически после удаления опухоли или методом биопсии (слайд 30). Применяется метод и рентгенографии грудной клетки и УЗИ брюшной полости на наличие метастаз; выполняется биохимический и общий клинический анализ крови.

Лечение ОМЖ хирургическое (слайд 31-33). Удаляют всю гряду молочных желез вместе с подмышечными и паховыми лимфатическими узлами. В послеоперационном периоде проводится химиотерапия.



Приложение 6

Телеграмма

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Телеграмма

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



© 2010-2022