- Преподавателю
- Другое
- С информацией на ТЫ
С информацией на ТЫ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Евграфова Т.А. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель игры. Развитие информационной компетентности пользователей школьных библиотек.
Задачи. Формирование информационной культуры учащихся.
Привлечение внимания учащихся к библиотекам как источнику различных видов информации.
Развитие умения поиска и отбора информации, критического отношения к ней.
Оборудование.
Целевая аудитория. Учащиеся 7-8 классов.
Правила проведения игры. В игре принимают две команды по четыре человека. Каждая команда выбирает капитана, название и девиз. В ходе игры все участники должны показать знания и умения по работе с информацией.
Подведение итогов. Итоги игры подводит жюри. Оценивается каждое задание игры. Название и девиз команды не оцениваются. Награждение победителей состоится по завершению игры. По итогам все команды награждаются дипломами.
Ход игры
Музыкальный трек «Фанфары».
Ведущий: Здравствуйте! Приветствую вас на библиографической игре «С информацией на «ты» ». Английский государственный деятель Бенджамин Дизраэли говорил: «Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией».
Слова ведущего сопровождаются показом цитаты с помощью мультимедийного проектора на экране.
Нельзя не согласиться с этим высказыванием. В современном мире мы получаем информацию, читая газеты, просматривая новости, разговаривая друг с другом. А что же такое информация?
Понятие «информация» происходит от латинского «information» - «осведомление», «разъяснение», «изложение». У этого слова не одного значение, но чаще всего под информацией подразумевают некие сведения, знания о чем-либо. Эти сведения и знания нужны, чтобы быть в курсе событий, идти в ногу со временем…
Биты, байты, килобайты, книги, слухи, ОБС,
Радиоэфир, каналы, пресса, школа, Интернет -
Информация повсюду в общем доступе лежит,
Стать всезнайкой очень просто - только руку протяни.
В этот день мы вам желаем приумножить свой запас
В голове хранимых знаний, чтоб шокировать всех нас.
Чтоб была от данных польза, чтобы летело впереди
Созидающее Слово, разгоняя мрак в пути.
Стихотворение озвучивается ведущим и дублируется на экране.
Сегодня нам предстоит узнать. Команда какого класса действительно на «ты» с информацией. Здесь присутствует 2 команды. Давайте познакомимся с каждой из них. Слово предоставляется капитанам команд.
Оценивать работу команд будет компетентное жюри в составе … (Называю членов жюри.)
Игра состоит из семи раундов.
Итак, начинаем. Желаю успехов!
Музыкальный трек «Фанфары».
Раунд 1
«СОБЕРИ КНИГУ»
Ведущий: Нам всегда бывает приятно взять в руки не только интересную, но и красиво оформленную книгу. Этот раунд посвящен внешнему облику книги, её структуре.
У каждой команды на столе находятся книга и стикеры с названием элементов книги (суперобложка, колонцифра, форзац, титульный лист, переплет, корешок). Задача каждой команды - расклеить стикеры соответственно элементами книги.
На выполнение этого задания дается 3 минуты. За быстроту правильного ответа начисляется дополнительно 0,5 балла.
Музыкальный трек.
Раунд 2
«КОМПАС В КНИЖНОМ МИРЕ»
Ведущий: что является компасом в библиотеке? Куда мы в первую очередь обращаемся, чтобы найти нужную книгу или статью?
(Ответы детей.)
При поиске книг или журналов в библиотеке первым делом мы обращаемся к каталогу. «Каталог» - греческое слово. В целом оно означает «опись», «перечень». Библиотечный же каталог - это перечень имеющихся в библиотеке печатных изданий, составленный по определенной схеме. Каталоги состоят из карточек. Каждая карточка - описание книг или статьи.
Внимание! Вот ваше задание! Каждой команде выдано по 8 карточек из алфавитного каталога. Вам необходимо расставить их в алфавитном порядке. Время выполнения - 3 минуты.
КАРТОЧКА:
-
Васильев Б.Л. Вещий Олег.
-
Васильев Б.Л. Владимир Красное Солнышко.
-
Васильев Б.Л. Глухомань.
-
Васильев Б.Л. Ольга, королева руссов.
-
Васильев Б.Л. Отрицание отрицаний.
-
Васильев Б.Л. Офицеры.
-
Васильев Б.Н. Сокровище «Капудании».
-
Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение.
Музыкальный трек.
Раунд 3
«ВНИМАНИЕ, ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Ведущий: В античных городах прообраз того, что лежит в черном ящике, вывешивался в общественных местах, а происхождение самого названия связано с мелкой серебряной монетой, за которую в XVI веке в Венеции продавали рукописные сводки новостей. Чаще всего мы это видим в цвете «инь» и «янь». Ответьте. Что находится в черном ящике? (газета.)
На обсуждение командам дается 1 минута.
Музыкальный трек.
Раунд 4
«КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Ведущий: Прошу капитанов команд выйти ко мне. Вы должны составить досье на книгу: написать возраст книги, в каком доме она «родилась» (издательство), ее «мать» или «отец» (автор), вес (страницы), национальность (для переводных книг). Ценность (цена), визажист (художник). Время выполнения - 3 минуты.
Капитанам вручают книги и листки с заданием, они удаляются для их заполнения в другое помещение.
Пока капитаны выполняют задание, предлагаем остальным участникам команд игру «Продолжи пословицу».
- Что написано пером…(не вырубишь топором).
- Кто много читает…(тот много знает).
- С книгой поведешься … (ума наберешься).
- Книги читать - скуки …(не знать).
- Не красна книга письмом, а красна… (умом).
- Книга в счастье украшает, а в несчастье…(утешает).
- Ум без книги, что птица…(без крыльев).
- Книга - маленькое окошко, через него… (весь мир видно).
- Дом без книги - день без (солнца).
- Книга мала, а ума …(придала).
- С книгой жить - …(век не тужить).
- Книга - друг ... (человека).
- Хорошую книгу читать не в тягость, а… (в радость).
- Испокон века книга растит … (человека).
- Книга не пряник, а к себе … (манит).
- Книга книгой, а своим умом … ( двигай).
- Книгу читаешь, как на крыльях …(летаешь).
- Книга - твой друг, без него как …(без рук).
- Книга подобна воде - дорогу пробьет … (везде).
Музыкальный трек.
Раунд 5
«НАЙДИ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО»
Ведущий: В этом раунде вам предстоит выполнить несколько заданий, используя словари. Время выполнения - 5 минут. ( Ведущий раздает командам карточки с заданиями.)
ЗАДАНИЯ:
1.Объясните значение слов и укажите источник:
- дрязги - мелкие ссоры. Обыденные мелочи, неприятности (Ожегов С.И. Словарь русского языка);
- огульный - сделанный огулом, недостаточно обоснованный (Ожегов);
- скопом - все вместе, сообща (Ожегов);
- презенс настоящее время(Словарь ин.слов);
- теология - богословие; систематизированное изложение вероучения (Словарь ин.слов).
2. расставьте ударения в следующих словах: облегчить, мытарство, окисел, припуск.
3. Прокомментируйте строку из оды М.В. Ломоносова:
Тогда великий град Петров
В едину стогму уместился.
Что такое «стогна»?
4. В древнерусских летописях сказано: «Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать». В каком родстве состояли князья? (Вуй - дядя по матери, материн брат.)
Музыкальный трек.
Раунд 6
«ЗАДАНИЕ С ПОТОЛКА»
Ведущий: Внимание! Задание для этого раунда внезапно упало к нам прямо с потолка. С правой стороны плитки расположены термины, а с левой - их определения. Вам необходимо правильно соединить термины и определения при помощи цветных шнуров. Время выполнения - 3 минуты.
Музыкальный трек.
Раунд 7
«РАПУТАЙ ПАУТИНУ»
Ведущий: Отгадайте загадку:
Муха охнула сперва:
«Ах, какие кружева!»-
А попала в кружева,
И пропала голова.
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в паутине.
О чем идет речь в загадке? Конечно же, об Интернете.
Последний раунд нашей библиографической игры называется «Распутай паутину» и посвящен поиску информации в сети Интернет.
1.Внимательно прослушайте отрывок песни и обратите внимание на её текст.
Звучит отрывок песни «До свидания, Москва».
1.С помощью Интернета установите авторов слов и музыки (сл.Н.Добронравова, муз.А.Пахмутовой).
2. Найдите автора и произведение, из которого взято высказывание «Аппетит приходит во время еды» (Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль, М.Шолохов «Поднятая целина»).
3. Установите фамилии художников, написавших картины под названием «Мать и дитя» (К.С. Петров-Водкин 1927г., Э. Мунье 1832г.).
Итак, подошел к концу последний раунд нашей библиографической игры. Жюри необходимо подвести итоги и выявить команду-победителя. Вам в это время предлагаю включить воображение и принять участие в конкурсе плакатов на тему «С информацией «на ты»». За этот конкурс будет дополнительное поощрение.
Музыкальный трек.
Подведение итогов игры. Слово жюри.
Награждение победителя. Вручение дипломов участникам игры.
Приложение.
РАУНД 2
КАРТОЧКИ
1.Васильев Б.Л. Вещий Олег.
2.Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение
3.Васильев Б.Л. Владимир Красное Солнышко.
4.Васильев Б.Л. Офицеры.
5.Васильев Б.Л. Ольга, королева руссов.
6.Васильев Б.Л. Глухомань.
7.Васильев Б.Л. Отрицание отрицаний.
8.Васильев Б.Н. Сокровище «Капудании».
РАУНД 4
Возраст ________________________________________________________
Где она «родилась» ______________________________________________
«Мать» или «отец» ______________________________________________
Национальность _________________________________________________
Ценность _______________________________________________________
Визажист _______________________________________________________
РАУНД 5
ЗАДАНИЯ:
1.Объясните значение слов и укажите источник:
- дрязги -
- огульный -
- скопом -
- пресса -
- теология-
2. Расставьте ударения в следующих словах: облегчить, мытарство, окисел, припуск.
3. Прокомментируйте строку из оды М.В. Ломоносова:
Тогда великий град Петров
В едину стогму уместился.
Что такое «стогна»?
4. В древнерусских летописях сказано: «Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать». В каком родстве состояли князья?
РАУНД 6
Термины и их определения
Каталог
перечень, список
Паспорт книги
каталожная карточка
Адрес книги
шифр
Основа поиска книг по теме
алфавитно-предметный указатель
СКС
систематическая картотека статей
Краткое содержание книги
аннотация
Ориентир к систематическому каталогу
ключевое слово
Библиография
переписывание книг
РАУНД 7
1.С помощью Интернета установите авторов слов и музыки.
2. Найдите автора и произведение, из которого взято высказывание «Аппетит приходит во время еды».
3. Установите фамилии художников, написавших картины под названием «Мать и дитя».
облегчИть мытАрство Окисел прИпуск
Каталог
Паспорт книги
Адрес книги
Основа поиска книг по теме
СКС
Краткое содержание книги
Ориентир к систематическому каталогу
Библиография
перечень, список
каталожная карточка
шифр
алфавитно-предметный указатель
систематическая картотека статей
аннотация
ключевое слово
переписывание книг