Мастер-класс Метафора в помощь

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наш клуб юных корреспондентов и наша детская газета носят название «Тропинка». Что слышится вам в этом слове? Отголосок жизненных троп, дорог, выбор пути…

Тропинка - это узкая дорожка, протоптанная кем-то. Газета и клуб - детские, поэтому пока тропинка, а не тропа. А ещё в слове «Тропинка» слышится слово «трОпы» - изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, олицетворения, гиперболы и т.д.) Журналист ведь должен не только сообщать факты сухими фразами, но и владеть всем богатством русского языка. Использование в речи трОпов говорит о богатом внутреннем мире, умении видеть необычное в обычном, и, конечно, о знании языка.

Не секрет, что журналистские тексты подчас заштампованы известными фразами, их смысл понятен, но они изрядно поднадоели. Например, подрастающее поколение, вернулись уставшие, но довольные, впереди планеты всей…

Что же делать? Как научить детей яркому, образному языку?

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту;

скрытое сравнение, в котором слова «как будто», «словно» отсутствует, но подразумеваются.

Разновидностью метафоры является олицетворение -уподобление живому существу

(…пробирается луна») и овеществление - уподобление предмету («Гвозди бы делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей»)

Метафоры изучаются на уроках русского языка и литературы, дети довольно легко находят метафорические выражения в тексте, например:

Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре),

безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу)

Ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила)

Сложнее с созданием собственной метафоры. Мыслительным операциям, которые позволяют создать метафору, вполне можно научить

Вот один из алгоритмов составления метафоры:

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

  2. У него выявляются специфические свойства (разноцветная)

  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна)

  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя)

  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя

Метафоры необходимы и при создании названий СМИ, слоганов, товаров (в рекламе), подписей под фотографиями.

Как придумать удачный слоган?

  • Для этого вам нужно понять, что слоган в первую очередь ориентирован на целевую аудиторию - на ее потребности, скрытые желания и интересы. Поэтому слоган не должен быть длинным - в противном случае он не запомнится.

  • При всей своей краткости слоган должен быть достаточно эмоциональным. Фактически, слоган - это призыв, краткое содержание предлагаемой услуги или предлагаемого товара, которое должно вызвать у читателей благоприятную эмоциональную отдачу.

  • Придумывайте слоганы максимально лаконичными, но при этом ритмичными и оригинальными. Чем проще и яснее будут слова, использованные в слогане, тем лучше он будет восприниматься окружающими людьми.

  • Придуманный слоган должен отвечать нескольким правилам - среди них звучность, уникальность, узнаваемость и возможность проассоциировать с брендом, а также с каким-то популярным и известным явлением.

  • Усилить ощущения от слогана вы можете с помощью средств пунктуации - тире, многоточий, двоеточий, восклицательных знаков, и так далее

  • Не забывайте об игре слов - в русском языке есть масса возможностей для создания необычного словесного сочетания, которое заинтересует любого человека. Также в удачном слогане может звучать обещание, убеждение или призывный вопрос.

Как придумать название журнала?

  • Определите тематику журнала. Обозначьте задачи, которые должны быть достигнуты с помощью этого периодического издания.

  • Ограничьте название ключевыми словами, максимально точно характеризующими журнал. Наметьте желаемое количество слов, которое должно быть в названии. Хотя лучше себя не сдерживать, чтобы вариантов оказалось достаточно много.

  • Подберите как можно больше синонимов и антонимов к основным словам, определяющим содержание и круг вопросов, которые будут освещаться на страницах журнала. Запишите к этим стержневым словам все возможные сравнения. Сформируйте из этих слов вероятные словосочетания. Используйте стилистические фигуры - аллитерацию, оксюморон, метафору, аллегорию, неологизмы и т.д.

  • Уберите из составленного списка названий те слова или словосочетания, которые вызывают негативные ассоциации. Наименование всегда должно иметь позитивный настрой. Удалите слишком мудреные и трудно произносимые слова.

  • Название журнала должно быть кратким, образным, позитивным, фонетически благозвучным - легко читаться и запоминаться. Оно должно быть лаконичным, выразительным, оригинальным и нравиться вам самим. Если есть хоть малейшее сомнение, такое имя вычеркивайте.

Все знают загадку:

Сидит девица в темнице, а коса на улице - в основе метафора,

скрытое сравнение, сидит морковка в земле, как в темнице красна девица,

зеленая ботва, как коса на улице.

Предлагается придумать загадку или предложение по данному ранее алгоритму о лимоне, мандарине, апельсине и т.д.

Например, Оранжевый лежит калач, похож на баскетбольный мяч (Апельсин или мандарин)

Примеры загадок, придуманных детьми,

нМастер-класс Метафора в помощьа основе алгоритма создания метафоры

Витамина "С" король!

Уважать его изволь:

Приглашай к себе на чай

Или просто так встречай!

В ярко-желтом фраке он.

Кто же это? - Фрукт... (Лимон)

На ветке солнышко висит,

укусишь - будет кислый вид (Лимон)

АМастер-класс Метафора в помощьпельсина брат меньшой,

Потому как небольшой. (Мандарин)

Вкусны - оближешь пальчики -

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарин)

Любят взрослые и дети

Самый вкусный фрукт на свете!

Кто рыжий круглый господин? -

Главный цитрус... (Апельсин)

ЯМастер-класс Метафора в помощьркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики -

Из далёкой Африки. (Апельсин)

В оранжевом кафтане

Молодец статный.

Ни застёжки,

Ни крючочка,

Но кафтан застёгнут прочно. (Апельсин)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Анжеро-Судженского городского округа

«Дом детского творчества»





«Метафора в помощь!»

Мастер-класс

Мастер-класс Метафора в помощь













Петунина Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования,

руководитель клуба юнкоров «Тропинка»

МБОУ ДОД ДДТ











Анжеро-Судженск

2014Мастер-класс Метафора в помощь

© 2010-2022