Проект по ОРКСЭ «Священный образ православной иконы»

        Проект «Священный образ православной иконы» рассмотрен в рамках предмета «Основы православной этики» с учащимися 4 класса общеобразовательной школы.   Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и агрессивности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».   Основная цель проекта:               -  формирование сознательного...
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Священный образ православной иконы»

Народ жив, пока жива его историческая память.
Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

СЛАЙД 1

Мною подготовлен проект «Священный образ православной иконы». Данный проект рассмотрен в рамках предмета «Основы православной этики» с учащимися 4 класса общеобразовательной школы.

СЛАЙД 2

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и агрессивности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, могущий повести себя за собой, не боящийся ответственности, умеющий работать, умеющий находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того чтобы воспитать такого человека, необходимо предоставить возможность школьникам попробовать себя в значимой деятельности. Цель педагогического коллектива - создать условия для проявления активности, инициативы, и стремления к самореализации. Ребёнок, реализовавший себя в ученической деятельности, и во взрослой жизни будет личностью.

СЛАЙД 3

Входя в храм, мы видим множество самых разных образов: иконы в иконостасе и киотах, фрески на сводах и стенах, вышитые изображения на пеленах и хоругвях, каменные рельефы и металлическое литье и др. Через эти изображения невидимый духовный мир становится зримым.

СЛАЙД 4

Основная цель проекта:

  • формирование сознательного отношения к собственной культуре и истории родного региона на примере священного образа православной иконы.

СЛАЙД 5

Задачи проекта

Углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Развивать умение работать с собранным материалом.

Формировать личностный смысл постижения основ религиозной культуры и расширить ценностную сферу в процессе общения с религией


  • Изучить историю иконописи;

  • Собрать информацию о православных иконах;

  • Воспитывать интерес к иконам, к истории их возникновения;

  • Составить таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

  • Оформить буклет; создать презентацию, подготовить доклад и организовать фотовыставку;

СЛАЙД 6

Для создания проекта необходимо следующее оборудование:

  • Ноутбук, фотоаппарат, видеокамера;

  • презентация урока;

  • диски и кассеты с материалом;

  • печатные материалы, документы;

  • книги, материалы в интернете;

  • иллюстрации икон.

СЛАЙД 7

Для подготовки к проекту необходимо посетить храм, рассмотреть лики святых, провести интервью со священниками или служителями храма.

Дополнительную информацию можно найти в библиотеке.

СЛАЙД 8

Предварительная подготовка предусматривает:

  • краткий рассказ учащимся о храме и иконах, чёткая постановка вопросов, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;

  • разработка и составление маршрута экскурсии;

  • встреча со священнослужителем по поводу предстоящей экскурсии;

  • распределение заданий между учениками;

  • составление советов, идущим в храм;

  • беседа по технике безопасности и правилам поведения в храме.

СЛАЙД 9

Учащимся предлагается план работы по проекту:


  • Выбрать основные задания для исследования.

  • Провести анализ собранной информации.

  • Используя PowerPoint сделать презентацию результатов своей исследовательской работы.

  • Провести групповое обсуждение проделанной работы.

  • Добавьте новую информацию, используя отзывы, полученные от товарищей во время представления результатов своей работы.

  • Завершите свою работу, добавив новую информацию.

  • Продолжите свою работу, сделав результаты еще лучше.

  • Соберите все воедино и запишите на компьютер.

  • Используйте учебник по ОПК , как источник инфомации.

  • Выберите самую важную информацию.

  • Напишите отчет со своей собственной точки зрения.

СЛАЙД 10

Проект направлен на достижение дидактических и методических целей

В результате участия в учебном проекте учащиеся научатся:

1. Формировать свои познавательные интересы : углубить представление об иконе в терминах культуры.

2.Работать в команде и индивидуально над решением единой проблемы.

3. Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность на учебном материале курса Православная культура : создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры

4. Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности

СЛАЙД 11

  • Научить пользоваться Microcoft Power Point

  • Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно

  • Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов.

СЛАЙД 12

В ходе проекта у учащихся формируются следующие компетентности:

Понимать, характеризовать, представлять и решать проблему, стоящую перед ними. Размышлять над информацией и оценивать принятое решение; выбирать форму представления полученного результата и доступно излагать его.

  • Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания цвета, символики, сюжета иконы, .интегрировать информацию из разных источников);

  • Характеризовать проблему ( отличать икону от живописной картины, оценивать и анализировать информацию);

  • Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

  • Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);

  • Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение.)

  • Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

СЛАЙД 13

Основополагающий вопрос


  • В чём отличие иконы от живописной картины?

СЛАЙД 14

Вопросы учебной темы

  • Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

  • Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

  • Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

  • Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?

  • Как вы думаете, почему Свет - одно из имен Бога?

  • Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

  • Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

  • Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

  • Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

СЛАЙД 15

Учащимся предлагаются темы проектов на выбор.

  • Использование художественно - изобразительных средств в иконописи.

  • Иконы , изображающие лики святых.

  • Иконы с изображением библейских сюжетов.

  • Иконы с изображением людей, причисленных к лику святых

СЛАЙД 16

Проведение проекта осуществляется по этапам:

  • Выбор тем исследований школьников, формирование групп для проведения исследований, обсуждение плана работы групп .

  • Экскурсия в православный храм.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

  • Защита полученных результатов и выводов.

Проект является среднесрочным, реализуется в срок 3-х недель.

СЛАЙД 17

Способы реализации проекта

  • Организационная работа проводится на уроках Православной культуры и во внеурочное время.

  • Подбор информации и работа с ней самостоятельно.

СЛАЙД 18

Самостоятельная работа над проектом осуществляется в сборе материалов, коллективном обсуждении, работе в группах, в анализе собранной информации и выполнении итоговой работы.


  • Сбор материалов (работа в библиотеке , в Интернете);

  • коллективное обсуждение;

  • самостоятельная работа в группе;

  • интервью, фоторепортаж;

  • анализ и извлечение нужной информации.

СЛАЙД 19

В ходе реализации проекта учащиеся ориентируются на следующие рекомендации:

  • Работая в группе, распределите обязанности.

  • Работая над исследованием, не отклоняйтесь от основного вопроса.

  • Окончательные результаты исследования представьте в виде презентации.

СЛАЙД 20

Результаты проекта могут быть представлены в виде презентации, фотоотчёта, стенгазеты, буклета, кроссворда.





Ожидаемые результаты реализации проекта:

Личностные результаты.

-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-формирование личностного смысла постижения основ религиозной культуры и расширение ценностной сферы в процессе общения с религией;

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих творческих возможностей;

-развитие мотивов в религиозной учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) проектирования;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе религиозных;

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям русского народа.

Метапредметные результаты:

-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация храмов и их красота;

-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;

-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к религиозной культуре и различным видам творческой деятельности;

-развитое художественное восприятие, умение оценивать разные виды икон, размышлять о их красоте, как способе выражения духовных переживаний человека;

-общее понятие о роли основ религиозной культуры в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей;

-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности русского народа;

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного религиозного содержания в различных видах и учебно-творческой деятельности;

-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.


© 2010-2022