РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Южно-Уральский многопрофильный колледж»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ










г. Челябинск, 2016

ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Цикловой методической комиссией

ОПД и ПМ

По специальности КХП Заместитель директора

Председатель ЦК

­­­­­­­­­­­ ___________Дружинина В.А. _________И.Н.Тихонова

«___»____________2016г. «___»____________2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования по специальности 18.02.10 Коксохимическое производство, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 07.05.2014 № 438.

Организация-разработчик:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Разработчик:

С.А. Амирова, преподаватель «ЮУМК»




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4


  1. Структура и содержание учебной дисциплины 6


  1. Условия реализации учебной дисциплины 11


  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12









  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Охрана труда и техника безопасности


  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в укрупненную группу специальностей 180000 ХИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки по специальности 18.02.10 "Коксохимическое производство" и при подготовке по профессиям рабочих: 13321 "Лаборант химического анализа".


  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Учебная дисциплина «Охрана труда и техника безопасности»относится к циклу основной профессиональной образовательной программы и является предметом профессиональной подготовки технологов коксохимического производства.


  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

- использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;

- определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

- применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

- проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;

- инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;

- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- законодательство в области охраны труда;

- нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

- правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

- действие токсичных веществ на организм человека;

- категорирование производств по взрыво- и пожароопасности

- меры предупреждения пожаров и взрывов;

- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

- основные причины возникновения пожаров и взрывов;

- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

- права и обязанности работников в области охраны труда;

- виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1 Управлять параметрами технологического процесса, в том числе с использованием средств автоматизации.

ПК 1.2 Эксплуатировать технологическое оборудование

ПК 1.3 Контролировать сырье, полуфабрикаты и готовую продукцию.

ПК 1.4 Выполнять требования безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.

ПК 2.1 Планировать собственную деятельность, работу подразделения, смены, участка, бригады, коллектива исполнителей

ПК 2.2 Обеспечивать выполнение персоналом требований безопасности производства, охраны труда и защиты окружающей среды.

ПК 3.1 Участвовать во внедрении новой технологии.

ПК 3.2 Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности инновационного мероприятия.

ПК 3.3 Оформлять результаты экспериментальной и исследовательской деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 99 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;

самостоятельной работы обучающегося 33 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Охрана труда и техника безопасности


  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

66

в том числе:


теоретические занятия

46

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:

выполнение конспектов, подборка материала, заучивание норм права и требований техники безопасности


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда и техника безопасности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Охрана труда и техника безопасности

66


Тема 1.1

Основные понятия. Термины, определения


Содержание учебного материала:

8

1.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников.

2

1

2.

Нормы Конституции РФ в охране труда.

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

2

1

3.

Занятие № 2 (практическое) Рассмотрение и изучение законов Конституции, касающихся вопросов охраны труда на промышленном предприятии.

4


Самостоятельная работа

Выучить наизусть основные законы, касающиеся охраны труда.

7


Тема 1.2

Гоcударственные нор-мативные требования охраны труда

Содержание учебного материала:

4

1.

Основные направления государственной политики в области охраны труда

2

1

2.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда

2

2

Тема 1.3

Обязанности работода-теля по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Содержание учебного материала:

2


1.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условия труда. Основные положения Конституции РФ в области охраны труда

2

2

Тема 1.4

Государственное управление охраной труда

Содержание учебного материала:

2


1.

Порядок утверждения норм и правил по охране труда.

В чем заключается государственное управление в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучить статью 216 Трудового Кодекса РФ

4


Тема 1.5

Органы надзора за охраной труда

Содержание учебного материала:

2

1.

Права и обязанности Госгорнадзора, энергонадзора, органов Роспотребнадзора и пожарной инспекции. Общественный контроль, организация работ по охране труда на рабочем участке и в бригаде.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

- Выучить обязанности инспектора Госгорнадзора, выучить права и обязанности работника.

4


Раздел 2

Производственный травматизм и профзаболевания


Тема 2.1

Понятие несчастного случая и профзаболевания

Содержание учебного материала:

6

1.

Что такое несчастный случай? Какие случаи подлежат расследованию и учету? Несчастные случаи, связанные и не связанные с производством. Порядок расследования и оформления нечастных случаев.

2

2

Практическое занятие

4


1.

Рассмотрение и расследование несчастного случая, произошедшего на производстве.

Самостоятельная работа обучающихся

- Порядок допуска и прохождения практики студентами (выучить наизусть).

4

Тема 2.2

Показатели количества и коэффициента тя-жести несчастного слу-чая. Классификация причин несчастного случая.

Содержание учебного материала:

8

1.

Классификация опасных и вредных производственных факторов. Технические средства защиты.

2

1

Практическое занятие

6


1.

Виды оградительных, блокирующих, защитных, ограничительных, предохранительных и сигнализирующих средств.

Самостоятельная работа обучающихся

- Изучить и законспектировать «Особенности КХП. Опасные и вредные факторы КХП».

5

Раздел 3

Основные требования к устройству промышленных предприятий.


Тема 3.1

Площадка предприя-тия. Производственные здания и сооружения

Содержание учебного материала:

4

1.

Требования безопасности к устройству предприятия и цехов. Опасные зоны производственных процессов.

2

1

2.

Параметры и уровень безопасности процессов. Опасные зоны агрегатов и оборудования. Экстремальные отклонения параметров безопасности при эксплуатации оборудования.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

- Составить конспект по теме «Меры безопасности при подготовке шихты к коксованию при производстве кокса».

7


Раздел 4

Вентиляция

4


Тема 4.1

Требования к вентиляции

Назначение вентиляции. Требования, предъявляемые к работе вентиляции. Виды вентиляции.

2




Тема 4.2

Эксплуатация вентиляционных установок

Как работают приточная, вытяжная, приточно-вытяжная, естественная вентиляции. Воздухообмен. Кратность воздухообмена.

2


Раздел 5

Освещение



Тема 5.1

Освещение, производственная эстетика

Содержание учебного материала:

6

1.

Эстетическое оформление коксохимических предприятий. Нормы и правила освещения цехов.

2

Практическое занятие

4

1.

Расчет освещенности в насосной бензольного цеха.

Раздел 6

Производственные вредности и меры борьбы с ними


Тема 6.1

Метеорологические условия производственной среды

Содержание учебного материала:

2

1.

Классификация опасных и вредных производственных факторов. Санитарно-бытовые помещения, их устройство, назначение и порядок пользования.

2


Самостоятельная работа

Изучить и законспектировать значение метеорологических условий (температура, относительная влажность, лучистая энергия, скорость движения воздуха) для микроклимата на рабочем месте.

3

Тема 6.2

Пыль и меры борьбы с ней. Ядовитые газы

Содержание учебного материала:

2

1.

Воздух рабочей зоны производственных помещений КХП. ПДК (предельно допустимая концентрация) пыли и газов в воздухе рабочей зоны. Увлажнение и ионизация воздуха. Гигиенические мероприятия.

2

Раздел 7

Индивидуальные средства защиты


Тема 7.1

Шум, вибрация, ультразвук

Содержание учебного материала:

2

1.

Характеристика шума, вибрации, ультразвука. Их влияние на организм. Допустимые уровни звукового давления и гигиенические нормы вибрации на рабочих местах.

2

Тема 7.2

Средства защиты

Содержание учебного материала:

2

1.

Спецодежда и спецобувь. Средства защиты глаз, органов дыхания. Назначение фильтрующих противогазов. Нормы санитарно-бытового обслуживания трудящихся..Питьевой режим. Специальное питание.

2

Раздел 8

Аппараты, работающие под давлением


Тема 8.1

Паровые котлы

Содержание учебного материала:

2

1.

Характеристика аппаратов, работающих под давлением. Техническое освидетельствование.

2

Тема 8.2

Баллоны. Хранение и транспортировка.

Содержание учебного материала:

2

1.

Запорная арматура для баллонов. Материалы для изготовления баллонов и паровых котлов. Рентгеноскопия. Правила эксплуатации компрессора.

2

Раздел 9

Электробезопасность


Тема 9.1

Действие электрического тока а организм человека

Содержание учебного материала:

2

1.

Статическое электричество и защита от его воздействия. Электризация пыли, горючих жидкостей.

2

Тема 9.2

Общие меры безопасности

Содержание учебного материала:

2

1.

Влияние окружающей среды на степень опасности поражения электротоком. Мероприятия, направленные на создание безопасных условия труда.

2

Раздел 10

Пожарная безопасность


Тема 10.1

Основные понятия пожарной безопасности

Содержание учебного материала:

2

1.

Основные понятия. Пожаро- и взрывоопасность веществ. Предупреждение пожаров.

2

Самостоятельная работа

- Изучить и составить конспект по теме: «Вещества и материалы, вырабатываемые и применяемые на КХП (антрацен, аммиак, бензол, коксовый и доменные газы, смола, угольная пыль, нафталин). Их опасность.»

4

Тема 10.2

Средства и способы тушения

Содержание учебного материала:

4

1.

Организация пожарной охраны предприятий. Добровольная пожарная дружина. Средства пожаротушения. Порядок эвакуации людей из здания во время пожара.

2

Практическая работа

1.

Посещение выставки «Пожарная безопасность». Знакомство с оборудованием пожаротушения, способами тушения.

2

всего

99


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины используется учебный кабинет безопасности жизнедеятельности, экологических основ природопользования, охраны труда и техники безопасности

Оборудование учебного кабинета:

  • Компьютеры, объединенные в локальную сеть, подключенную к сети Интернет;

  • сканер,

  • принтер,

  • видеопроектор.

Оборудование лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся

  • рабочее место преподавателя

  • плакаты

  • справочная, нормативная, техническая и методическая документация

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор

3.2 Информационное обеспечение обучения


Основные источники

Учебные пособия: 1.


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Ильинский Б.Д. Охрана труда на предприятиях черной металлургии [Текст] : учебник / Б.Д. Ильинский. - М.: Металлургия, 2005.

  3. Гольбрайхт Ю.А. Техника безопасности при производстве кокса [Текст] : учебник / Ю.А. Гольбрайхт. - М.: Металлургия, 2005.

  4. Правила безопасности в коксохимическом производстве. - М.: Металлургия, 2002.

  5. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Дополнительные источники:

  1. Рыбалко В.И. Ответы на вопросы по охране труда [Текст] : учебник / В.И, Рыбалко - Донецк. Донбасс, 1985.

  2. Аханченок А.Г. Основы пожарной безопасности металлургических предприятий [Текст] : учебник / А.Г. Аханченок - М.: Металлургия, 1982.

Интернет ресурс:


  1. ohrana-bgd.narod.ru

  2. znakcomplect.ru

  3. electricvdome.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Охрана труда и техника безопасности


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения индивидуального опроса студентов и выполнения практических работ, а также проверкой выполнения самостоятельных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- перечислить источники законодательства о труде;

- пользоваться нормами и правилами Государственных стандартов безопасности труда;

- перечислить возможные опасности и вредности в цехах КХП;

- пользоваться средствами защиты;

- перечислить основные технические средства ликвидации вредных и опасных факторов на рабочих местах;

- оказать первую помощь пострадавшему.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные направления решения проблем охраны труда;

- термины и определения, предусмотренные государственными стандартами;

- органы надзора;

- классификацию опасных производственных факторов;

- правила безопасности.

Формы контроля обучения:

- проверка знаний в ходе индивидуального опроса;

- решение проблемных задач;

- проверка выполненных практических задач.

Формы оценки результативности обучения:

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг развития навыков получения новых знаний и творческой самостоятельности каждого студента;

- формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе результатов текущего контроля.


© 2010-2022