• Преподавателю
  • Другое
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В современных условиях, когда происходит интенсивное социально-экономическое реформирование страны, под воздействием непрерывного обновления и развития системы образования усиливается конкуренции на рынке труда и образовательных услуг. Основной задачей учреждений среднего специального образования является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Важным этапом подготовки такого специалиста является развитие научно-исследовательской деятельности, которая становится осн...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

роль Научно-исследовательской деятельности

в подготовке студентов среднего

профессионального образования


Самохин, А.Н., преподаватель истории

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Саратовский областной колледж искусств»

(845 2) 23-06-09, [email protected]


В современных условиях, когда происходит интенсивное социально-экономическое реформирование страны, под воздействием непрерывного обновления и развития системы образования усиливается конкуренции на рынке труда и образовательных услуг. Основной задачей учреждений среднего специального образования является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Важным этапом подготовки такого специалиста является развитие научно-исследовательской деятельности, которая становится основой современного процесса обучения студентов колледжей.

Современное российское общество нуждается в специалистах, которые способны принимать различные решения, активно участвовать в инновационных процессах, а так же специалистов готовых компетентно решать разнообразные исследовательские задачи. Вместе с этим выпускник колледжа должен быть способным к системному действию в различных профессиональных ситуациях, анализировать и проектировать свою деятельность, принимать самостоятельные решения для осуществления поставленных задач. Целью исследовательской деятельности в среднем специальном учебном заведении является приобретении студентами функциональных навыков исследования, как универсального способа освоения действительности [2].

Под научно-исследовательской деятельностью студента следует понимать выполнение им определённой творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере. Вместе с этим, для выполнения исследовательской работы студенты должны придерживаться определённых этапов исследования: постановки проблемы, изучение теории, сбору материала, его анализу и обобщению, подбору методик исследования, выявление методологии исследования и подведение итогов. Знания, которые будут полученные в результате исследования, должны стать следствием познавательной деятельности, направленной на выдвижение, формирование, объяснение закономерностей, фактов, процессов.

Исследовательские умения заключаются в способности студентов осознанно совершать действия по поиску, отбору, переработке, анализу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, которая направлена на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития [1].

Исследовательская работа студентов во всех средних специальных учебных заведениях России является обязательной. Её основные этапы регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом. Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы:

- выполнение практических работ;

- написание рефератов;

- участие в предметных олимпиадах;

- подготовка докладов;

- выполнение заданий, содержащих элементы научных исследований;

- выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

- изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;

- курсовые, дипломные работы и проекты.

Исследовательская деятельность студентов может включать два элемента: учебно-исследовательскую работу студентов в рамках учебного времени, и научно-исследовательскую работу в рамках внеучебного времени.

В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Саратовский областной колледж искусств» на отделении Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество сформировалась стабильная система организации научно-исследовательской работы студентов. Наиболее эффективными ее формами являются: студенческое научное общество, научные кружки, студенческие научные конференции, региональные конкурсы студенческих научно-исследовательских работ, участие в исследовательских проектах.

Особой формой привлечения студентов колледжа к научной работе является деятельность студенческого научного общества. Студенческое научное общество дает возможность выделить из разнородной студенческой массы одаренных студентов для занятий наукой. Членом студенческого научного общества может стать любой студент независимо от формы и года обучения, изъявивший желание участвовать в научно-исследовательской работе [3].

Студенческое научное общество - это добровольное студенческое объединение, организуемое в целях привлечения студентов к научно-исследовательской работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов.

К настоящему времени студенты успели поучаствовать в научно-практической конференции «Искусство как форма общественного сознания», «Массовая культура и искусство: творчество или тиражирование», «Многообразие исторических и культурных форм современной России». Анализ вовлечения студентов в научно-исследовательские проекты показал, что студенты-исследователи должны: быть специалистами в своей области; владеть определенным набором знаний из различных областей; знать и применять принципы проведения научно-исследовательских работ.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.

Список литературы:

1. Бережнова, Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.

2. Бордовский, Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста /Г.А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. - СПб., 1999. Вып.VII. С. 3-7.

3. Пидкасистый П.И. Словарь-справочник по педагогике/Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

© 2010-2022