Внеклассное мероприятие ко дню эрзянского языка (8-9 классы)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эрзянь мель. зрзянь кель, Эрзянь Мастор

Стихотворения «Эрзя»

Эрзянь эйкакш корты тиринь кельсэ,

Прок нармунне тундова моры.

Баягинекс гайги вайгелезэ,

Теке горниповне чольдерди

Эрзянь эйкакш ванны валдо сельмсэ,

Конатнень менелесь казинзе.

Тиринь кельденть арси паро мельсэ,

Конань а евтави мазызэ.

А кирдеви талномась седейсэ,

Весе оймесэнзэ сон бажи

Пингень печтямо эрзятнень марто вейсэ.

Маряви, тень кис кевть-пандт яжи.

Сонзэ аввзо тетянзо марто эрзят,

Эрзякс чачомс сонензэ мерсь Паз,

Эрзянь масторонь азор сон-эрзя.

Весе смустесь те валсонть евтазь.

1 вед Эрзянь келень чись ютавтови Анатолий Павлович Рябовонь чачома чистэ, кона чачсь чадыковонь 16-це чистэ 1894-це иестэ. Сон эрзянь васенце профессор, кона ламо тейсь эрзянь келень ванстомантень, раштамонтень, кемекстамонтень.

2 вед Зярс гайги эрзянь валось-

Семс монгак эрян,

Ялгатненень, шабратненень

«Шумбрачи» мерян

1 вед Чачи келем кулындеряй,

Мерть, монгак кулан

Сонтемензэ мон а эрян-

Мезекс маштован?

2 вед Тиринь келесь, теке сэнь менелесь,

Лисьмапрянь чудиця ведесь,

Цивтердыця зоря тештесь

Пекшень цветстэ саезь медесь.

Моро «Сюк-сюк ковава»

Стихотворения «Родной келесь»

Мазый, паро минек келесь.

Теке тундонь сэтьме валскесь,

Пургондыця од килеесь,

Цветэнь панжиця умарьксэсь.

Мазый, прок пурьгине чирькесь,

Мазый шкане чинь налксемась,

Лей чиресэ цяпор тикшесь

Ды пизелонь якстердемась.

Мазый, прок цековонь морось,

Норовжорчонь чоледемась.

Ды виев сон теке рунгось,

Теке пургинень зэрнемась .

1 вед Минек покштятне умонь шкасто

Пачтизь миненек сырнень келенть.

Сон вирень лисьмакс жойни састо

Эжди-кецявты эрзянь меленть

Сценка «Улезэ свал истя»

Стихотворения «Кортатано эрзянь кельсэ»

Мон кунсолан: гайги тиринь келесь.

Зяро кеняркс совавты монь потс!

Рузось эрзянь валонть евты пелезь-

Те аволь сонзэ уцяскань енкс.

Тон мерят: «Монь мастором»,- те паро

Мон мерян: «Монь менелесь, сон сэнь».

Бажан тонеть евтамс эйсэнь зяро:

Эрзянь мастор, кель, сынь свал мельсэнь.

Бути эрзят, мекс полавтнемс келеть?

Зяро вий максы келесь эрзянь!

Кортак эрзякс, валтнэ витьсызь мелеть:

Сынь миненек-казнеть умонь шкань!

2 вед Эрзянь келесь- минек тиринь келемек. Сон ютась касомань ды келейгадомань пек кувака ки. Тетянь-авань келесь, тиринь кудосо марязь валось кадовить мельс-превс, зярдояк а стувтовить. Секс миненек ашти паро тев: вадрясто содамс, тонавтнемс тиринь келенть, вечкемс, ванстомс ды сюпалгавтомс сонзэ.

Сценка «Спор»

Моро «Кавто церат тикше ледить»

2 вед Тонадынек минь эсь кельсэ

Васень валонть евтамо

Эйкакш шкане паро мельсэ

«Тетяй», «авай» мереме

1 вед Неень эрзясь пек «культурной»

Нулгоди меремс авай

Сон монголонь ханонть лемсэ

Аванстэнь мери «мамай»

Сценка «Инже»

2 вед Эрзянь келесь пек сюпав содамоевкссо ды валмеревкссэ. Седикелень эйкакштне пек вечкильть налксеме содамоевкссо. Вана миньгак тынк марто тейтяно пелькстамо: кие седее валдо прев

1 вед Сонсь а ломань, сакал марто

Конясонзо сюрот кавто (сея)

2вед Тунда ежот паролгавтсы, кизна экшесэ казтянзат,

Сексня андтанзат, тельня эждтянзат (чувто)

1 вед Ули истямо Иван- озы алаша лангс

Ды толс туи (чугун)

2 вед Пеензэ ламо, но кургозо арась (пила)

1 вед Моню ютан, сонгак юты,

Мон лоткан, сонгак лотки (сулей)

2 вед Каськасо эри

Каткадо пели (чеерь)

1 вед Сюконякшны, сюконякшны,

Кудов сы- оймсеме пракшны (узере)

2 вед Вадря . Мезень лашт куринкань келес,

Мень цяпамот марявить?

Те минек вишкинетне кужос капшить лисеме

Макстано вал минек вишка оятнене- начальной классонь

тонавтницятненень

1 вед Кадык шольни латксо чудикерьксэсь,

Пейдить моронь кужосо тейтерть.

Кода, ялгат, тиринь велем велькссэ

Гайгить эрзянь моротне

Моро «Вай, луга, луга»

2 вед Минек масторсо пек паро,

Марят азоркс эсь прят

Свал тон содат: эрьва косо

Перькант ялгат, оят, братт

Моро «Панжовсь, панжовсь лемось»

1 вед Чуди лейть, ашо килейть

Сюпав паксят, валдо менельть.

Нать, а стяко зоря ланга тесэ

Мазый морот цековось моры.

Монь масторость арась питнепезэ,

Монь Россиям валдо чикс палы

Моро «Россиясо, минек Россисо»

2 вед Вай, луга, луга, пиже лугине,

Те луганть лангсо кассы килейне,

Касы килейне, аволь сэрейне,

Аволь алкине, сон пек мазыйне.

Моро «Луганясо келуня»

1 вед Масторонть лангсо пек ламо мазый таркат, но свал сехте вечкевикс ды мельс туицякс ломаненть чачома тарказо, тиринь енксозо.

Стихотворения «Тиринь енкс»

Чилисемась инзей ведекс валовсь,

Ков а варштат: паксят, лугат, вирть.

Вечкинь оймстэ илизь сезе-яво

Тиринь модань евксонь мазычинть!

Те велесэнть чачинь мон ды касынь,

Тесэ васты васенце тундом.

Эрьва киванть, эрьва янганть чалгсинь.

Свал сон мартом, эрьва ве онстом.

Эх, кодамо тантей минек ведесь!

Сон прок эрексия, ваньксстэ ванькс.

Комак лисьмапрянтень, нолдыть кедеть-

Турвант лангс кадови медень тансть.

Совак кизэнь псиденть килейбулос,-

Теке раев кенкшенть тон панжсак.

Симат экше кошттонть - а симеват,

Цецянь чинесь иредсти тонь прят.

Уды велесь. Теке лавсьсэ нурсить

Сонэ виев тумот-богатырть,

Шлякшныть веленть валске сиянь росат,

Цековт гайги моросост стявтнить.

Ванан перькам, теке евксос понгинь,

Натой сельмем кери мазычись.

Ули, ялгат, ансяк вейке мелем:

«Кадык кассы велем чиде-чис!»

1 вед Эрясь бабинесь ськамонзо,

Сакшныльть инжекс нуцькинензэ:

Вечкильть морот, вечкильть евкст

Евтнемс, морамс эрзянь кельсэ

Евкс - сценка Серафима Люлякинань «Ежов ривезь»

Нурька морот

2 вед Кадык эрьва эйдесь эри кецязь- пейдезь,

Кадык ули чизэ сыненст свл маней,

Кадык сынь а содыть нужачинь чопода,

Кадык ули кизэст цецяв, кода ней

1 вед Иляст пице чамаст каргоць тол, качамот,

Верень валы войнанть а вечксынек пек!

Эрядо, налкседе, свал ледстнеде седе!

Маней мирэнть вансты ялгаксчись минек!

2 вед Минек вастовоманок прядовсь. Сюкпря кунсоломанк кисэ!

1 вед Уледе шумбрат!



МБОУ «Урусовская СОШ»





Эрзянь мель, эрзянь кель, Эрзянь Мастор





Подготовила: Калигина Т.И.

2015



Доклад

«Родной язык в системе непрерывного педагогического образования»



Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной

О поразительной силе родного языка страстно говорил в своих работах К.Д. Ушинский, подчеркивая его особую роль в формировании национального сознания, национальных идеалов. Именно он поставил в один ряд такие понятия, как родной язык- учитель-наставник-педагог-воспитатель. Мы все с вами хорошо знаем эту цитату, но разрешите мне еще раз произнести замечательные слова этого великого Ученого и Человека. «Являясь… полнейшей и вернейшей летописью духовной и многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории…Таков этот великий народный педагог - родное слово!.. »

В системе образования дисциплина «Родной язык» занимает одно из центральных мест. Эта роль определяется, в первую очередь, его социальными функциями.

Процессы, которые произошли в начале 90-х годов в нашей стране, не могли не отразиться на структуре и содержании
всей системы образования, начиная от дошкольного и кончая послевузовским. В частности они коснулись и проблем обучения родному языку.

Впервые наша система образования отказалась от единых типовых программ и учебников, появились факультативные курсы, дополняющие и расширяющие основные. В целях сохранения единого образовательного пространства это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования, выделения его базового ядра в виде обязательных минимумов. Другой не менее важной тенденцией развития содержания образования последнего десятилетия стал интегративный подход к преподаванию предметов филологического цикла, который ранее осуществлялся через межпредметные связи. Были определены общие цели обучения предметам филологического цикла, предпринята попытка скоординировать обучение русскому языку, родному языку, иностранным языкам, литературе. Цели обучения этим предметам ориентированы на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, на укрепление исторической преемственности поколений, сохранение и развитие языкового богатства, литературы и культуры России.

В Республике Мордовия к наиболее значимым изменениям в определении подходов к отбору содержания обучения родному языку на различных ступенях системы образования следует отнести следующие:

-разработаны обязательные минимумы содержания обучения родному языку в системе непрерывного педагогического образования, разработаны примерные программы дисциплин;

- определены требования к уровню подготовки учащихся школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений;

- разработаны, подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники по словесности;

- на базе педагогического факультета Мордовского пединститута открыта специализация «Родная словесность», подготовку специалистов по дисциплинам этого цикла осуществляют преподаватели кафедр мордовских языков и литературы. Все дисциплины специализации полностью обеспечены программами.

Родной язык - это такой предмет, результаты обучения которого и владение им определяются не школьным и вузовским обучением, но и обществом, в котором живет молодой человек, окружающей его языковой и нравственно- эстетической средой.

В то же время современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально- политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и , в частности, родного языка. Среди них особо хочется отметить следующее:

1 недостаточно реализуются принципы преемственности, межпредметных связей, не всегда согласуются содержание и структура дисциплин филологического цикла;

2 недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Родной язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающегося, этнического и , главное, общероссийского гражданского сознания, сознательного и бережного отношения к своему родному языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к отечественной культуре и в то же время открытости для восприятия иных культур.

3 используемые в настоящие время методы преподавания родного языка в учреждениях образования не всегда достаточной степени ориентированы на развитие креативности, самостоятельную деятельность по приобретению и использованию новых знаний, на сотворчество учителя и учащегося. Нередко широкое распространение получают методические новации, не имеющие глубокого научного обоснования и не учитывающие психолого-возрастных особенностей учащихся.

4 по-прежнему весьма слабой продолжает оставаться научно- методическое обеспечение дисциплины. Нет вариативных учебников.

Школа выпускает в жизнь человека, от нее в большой степени зависит, насколько он прочно стоит на ногах, насколько крепко его мировоззрение. Так, в настоящее время доминирующей идеей обучения родному языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся

на всех ступенях обучения. Содержание курса ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить (в устной и письменной форме) в разных условиях общения. Оно обеспечивает не только формирование навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов, но, в первую очередь, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства, соблюдать этические нормы общения.

В основной школе предполагается совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве родного языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, усвоение основных норм литературного языка, речевого этикета. Именно на этом этапе предусматривается формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиска информации в различных источниках, также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Хорошие знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения русскому языку - государственному языку России, иностранным языкам.



© 2010-2022