- Преподавателю
- Другое
- Проект по ОРКСЭ «Священный образ православной иконы»
Проект по ОРКСЭ «Священный образ православной иконы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Назарова С.А. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Проект «Священный образ православной иконы»
Народ жив, пока жива его историческая память.
Она способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.
СЛАЙД 1
Мною подготовлен проект «Священный образ православной иконы». Данный проект рассмотрен в рамках предмета «Основы православной этики» с учащимися 4 класса общеобразовательной школы.
СЛАЙД 2
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и агрессивности. Еще К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, могущий повести себя за собой, не боящийся ответственности, умеющий работать, умеющий находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того чтобы воспитать такого человека, необходимо предоставить возможность школьникам попробовать себя в значимой деятельности. Цель педагогического коллектива - создать условия для проявления активности, инициативы, и стремления к самореализации. Ребёнок, реализовавший себя в ученической деятельности, и во взрослой жизни будет личностью.
СЛАЙД 3
Входя в храм, мы видим множество самых разных образов: иконы в иконостасе и киотах, фрески на сводах и стенах, вышитые изображения на пеленах и хоругвях, каменные рельефы и металлическое литье и др. Через эти изображения невидимый духовный мир становится зримым.
СЛАЙД 4
Основная цель проекта:
-
формирование сознательного отношения к собственной культуре и истории родного региона на примере священного образа православной иконы.
СЛАЙД 5
Задачи проекта
Углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Развивать умение работать с собранным материалом.
Формировать личностный смысл постижения основ религиозной культуры и расширить ценностную сферу в процессе общения с религией
-
Изучить историю иконописи;
-
Собрать информацию о православных иконах;
-
Воспитывать интерес к иконам, к истории их возникновения;
-
Составить таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал»
-
Оформить буклет; создать презентацию, подготовить доклад и организовать фотовыставку;
СЛАЙД 6
Для создания проекта необходимо следующее оборудование:
-
Ноутбук, фотоаппарат, видеокамера;
-
презентация урока;
-
диски и кассеты с материалом;
-
печатные материалы, документы;
-
книги, материалы в интернете;
-
иллюстрации икон.
СЛАЙД 7
Для подготовки к проекту необходимо посетить храм, рассмотреть лики святых, провести интервью со священниками или служителями храма.
Дополнительную информацию можно найти в библиотеке.
СЛАЙД 8
Предварительная подготовка предусматривает:
-
краткий рассказ учащимся о храме и иконах, чёткая постановка вопросов, на которые необходимо найти ответы во время экскурсии;
-
разработка и составление маршрута экскурсии;
-
встреча со священнослужителем по поводу предстоящей экскурсии;
-
распределение заданий между учениками;
-
составление советов, идущим в храм;
-
беседа по технике безопасности и правилам поведения в храме.
СЛАЙД 9
Учащимся предлагается план работы по проекту:
-
Выбрать основные задания для исследования.
-
Провести анализ собранной информации.
-
Используя PowerPoint сделать презентацию результатов своей исследовательской работы.
-
Провести групповое обсуждение проделанной работы.
-
Добавьте новую информацию, используя отзывы, полученные от товарищей во время представления результатов своей работы.
-
Завершите свою работу, добавив новую информацию.
-
Продолжите свою работу, сделав результаты еще лучше.
-
Соберите все воедино и запишите на компьютер.
-
Используйте учебник по ОПК , как источник инфомации.
-
Выберите самую важную информацию.
-
Напишите отчет со своей собственной точки зрения.
СЛАЙД 10
Проект направлен на достижение дидактических и методических целей
В результате участия в учебном проекте учащиеся научатся:
1. Формировать свои познавательные интересы : углубить представление об иконе в терминах культуры.
2.Работать в команде и индивидуально над решением единой проблемы.
3. Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность на учебном материале курса Православная культура : создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры
4. Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
СЛАЙД 11
-
Научить пользоваться Microcoft Power Point
-
Научить кратко излагать свои мысли устно и письменно
-
Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов.
СЛАЙД 12
В ходе проекта у учащихся формируются следующие компетентности:
Понимать, характеризовать, представлять и решать проблему, стоящую перед ними. Размышлять над информацией и оценивать принятое решение; выбирать форму представления полученного результата и доступно излагать его.
-
Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания цвета, символики, сюжета иконы, .интегрировать информацию из разных источников);
-
Характеризовать проблему ( отличать икону от живописной картины, оценивать и анализировать информацию);
-
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
-
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
-
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение.)
-
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
СЛАЙД 13
Основополагающий вопрос
-
В чём отличие иконы от живописной картины?
СЛАЙД 14
Вопросы учебной темы
-
Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
-
Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?
-
Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
-
Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?
-
Как вы думаете, почему Свет - одно из имен Бога?
-
Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
-
Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
-
Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?
-
Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
СЛАЙД 15
Учащимся предлагаются темы проектов на выбор.
-
Использование художественно - изобразительных средств в иконописи.
-
Иконы , изображающие лики святых.
-
Иконы с изображением библейских сюжетов.
-
Иконы с изображением людей, причисленных к лику святых
СЛАЙД 16
Проведение проекта осуществляется по этапам:
-
Выбор тем исследований школьников, формирование групп для проведения исследований, обсуждение плана работы групп .
-
Экскурсия в православный храм.
-
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
-
Защита полученных результатов и выводов.
Проект является среднесрочным, реализуется в срок 3-х недель.
СЛАЙД 17
Способы реализации проекта
-
Организационная работа проводится на уроках Православной культуры и во внеурочное время.
-
Подбор информации и работа с ней самостоятельно.
СЛАЙД 18
Самостоятельная работа над проектом осуществляется в сборе материалов, коллективном обсуждении, работе в группах, в анализе собранной информации и выполнении итоговой работы.
-
Сбор материалов (работа в библиотеке , в Интернете);
-
коллективное обсуждение;
-
самостоятельная работа в группе;
-
интервью, фоторепортаж;
-
анализ и извлечение нужной информации.
СЛАЙД 19
В ходе реализации проекта учащиеся ориентируются на следующие рекомендации:
-
Работая в группе, распределите обязанности.
-
Работая над исследованием, не отклоняйтесь от основного вопроса.
-
Окончательные результаты исследования представьте в виде презентации.
СЛАЙД 20
Результаты проекта могут быть представлены в виде презентации, фотоотчёта, стенгазеты, буклета, кроссворда.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Личностные результаты.
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения основ религиозной культуры и расширение ценностной сферы в процессе общения с религией;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих творческих возможностей;
-развитие мотивов в религиозной учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) проектирования;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе религиозных;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям русского народа.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация храмов и их красота;
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к религиозной культуре и различным видам творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать разные виды икон, размышлять о их красоте, как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли основ религиозной культуры в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности русского народа;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного религиозного содержания в различных видах и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.