Доклад на тему Оценивание

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Валихановская средняя школа





Доклад на тему:

«Оценивание как важный аспект качественного обучения»

(январское педагогическое чтение)

Доклад на тему Оценивание







Подготовила:

учитель географии

Перегуда Е.Н.



2016 год



Мы на многое не отваживаемся

не потому что оно трудно;

оно трудно именно потому, что

мы на него не отваживаемся.

( Сенека)

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя по-разному ,что приводит к неодинаковым успехам в учебе.

В 2000 и 2002 гг. английская социологическая служба MORI Omnibus Survey провела широкомасштабный опрос школьников.

Детям 11-16-ти лет был задан вопрос: «Что ты чаще всего делаешь на уроках?» Предлагалось выбрать три варианта из предложенного списка. Результаты оказались следующими2 (табл.).

Таблица

Деятельность на уроке

2000 г. (%)

2002 г. (%)

Списываю с доски

56

63

Участвую в дискуссии

37

31

Слушаю учителя, который долго говорит

37

37

Записываю во время того, как учитель рассказывает

26

20

Работаю в группе над решением какой-либо проблемы

25

22

Провожу время, думая о своем

22

24

Разговариваю о своей работе с учителем

22

16

Работаю на компьютере

12

10

Изучаю то, что имеет отношение к реальной жизни

11

12

Поэтому индивидуальный подход к преподаванию, основанный на личностно-ориентированном принципе и инновационные методы оценивания учащихся помогут решению этой проблемы.

Этот инновационный подход к системе оценивания называется - формативным оцениванием. Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:
• уровень учащегося относительно определенного эталона,
• уровень учащегося относительно класса в целом,
• уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период
Чем формативное оценивание отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников . Дадим принципиальные для этого различения характеристики.

Основная часть

Направляется учителем.

Разносторонне результативно.

Формирует учебный процесс.

Непрерывно.

Формативное оценивание позволяет ученику иметь непосредственный доступ к оцениванию. То есть учитель всегда являющийся контролёром, должен поделится с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Это разнообразный, подтвердивший свою эффективность метод оценивания, прежде всего учеников является формативным оцениванием или

Целью формативного оценивания является:

Определение сложности обучения.

Обратная связь, свидетельствует о достижениях учащихся.

Мотивация. Становится для, учеников стимулом для изучения материала.

Стандартизация после соответствующего контроля.

Контроль содержания образовательной программы и стиля преподавания.

Применение формативного оценивания позволяет сделать так, чтобы ученики могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать.

Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно); При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость учащегося.Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции. Главная идея формативного оценивания - совместное понимание ученика и преподавателя цели обучения в определенной части проделанной работы, только тогда они могут оценить уровень, который могут достичь. Давайте посмотрим, что необходимо для формативного оценивания:

1) знание и понимание учащимися целей обучения

2) Эффективная обратная связь учителя с учениками

3) активное участие учащихся в процессе собственного познания

4) знание и понимание учащимися критериев оценивания

5) возможность и умения учащихся анализировать собственную работу (рефлексия)

6) корректировка подходов к преподаванию с учетом результатов оценивания.

Формативное оценивание- непрерывный процесс ,который образует обратную связь .Используя всевозможные технологии, которые ученик легко и быстро освоит, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся. Ученик ориентируется на поэтапный контроль успеваемости, что дает ему возможность определить уровень знаний на каждом этапе учебного процесса. Формативное оценивание - это ежедневное оценивание. Для достижения навыков оценивания учеником, учитель совместно с ними должен составить критерии для правильной организации работы.

При критериальном оценивании
• ученик становится настоящим субъектом своего обучения
• снижается школьная тревожность ученика
• учитель от роли "судьи в последней инстанции" переходит к роли консультанта, специалиста.
Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Использования критериев дает ученику уверенность в том ,что он правильно оценил себя на данном этапе урока. Оценка поставленная учеником себе или однокласснику становится объективной и понятной для ученика. При формативном оценивании учитель всегда рядом с учеником, учитель контролирует, чтобы ученик хорошо понимал цели, задачи обучения и согласно составленным критериям мог оценить свое участие на уроке. Совместная разработка критериев (учитель - учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока:

1. Объявить ученикам цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Написать на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедится, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположить критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выбрать приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия.

Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.

Заключение.

Применение метода формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование методов фармативного оценивания помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группах, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Если раньше на своих уроках я наблюдала лишь частичное использование огромных возможностей формативного оценивания, то сейчас, когда я знакома с этим видом оценивания, я использую его на каждом этапе урока. Формативное оценивание ,предполагает использование тщательно разработанных критериев для организации работы учеников. Использование критериев формативного оценивания послужило хорошим руководством для моих учеников в процессе выполнений заданий. Они научились более объективно оценивать качество своей работы. Важнейшей целью учителя является воспитание ученика, который может учится самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я использую на своих уроках такие методы формативного оценивания как «Самооценивание» , «Взаимооценивание», «Формативный опрос», «Речевое пояснение», «Эссе из одной строки», « Две звезды, одно пожелание», «Светофор», «Сигнал рукой», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и придумать способы их улучшения. Поначалу для оценивания не хватало времени на уроке, потому что ученики были увлечены оцениванием, мне приходилось собирать оценивание ребят после урока. Ученики уверенно комментировали, как они работали на уроке, что у них получалось, а что нет. Из их комментариев я узнавала, какие моменты урока были не усвоены учениками, и дополнительно на дом давала задания. Многие ребята вполне честно ставили себе объективные оценки. Конечно, бывало, что кто-то завышал себе оценку или, наоборот занижал, в таких случаях я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. А так же вовлекала в процесс других учеников, тем самым подключая их во взаимооценивание. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что формативное оценивание показывает реальный уровень обучения. Раньше на уроках при традиционном оценивании я ставила оценки за то как ученик излагал, как освоил тему урока. Однако теперь, я поняла, как тяжело пришлось ученикам, которые учатся, не очень хорошо, как для них трудно было полностью освоить урок, или выполнить задание. Стало очевидным, для оценивания этапов урока, или задания, нужно применить поэтапное оценивние, при помощи балла. На некоторых уроках я раздавала оценочные листочки «оцени партнера». На других листках ставились вопросы: «Что поняли на сегодняшнем уроке?», «Насколько оцениваете сегодняшнее усвоение темы? (отлично, хорошо, средне, плохо).Почему выбрали именно эту оценку?». Прежде чем заполнить листки оценивания призывала учеников быть честными и ставить объективную оценку, сама в это время заполняла оценочные листы. На оценочном листе я не ставила специальные критерии, и не оценивала. Потому что хотела, чтобы ученики могли, самостоятельно размышляя, отнестись к оцениванию критически, объективно продумав свое решение. Как я отметила в начале, были свои трудности при оценивании в баллах. Ребята поначалу не понимали бальную систему оценивания, путались, тратили много времени вместо того, чтобы вкратце быстро отметить, при самооценке (в первый раз использования) переусердствовали. Таким образом, увидев такие проблемы, я была в поиске решения данных проблем. Однако эти трудности со временем прошли, и ученики привыкли к такому оцениванию, действовали оперативно и по своему, объективно.

На пути изучения и применения в своей практике формативного оценивания, используя вышеназванные формы оценивания, я научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим учащимся. В своей дальнейшей работе при планировании урока продолжу применение данных форм оценивания.

В итоге:

* Сформировались новые профессиональные навыки ;

* Повысилась эрудиция учеников;

* Использую разные формы и новые методы на уроках;

* Применяла идеи семи модулей;

* Использовала новые технологии на уроках;

* Учащиеся знают свой уровень, стараются улучшить свои знания;

* Сформировался новый передовой опыт работы;

* Учащиеся научились работать в паре и в группе;

* Учащиеся научились честно оценивать себя, группу;

* Учащиеся самостоятельно выполняют задания,помогают соседу;

* Научились оценивать себя, группу,пару;

* Повысилось стремление и интерес к уроку;

* Улучшилось качество знаний учащихся;

Современный мир- мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать какие профессиональные задачи будут решать наши ученики, и какие технологии они будут использовать через 10 лет. Задача современного учителя- перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.

Доклад на тему Оценивание



Использованная литература:

Программа курсов повышения квалификации преподавателей

общеобразовательных школ Республики Казахстан Астана 2014 год.

Д. Халперн. Психология критического мышления - СПб: Питер,200.

С. Мерсеитова. Обучении в качестве поиска и поиск в качестве обучения. Караганда, 2011 год . 201 с.

Интеллектуальная школа Назарбаева. Пособие для учителя. 2014 год. Ресурсы курсов третьего базового уровня.

Государственная программа на 2011-2020 год Утвержденный Указом Президента Республики Казахстан №1118 от 07 декабря 2010 года для развития образования Республики Казахстан.

Пинская М.»Оценивание - способ повышения эффективности обучения»





© 2010-2022