Клубный час Правила общения с огнём

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Твое право на неприкосновенность».

Цель: Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности и личности окружающих, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к людям и к себе.

Учебные материалы: презентация «Твое право на неприкосновенность», костюмы и реквизит к инсценировкам;DVD-диск с мультфильмами «Гадкий утенок», «Сказка о рыбаке и рыбке», фонограммы песен «Все мы делим пополам»(муз.В.Шаинского, сл.М.Пляцковского), «Если с другом вышел в путь».

Ход классного часа.

  1. 1.Объявление темы, целеполагание

Учитель. Сегодня на классном часе вы познакомитесь с вашими правами. Эта тема важна для каждого из вас, так как мы будем говорить о вашем праве -праве, которое имеет каждый из вас лично.

- Какие , по вашему мнению, права имеет каждый ребёнок?

(Выслушиваются ответы детей, 1 кадр презентации).

Право человека

- На жизнь.

- На личную неприкосновенность

- На пользование благами научного
прогресса.

- На свободу передвижения.

- На образование.

- На свободу мысли и слова.

- На неприкосновенность имущества

и др.

- Цель нашего занятия - выяснить, что такое право человека на неприкосновенность, научиться защищать свое право и соблюдать право другого на неприкосновенность личности.

2. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ»

У. Вы сами догадались и сформулировали некоторые права человека. Таких прав достаточно много, и все они записаны в документе, который называется Всеобщая декларация прав человека. Попробуем объяснить, почему этот документ имеет такое название.

-Что значит слово всеобщая?

-Что такое декларация?

-Что такое права человека?

(Выслушиваются ответы учеников)

- Слово декларация означает официальное заявление, документ. Всеобщая декларация прав человека - это документ, в котором многие государства пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личнуюнеприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и другие. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех - мужчин и женщин, богатых и бедных, стариков и детей. Поэтому Декларация называется Всеобщей.

-Как вы думаете, для чего создан такой документ?

Дети. Для того чтобы люди знали свои права.

У. Я предоставляю право нашим ученикам выступить со стихами, которые они выучили к сегодняшнему занятию.

Дети читают стихотворение З.Зоркиной «Не умею быть один»:

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться.

И невкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому -

Не с кем поделиться...

Легка бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад ~

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат...

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться -

Вместе!

Зато смеяться -

Вместе!

Нам вместе -

Лет да двести!

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине -

То нас услышат на Луне!

У. Почему мальчик не желает быть один?

Д. Одному грустно, скучно.

У. Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?

Д. Когда все члены коллектива выполняют свои обязанности и не нарушают права.

3. БЕСЕДА О НАРУШЕНИИ ПРАВ

Показываем отрывок из мультфильма «Гадкий утенок».

У. Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? Почему обижали маленького утенка?

(Дети отвечают.)

- Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкина.

Показ фрагмента из мультфильма.

- Чьи права ущемляла старуха?

(Дети отвечают)

- Как вы думаете, возможно ли такое в пашем обществе?

Имеют ли право люди обижать других людей, которые чем-то от них отличаются, например внешностью, физическимиданными, одеждой, достатком, другим мнением, умственными способностями и т.д.?

(Выслушиваются ответы учеников.)

- Все, о чем мы с вами говорили ,относится к понятию «неприкосновенность личности». Каждый из вас неприкосновенен, вас нельзя обижать,бить, обзывать. Поговорим об этом праве подробнее.

4. ИНСЦЕНИРОВКА «МЫ - ДРУЗЬЯ!» (стихи Б. Заходера)

Ученик 1.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я - худой.

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Звучит первый куплет песни «Все мы делим пополам» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского).

Ученик 2.

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоем,

Даже вместе... отстаем.

Ученик 1.

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

Ученик 2. Что-то, Вова, позабыл.

Ученик 1. И я забыл. Ну, неважно!

Дрались честно, как положено друзьям!

Я как стукну!

Ученик 2. Я как тресну!

Ученик 1. А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Словом, скромничать не буду

-Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра.

Девочка изображает, что обливает мальчиков из ведра.

Ученик 2.

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

«Вы действительно друзья,

Вас водой разлить нельзя!»

Звучит песня «Если с другом вышел в путь».

У. Как это стихотворение связано с темой нашего занятия?

Д. Нарушено право на неприкосновенность личности.

У. Помните: ваши права кончаются там, где начинаются права другого!

Каждый из вас имеет право на неприкосновенность, но и любой другой ученик имеет точно такое же право.

Что случается, когда кто-то нарушает право на неприкосновенность?

Д. Драки, ссоры.

5. Конфликтные ситуации и пути выхода из конфликта

У. Драки, ссоры иначе называются конфликтами. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации? С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Что чаще всего является причиной конфликта?

Выслушиваются ответы детей.

(кадр из презентации)

Памятка

Если нарушено твое право на неприкосновенность

  1. 1.Всегда думай!

  2. 2.Избегай неприятностей!

  3. 3.Сядь за стол переговоров!

  4. 4.В особых случаях проси помощи и защиты у взрослых!

- Конфликтные ситуации возникают каждый день. Попробуйте их разрешить.

Ученик 1

В раздевалке кто-то толкнул тебя. Как ты поступишь?

- Заплачешь.

- Бросишься с кулаками на того, кто
окажется поблизости.

- Пожалуешься учителю.

- Отойдешь молча в сторону.

- Другой ответ.


Ученик 2

Приятель схватил твою ручку без разрешения. Как ты поступишь?

- Пожалуешься учителю.

- Будешь кричать.

- Попытаешься отобрать ее.

- Ударишь приятеля.

- Другой ответ.

Ученик 3

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Как ты поступишь?

- Будешь плакать.

- Ударишь его.

- Сделаешь ему замечание.

- Не скажешь ничего.

- Пожалуешься учителю.

- Другой ответ.

Ученик 4

Один из одноклассников смеется над твоим другом. Как ты поступишь?

- Пожмешь плечами.

- Будешь смеяться вместе с ним.

- Будешь защищать товарища кулаками.

- Молча отойдешь в сторону.

- Другой ответ.

У. Старайтесь избегать неприятностей. Если это не удалось, ищите пути выхода из конфликта. Проблема конфликтов издавна была актуальной. Многие пытались ее решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуютсказки на эту тему. Послушайте сказку «Два козлика».

Два козлика

Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - черный. И до того упрямые были, никогда ни в чем друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.

- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.

- Вот еще, какой важный барин, - ответил
черный козлик.

- Пяться назад, я первый взошел на мостик.

- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя
годами, и мне еще уступать тебе?

- Ни за что! - кричал белый козлик. Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать, без дружбы радости не бывать.

-Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией? Как бы вы посоветовали поступить козликам?

Вы предложили путь выхода из конфликта - уступку.

Согласие на основе взаимных уступок называют компромиссом.

Выступление учащихся с домашним заданием :инсценировки «Вредных советов» Г. Остера

«Вредные советы»

Если вам во время драки

Кулаком попали в лоб.

А потом пришли мириться,

Предлагая все забыть.

То сначала пусть подставят

Лоб под ваши кулаки,

А потом про все забудут.

Когда память отшибет.

Не может быть тому прощенья

Кто вас нечаянно толкнет,

И никакие объясненья

Его не могут оправдать.

А если вы его случайно

Ногой ударите по лбу.

То вы ни в чем не виноваты,

И он обязан вас простить.

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса

-И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Если друг проходит мимо

И руки не подает,

Дай ему по шее сзади.

Чтобы на пол рухнул он.

И когда валяться будет

Друг, как тряпка, на полу,

Руку помощи бедняге

Дружелюбно протяни.

- Почему вам было смешно при выступлении ребят? Произведение написано с юмором. Юмор - это тоже путь выхода из конфликта. Разрешить конфликт - дело трудное. Важно правильно, без нарушения прав на неприкосновенность найти путипримирения.

Выберите из списка возможные пути выхода из конфликта. Какие пути мы отвергнем? Почему?

На экране:

улыбка

компромисс

уступка

сотрудничество

унижение

уход отпроблемы

угрозы

драка

затаиваниеобиды

грубость

извинение

юмор

разрывотношений

- Как вы примиряетесь, приходите к согласию с друзьями, родственниками?

Дети делятся личным опытом.

6. СОВЕТЫ ПО ЗАЩИТЕ СВОЕГО ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

У. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе не было конфликтов. А вам?

Давайте подумаем и вместе создадим памятку, как должен себя вести ученик с учеником.

(Ответы детей)

- Я тоже хочу предложить свой путь разрешения конфликтов. Давайте выделим в нашем классе специальный стол и назовем его «стол переговоров». Как вы думаете, для чего мы будем его использовать?

Д. Чтобы вести переговоры.

У. Я хочу рассказать вам о том, как появилось слово защита.

(кадры презентации)

В давние времена жили на Земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов.

У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю.

Придумали тогда богатыри щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надежно укрыл щит богатырей, оказались они за щитом. Отсюда и произошло слово за-щи-та, то есть за щитом.

С тех пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности.

Иметь защиту в случае опасности важно для каждого. Пользоваться защитой надо в сложных случаях, когда не справляешься сам. У кого в школе можно просить защиты, если у вас конфликт, кто-то нарушил твое право на неприкосновенность или ты нарушил чужое право? Обращайтесь ко взрослым в особых случаях! Вам помогут!

7. Итоги классного часа.

У. Какое право имеет каждый ребенок? Если это право нарушается, как следует себя вести?

Если кто-то грубо нарушает чужое право на неприкосновенность личности, то он совершает правонарушение. За правонарушение человек несет ответственность. Какую ответственность - это тема разговора на другом классном часе.

Наша задача - не дать состояться правонарушению, учиться уважать права другого человека и разумно защищать свои права на неприкосновенность. Старайтесь относиться к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Тогда и ваше право на неприкосновенность никто не нарушит.



© 2010-2022