Лекция – одна из форм познавательной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любовь Владимировна Гребенникова

старший методист Бахчисарайского

колледжа строительства, архитектуры

и дизайна «Крымского федерального

университета имени В.И. Вернадского»,

г. Бахчисарай, Республика Крым


Лекция - одна из форм познавательной деятельности.


В системе активизации обучения лекционный метод занимает ведущее место, ибо лекция - основная форма проведения занятий в образовательной организации среднего профессионального образования, которая используется для усвоения теоретического материала.

Под активизацией учебной деятельности понимают деятельность преподавателя по использованию таких содержания, форм, методов и средств обучения, которые содействуют повышению активности и творчества, а также самостоятельности обучающихся в освоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

Такой подход определяет социальную задачу современного обучения, которое состоит не только в предоставлении знаний, а и в формировании устойчивых мотивов к их углублению через самообразование, в развитии творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, в содействии самореализации личности.

Учебное занятие в СПО - это педагогическая система, и поэтому для него должна быть характерна целостность, внутренняя взаимосвязь частей, единая логика развёртывания деятельности преподавателя и обучающегося, что обеспечивает управление познавательной деятельностью обучающихся группы.

Лекция - от лат. lictio - «чтение» - это логически выдержанный, системно последовательный комплекс устных методов обучения (информационное сообщение, объяснение, рассказ, беседа), направленных на реализацию обучающимися репродуктивной или продуктивной творческой активности. Лекция в большей степени является пассивным способом получения знаний, тормозит самостоятельное мышление, снижает работоспособность обучающихся. Однако в отдельных случаях лекционную форму обучения нельзя заменить другой. Например, она является наиболее целесообразной при отсутствии учебников, недостаточным отображением материала в учебниках, что, к сожалению, имеет место. Традиционные формы работы, в том числе и лекция, являются действенными при условии их проведения методами, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся.

Лекция должна дать то, что не может дать книга. Это, прежде всего, осуществление многопланового контакта между личностью лектора и обучающимися, между поколениями. На лекции необходимы и демонстрация учебного материала, и демонстрационный эксперимент, и живой рассказ лектора о его личном опыте, его размышления, сомнения, находки, поиск. Лекция не заменяет учебник, она развивает уже прочитанное обучающимся.

Столетиями развивались и совершенствовались методы, подходы и структура построения лекций и лекционных курсов. Сегодня уже приходится говорить о целом ряде преимуществ лекции по сравнению с другими формами учебного процесса, главная из которых - это возможность вооружать обучающихся не только знаниями, но и убеждениями, умениями давать критическую оценку материала, который воспринимается. При этом следует исходить из того, что учебная дисциплина только тогда выполняет свои учебно-воспитательные задачи, когда будет соответствовать главным общедидактическим требованиям к ее построению.

Частично такими требованиями к структуре лекционного курса являются:

- выделение как обязательных вводной, тематической, заключительной, а также обзорных и установочных лекций;

- проектирование и практическая реализация хорошо продуманной системы взаимоотношений преподавателя и обучающегося во время лекции;

- активизация познавательной деятельности обучающихся на основании известных приёмов и методов обучения.

Цель вводной лекции - дать обучающимся общее представление о содержании и задачах курса, раскрыть место и связь дисциплины с другими дисциплинами и её роль в формировании специалиста, показать логику раскрытия конкретной отрасли науки, техники, культуры. Итогом этой лекции должна стать заинтересованность обучающихся к дисциплине с целью её творческого усвоения.

Тематическая лекция занимает ведущее значение в общей структуре курса. Она посвящается раскрытию конкретной темы (тем) программы дисциплины.

Обзорная лекция имеет целый ряд предназначений, которые определяют особенности методики и содержания. Обзорная лекция перед производственной практикой содействует связи между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками обучающихся. Обзорная лекция может также быть прочитана перед выполнением дипломных проектов или государственной аттестацией и т.д.

Заключительная (итоговая) лекция ставит цель подвести итог изученного материала по соответствующей дисциплине в целом с выделением главных моментов и вопросов лекционного курса и актуализации внимания на практическом значении полученных знаний и будущей профессиональной деятельности обучающихся. Особенной специальной задачей заключительной лекции является стимулирование интереса обучающихся к дальнейшему, более глубокому изучению дисциплины, демонстрация методов самостоятельной творческой работы в определённой отрасли.

По своей структуре лекции строятся на основе соединения исторического и логического принципов, а в отдельных лекциях возможно превалирование одного из них.

Внешняя структура лекции - вступление, изложение, заключительная часть. Это необязательные составляющие каждой лекции, однако «логическая стройность, сопоставление и взаимосвязь отдельных частей лекции - необходимое условие успеха».

Вступление должно быть кратким, живым и выразительным: функционально это «камертон», который должен настроить аудиторию на продуктивную учебную работу. В дальнейшем изложении, как правило, лектор, последовательно развивая мысль, направляет слушателей к пониманию идеи лекции, применяя разные доказательства правильности научно-теоретических положений, иллюстрируя их прикладными, цифровыми, наглядными пособиями.

Опыт показывает, что очень важно давать краткие обобщающиеся выводы по отдельным вопросам темы. В заключительной части подводится итог, необходимое обобщение, делаются научно-теоретические и практические выводы с целью консультации к дальнейшей самостоятельной работе обучающихся и создания научной основы к последующей лекции. Значительную помощь в определении структуры лекции и подборе учебного материала оказывает план лекции с приблизительным распределением содержания лекции по отдельным вопросам. Для конечного определения содержания и структуры лекции необходим конспект разной ступени детализации в зависимости от опыта лектора.

В процессе подготовки и отбора материала лектор должен помнить, что лекция должна быть доказательна и аргументирована, содержать достаточное количество доказательных примеров, фактов, обоснований, ссылок на официальные документы и первоисточники. Очень важно, чтобы учебный материал был научным. Лекция будет иметь значительную учебную ценность, если материал будет аргументирован результатами современных научных исследований. Важной составляющей заинтересованности обучающихся является представление лектором собственных научных результатов, что значительно влияет на его авторитет как преподавателя. Эта сторона лекции связана с искусством аргументации, которая предполагает использование наиболее эффективных приёмов и методов преподавания, что обеспечивают доказательность и убедительность лекции.

Доказательность - главная черта научного утверждения, где истинным признаётся лишь то, что достаточно обосновано, то есть доказано принятыми в данной отрасли знаний источниками и средствами. Основу искусства лектора составляют: убедительность, простота изложения, выразительность речи. Центральной, безусловно, является убедительность. Без сомнения, каждый лектор понимает, что представленный им материал не будет убедительным, если не определены основные положения лекции. При этом важно точно определить: во-первых, круг вопросов, которые относятся к данной теме; во-вторых, характер материала, степень его сложности для восприятия на слух в разных аудиториях, и в зависимости от этого выделить основные положения, понятия, аргументы.

В каждом убеждении должно быть как минимум три части (элемента):

- тезис - это мысль, которая излагается;

- основа (аргументы), которые приводятся для обоснования тезиса;

- способ изложения, то есть связь между аргументом и тезисом.

Лекция может иметь разную структуру. Если основная идея выражена в конце лекции, такой порядок изложения лекции является кульминационным. Если основная идея выражена в середине - эта пирамидальный порядок построения лекции.

В зависимости от построения те или иные сообщения по-разному воспринимаются слушателями. Возникает вопрос: какой порядок построения свидетельствует, что кульминационный порядок построения лекции более эффективен в сравнении с пирамидальным. Это зависит от известного в психологии «эффекта конца», потому что запоминание материала в начале и в конце эффективнее, чем в середине.

Нет единого мнения в отношении размещения аргументов в лекции: в начале или в конце. Эксперименты свидетельствуют, что наиболее целесообразным будет размещение в начале. Но всё зависит от состава аудитории. Вывод такой: если аудитория не заинтересована в предмете сообщения, то главные и наиболее интересные аргументы целесообразно предъявлять в начале лекции. Если аудитория заинтересована в предмете разговора, следует приберечь главные аргументы на конец лекции, поскольку ознакомление с аргументами и их объявление в начале может только разочаровать аудиторию.

Чтобы изложение лекции было аргументированным, следует внимательно наблюдать за тем, чтобы обучающиеся не теряли главной мысли, логического хода прочтения материала. Для этого, как правило, в начале лекции преподаватель представляет план её проведения.

Простота изложения - вершина мастерства лектора. К сожалению, вопрос о том, с каких элементов состоит простота, какими средствами её можно достичь относится к числу наименее разработанных в методике обучения.

Поэтому, понятие «простота изложения» прежде всего, связано с умением лектора адаптировать своё изложение в соответствии с подготовленностью слушателей. Талант педагога, как и талант оратора - это умение разговаривать языком слушателей, апеллируя к их знаниям, понятиям, чувствам. Не существует таких дисциплин, которые не могут преподаваться просто и ясно, понятным для обучающихся языком. Естественно, что чем сложнее содержание лекции, тем проще и яснее должен быть язык. Следует аккуратно относиться к использованию слов иноязычного происхождения. Данные слова могут быть использованы только тогда, когда их следует ввести в языковой оборот, если они понятны всем обучающимся или входят в международную терминологию.

И, наконец, наглядность - важное качество лекции. Наглядность в обучении предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и восприятия зрительного. Средства наглядности обеспечивают освоение знаний, пробуждают интерес к учению, делают его более доступным и аргументированным.

Очень важным является темп изложения лекции. В педагогической литературе существует немало рекомендаций по данной проблеме. Но безусловным является одно: тема лекции разрабатывается под влиянием слушателей. Опытный преподаватель видит, успевают ли обучающиеся конспектировать, как они воспринимают учебный материал, достаточно ли он руководит их вниманием.

Не менее важным условием формирования активности обучающихся является организация внимания. Организовать внимание означает направить сознательные действия обучающихся на содержание учебного материала, привлечь их к размышлению и осмыслению.

По форме изложения выделяются такие виды лекций:

Проблемная лекция - моделируются сложности реальной жизни через их представление в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - получение знаний обучающимися как будто самостоятельно.

Лекция-визуализация - основное содержание лекции представлено в выразительной, образной форме (можно с применением рисунков, графиков, схем и т.д.). Визуализация рассматривается в ней как способ получения информации при помощи разных знаковых систем.

Бинарная лекция - работа двух преподавателей, либо преподавателя и обучающегося, которые излагают материал по одной теме в проблемно-организационном взаимодействии. Проблематизация осуществляется как за счёт формы, так и за счёт содержания. Можно построить такую лекцию в виде диспута оппонентов, либо диалога двух исследователей и т.д.

Лекция пресс-конференция, когда содержание формируется по вопросам обучающихся с привлечением нескольких преподавателей.

Лекция-консультация - близка по форме к лекции пресс-конференции. Разница в том, что приглашённый (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию даёт возможность активизировать внимание обучающихся и использовать его профессионализм.

Лекция-провокация либо лекция с запланированными ошибками - формирует умения обучающихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать её. Может использоваться как метод «живой» ситуации.

Лекция-диалог, в которой содержание излагается через серию вопросов, на которые обучающийся должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу близка лекция с применением техники обратной связи, а также лекция-консультация с применением компьютерных технологий.

Лекция с применением игровых методов (метод мозгового штурма, метод конкретных ситуаций) - обучающиеся самостоятельно решают конкретную проблему.

Учёт психолого-педагогических условий во время лекции, использование разнообразных форм её организации не только повысит результативность усвоения учебного материала, но и будет стимулировать формирование продуктивных познавательных потребностей и мотивов обучения, обеспечит достижение конечной цели любого учебного процесса.

© 2010-2022