Некоторые аспекты педагогического взаимодействия

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малышев Сергей Владимирович

Некоторые аспекты педагогического взаимодействия

Поскольку и педагог, и учащиеся являются активными сторонами образовательного процесса и субъектами деятельности (каждый своей), было бы неправомерно рассматривать образовательный процесс только как обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося. Ученик также располагает ресурсами воздействия на учителя, поэтому образовательный процесс вполне корректно можно охарактеризовать как взаимодействие. В этой связи наиболее привлекательным выглядит следующее определение педагогического взаимодействия: «Педагогическое взаимодействие - вид учебного взаимодействия, включающий в себя типы вербальных и невербальных контактов, в которые в процессе обучения вступает учитель с учащимися, а также учащиеся с учителем и между собой».

Некоторое время назад было принято описывать учебное взаимодействие по схеме «субъект - объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только учитель, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Но поскольку в настоящее время мы рассматриваем всех участников образовательного процесса как активные его стороны, то взаимодействие учителя с учениками будем трактовать как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие. При этом, поскольку учебная деятельность учащимися осуществляется в классе, где они взаимодействуют также и между собой, в задачи учителя входит формирование класса как единого коллективного субъекта учебной деятельности, поэтому взаимодействие учителя с учащимися можно обозначить схемой «субъект - субъект коллективный». Поскольку предмет и цели деятельности педагога и учеников совпадают, все вместе они образуют единый совокупный субъект образовательного процесса. Таким образом, складывающееся по такой схеме взаимодействие представляет собой многоярусное образование, прочность которого во многом основана на установлении психологического контакта между участниками взаимодействия.

В данном случае взаимодействие имеет следующие особенности:

1. Осознанность и целенаправленность. Данная особенность означает, что достижение поставленных целей осуществляется через их осознание.

2. Включение взаимодействия педагога и учащихся в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который протекает внутри образовательной системы. В этой системе в тесном взаимодействии находятся ее подсистемы: управление (министерство, комитет), администрация, преподавательские коллективы, классы, группы. Каждая из подсистем имеет свои направления взаимодействия с другими подсистемами.

3. Осуществление взаимодействия с другими системами: семьей и общественностью.

4. Многоплановость (многоярусность) взаимодействия. В него включаются собственно учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, учебное взаимодействие учеников между собой, а также межличностное взаимодействие.

Итак, каким же образом можно развивать учебное сотрудничество, какие положительные эффекты оно дает участникам образовательного процесса и каким образом достигнуть максимального эффекта?

Большинство исследований сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса свидетельствует о положительном влиянии организации учебного процесса в форме группового сотрудничества. Организация общегруппового сотрудничества представляет немалые трудности, но именно она подготавливает становление группы как коллективного субъекта учебной деятельности, способного к равнопартнерскому сотрудничеству с учителем. Ведущий разработчик проблемы психологии учебного сотрудничества Галина Анатольевна Цукерман, обобщая проведенные в мире исследования, отмечает следующие достоинства совместной учебной деятельности:

› усиливается сплоченность класса, при этом самоуважение и взаимное уважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

› ученики приобретают важнейшие социальные навыки - такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

› учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, уровень их подготовки, свойственный им темпы работы;

Однако данные положительные эффекты достигаются только путем установления психологического контакта, который возникает в результате достижения общности психического состояния людей благодаря их взаимопониманию, обоюдной заинтересованности и доверию друг к другу. Контакт осознается и переживается субъектом как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, а сам факт его установления приносит им эмоциональное удовлетворение.

Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон - учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность и развитие действий которых определяется состоянием психологического контакта между ними.



© 2010-2022