Особенности реализации проблемного обучения на занятиях по педагогике

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности реализации проблемного обучения на занятиях по педагогике


Шаповалова Т.А, преподаватель педагогики ГБПОУ Брянский профессионально-педагогический колледж, магистр в области образования по направлению «Педагогика»


Сегодня обществу требуются инициативные, творчески мыслящие, самостоятельные, способные к успешной социальной деятельности и активно адаптирующиеся к изменяющимся условиям молодые люди. Традиционная модель образовательного процесса не позволяет в полной мере сформировать грамотного специалиста, способного эффективно решать новые задачи, проблемы, возникающие как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Для повышения эффективности профессионального образования необходимо создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент в наиболее полной мере сможет раскрыться как субъект учебной деятельности.

Однако этого недостаточно. Опираясь на положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию, необходимо придерживаться еще одного условия - организовывать учебно-познавательную деятельность личности студента в «зоне её ближайшего развития». При соблюдении указанных условий усвоение знаний, умений и навыков может привести к значительным положительным изменениям в мотивационной сфере студента и развитию его способностей. Данные условия могут эффективно реализоваться в ходе проблемного обучения, которое направлено на развитие познавательных сил и личности студента. По утверждению А.А. Вербицкого, применение проблемного обучения позволяет формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление, создавать целостное представление о профессиональной деятельности. Содержание такого учебного предмета как педагогика представляет собой благодатную почву для реализации проблемного обучения, так как содержит много спорных вопросов, противоречий.

В основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация, которая определяется как затруднительное положение, ясно или смутно осознаваемое учеником, побуждающее к поиску новых знаний и способов деятельности для его преодоления.

При изучении педагогики особо важно создавать проблемные ситуации, так как в содержание данного предмета включены различные точки зрения, противоречия, поэтому в ходе решения проблемной ситуации у студентов формируется и развивается критичное отношение к изучаемому материалу.

Одним из приемов создания проблемной ситуации является предоставление студентам права выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения. Например: какой из подходов к воспитанию, на ваш взгляд, наиболее эффективен на практике? Аргументируйте свой ответ.

Другим приемом создания проблемной ситуации при изучении педагогики может быть постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Например, какой из факторов влияющих на развитие личности ребенка, является доминирующим, преобладающим? В результате дискуссии студенты приходят к мнению, что факторы влияют на развитие личности в комплексе, при разных обстоятельствах различные факторы могут оказываться большее или меньшее влияние.

Проблемный вопрос может быть основой для написания эссе. Например, отвечая на вопрос «В чем сходство и различие познавательной деятельности студента и ученого?», студент учится излагать свои рассуждения в письменном виде.

При изучении педагогики широко применяются проблемные задачи. Под проблемной задачей понимается проблема с указанием параметров условий решения. Например: «Многие классные руководители считают необходимым в 9-11 классах не ограничивать полномочия коллектива учащихся только организационными вопросами, а в некоторых случаях предоставлять им право самостоятельно обсуждать поведение одноклассников. Правы ли эти классные руководители? В чем смысл предоставления таких полномочий классу?» Решая такого рода задачи, студенты творчески овладевают учебным материалом, осознают его значимость в профессиональной деятельности.

Часто при изучении педагогики используются проблемные задания, например: «Прокомментируйте данное высказывание, как вы его понимаете. Согласны вы с ним? Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным (К. Симонов)».

Проблемные задания способствуют и развитию таких качеств личности студента, как критичность, самостоятельность, а также помогают творческому осмыслению учебной информации.

Успешность достижения цели проблемного обучения на уроках педагогики обеспечивается организацией взаимосвязанной деятельностью преподавателя и студентов. Преподаватель должен приходить на занятия как собеседник, который стремиться «поделиться» со своими слушателями знаниями.

Таким образом, проблемное обучение способствует творческому уяснению студентами закономерностей, принципов и содержания педагогики, активизирует их самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Использование проблемного обучения в процессе овладения педагогической наукой обеспечивает не только более качественное усвоение знаний, но и готовит будущего учителя к использованию проблемно-диалогического обучения в школе.

© 2010-2022