- Преподавателю
- Другое
- Программа социального сопровождения выпускников школы-интерната Первые шаги
Программа социального сопровождения выпускников школы-интерната Первые шаги
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шалимова Н.А. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 (VIII вида) города Белово»
-
УТВЕРЖДАЮ
Директор
____________
-
«___»____________2014 г.
Первые шаги
Программа
социального сопровождения выпускников школы-интерната
Разработчик:
Шалимова Наталья Анатольевна,
воспитатель
Белово 2014
Паспорт программы
Наименование программы
Программа
социального сопровождения выпускников школы-интерната «Первые шаги»
Разработчики программы
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 (VIII вида) города Белово»
Цель программы
Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в обществе.
Задачи
программы
Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника школы-интерната.
Создавать условия для успешной социализации выпускника интерната после окончания им учебного заведения. Оказывать юридическую поддержку в реализации прав выпускников.
Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников.
Показатели
результативности реализации
программы
Развитие личности выпускника школы - интерната в процессе обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования; Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность), Подготовка к самостоятельной жизни (жизненное самоопределение); Профессиональная самореализация; Активизация гражданской позиции.
Источник
финансирования
программы
Администрация школы-интерната №36
Срок действия программы
2014-2016 гг.
Этапы
реализации
программы
Подготовительный: сентябрь - декабрь 2014г.
Основной: январь - декабрь 2015г.
Заключительный: январь - май 2016г.
Пояснительная записка
Выпуск из школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники школы-интерната, после долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей. После окончания школы-интерната молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи.
О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много - о необходимости вовремя предоставить им жилье, помочь с подготовкой и поступлением в профессиональное учебное заведение, обеспечить работой и выплатой пособий. Но часто выпускники интерната не знают, что делать, если в новой квартире потек кран, не могут обратиться со счетом за коммунальные услуги, не знают, как строить личную жизнь. И эти проблемы сбивают с толку одинокого, непривычного к жизни человека.
Как правило, вчерашние воспитанники школы-интерната остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать, Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из интерната такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.
Выпускники-сироты нашего интерната составляют особую группу риска. К определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни, в силу особенностей своего развития, Отсутствие системы или наличие неэффективной работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников приводит к тому что, покидая школу-интернат, молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не готовыми к самостоятельной жизни и у них возникают такие проблемы как:
- ведение иждивенческого образа жизни;
- формирование алкогольной или наркотической зависимости;
- совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.
Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.
В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.
Цель программы - Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в обществе.
Задачами сопровождения выпускников являются:
Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника школы-интерната.
Создавать условия для успешной социализации выпускника интерната после окончания им учебного заведения.
Оказывать юридическую поддержку в реализации прав выпускников школы - интерната.
Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников.
Программа рассчитана на весь адаптационный период выпускников школы-интерната.
Принципы, на основе которых реализуется программа:
-
Принцип гуманизма.
-
Принцип демократизации отношений.
-
Принцип индивидуального личностного подхода.
-
Принцип природосообразности.
-
Принцип культуросообразности.
-
Принцип творчества.
-
Принцип свободы и выбора.
-
Принцип деятельности.
-
Принцип комплексности и целостности.
-
Принцип систематичности и последовательности.
Этапы реализации программы
Этап
Модуль
Результат
Подготовительный
-
Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
-
Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
-
Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
1.Создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же правовых знаний,
2.Формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.
Основной
1.Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
2.Реализация системы занятий по программе.
Установление с выпускниками эмоционально - смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности, формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста, анализ жизнедеятельности и разработка предложений по социально - психологической коррекции опыта выпускников.
Критерии результативности реализации программы
Критерий
Показатель
1. Работа
Устроился самостоятельно
Устроился с помощью
Устроился через Центр занятости
Стоит в Центре занятости
2. Проживание
Живет сам
Живет на закрепленной площади
Живет у друзей
Живет где придется
Живет в общежитии
3. Свободное
время
Культурно проводит.
Проводит с друзьями
Проводит с родственниками
У себя или друга (подруги)
Гуляет сам
У телевизора, компьютера
Занимается в соответствии со своими интересами
Проводит в школе-интернате
4. Семейная
жизнь
Женился (замужем) официально
Гражданский брак
Есть ребенок
Не женился (не замужем)
5.Экономическое состояние
Содержит себя сам
Денег не хватает
Нуждается в деньгах, Подрабатывает
Содержание программы
Модуль 1
- собирается вся информация о выпускнике;
- составляется карта социально - поддерживающей сети выпускника;
- индивидуальная программа сопровождения выпускника.
Помощь в составлении карты социально-поддерживающей сети и индивидуальной программы сопровождения выпускника оказывают специалисты школы-интерната, замещающая семья, где воспитывался ребенок.
Модуль 2
- подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах школы-интерната. Работа начинается не менее чем за 2 года до выпуска и включает в себя:
Психолого - педагогическое сопровождение:
-
создание развивающей среды, формирование позитивного опыта эмоциональных воздействий через расширение воспитательного пространства,
-
составление и реализация индивидуальной программы сопровождения.
Социально - правовое сопровождение:
-
формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной ситуации,
-
трудовая адаптация,
-
подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Модуль 3
- сопровождение выпускника в постинтернатный период, выделяется следующий алгоритм работы:
Адаптационный период:
-
передача «социальной карты» в учебное заведение (куратору) или специалисту органа опеки и попечительства,
-
составление плана взаимодействия школы-интерната и учебного заведения,
-
установление постоянного эмоционального контакта с шефствующим педагогом,
-
оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности,
-
анализ трудностей адаптационного периода, коррекция плана взаимодействия (при необходимости выездное ПМПК).
Взаимодействие школы-интерната и учебного заведения, согласно структуры:
-
реализация плана взаимодействия,
-
отслеживание сформированности жизненных компетенций (мониторинг).
Взаимодействие школы-интерната и выпускника, вступившего во взрослую жизнь:
-
психолого - педагогическая помощь,
-
социально - правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях,
План реализации программы социального сопровождения выпускников школы-интерната
Каждый этап включает в себя 3 основных раздела:
Мероприятие
Срок
Ответственный
Форма
представления результата
Подготовительный этап
Я гражданин
октябрь-ноябрь
Кл. руководитель, воспитатели, соцпедагог.
Беседы, переписка, звонки родственникам,
практические занятия
Мои обязанности
декабрь-февраль
Кл. руководитель, воспитатель.
Беседы, викторины, переписка с воспитанниками, служащими в армии, экскурсии, практические занятия.
Я и закон
март-май
Воспитатели, кл. руководитель, соцпедагог.
Беседы, рисунки, мини-сочинения, ведение «дневника выпускника», составление памяток для выпускников, проигрывание ситуаций.
Основной этап
Я и право
сентябрь-ноябрь
Соцпедагог, кл. руководитель, воспитатели.
Беседы, практические занятия, обсуждение ситуаций, экскурсии, ведение «Дневника выпускника
О правонарушениях, преступлениях и наказаниях
декабрь-март
Соцредагог, воспитатели, кл. руководитель.
Экскурсии, беседы, обсуждение ситуаций, мини-сочинения.
Я в непредвиденных ситуациях
апрель-май
Психолог, кл. руководитель, воспитатели.
Беседы, практические занятия, тренинг (совместно с психологом).
Заключительный этап
Твои права и льготы
в течение года
Соцпедагог, кл. руководитель, воспитатели.
Беседы, заполнение «Дневника выпускника», изучение кодекса, встречи с разными интересными людьми.
Профориентация
в течение года
Воспитатели, кл. руководитель, психолог.
Диагностика, анкетирование.
Поведение в сложных, непредвиденных ситуациях
в течение года
Психолог, соцпедагог, воспитатели, кл. руководитель.
Ситуативный практикум, проигрывание ситуаций, тренинги.
Ожидаемые результаты
-
Развитие личности выпускника школы - интерната в процессе обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
-
Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность);
-
Подготовка к самостоятельной жизни (жизненное самоопределение);
-
Профессиональная самореализация;
-
Активизация гражданской позиции.
Список литературы
-
Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб., 2003.
-
Абрамова, И.Г. Рискология - наука о поведении человека в ситуации выбора[Текст] / И.Г. Абрамова. - Спб: СПбГУП,1999.
-
Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы: Рекомендации для организации игровых занятий в школе [Текст] / И.Г. Абрамова. - СПб, 1992.
-
Аникеева, Н.Т. Воспитание игрой [Текст] / Н.Т. Аникеева. - М., 1987.
-
Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст] / Л.В. Былеева. - М., 1974.
-
Биндюков, М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы [Текст] / М.Биндюков. - М., 1999.
-
Грецов, А. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Грецов. - ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
-
Детская психодиагностика и профориентация [Текст] / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
-
Куган, Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска [Текст] /.- Курган - Челябинск, 1995.
-
Преодоление трудностей социализации детей-сирот [Текст] / Под ред. Л.В. Байгородовой.-М.: 2004
-
Рудестан, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестан. - Спб.,1998.
-
Сапрыкина, Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) [Текст] / Т.Н. Сапрыкина //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
-
Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. - М., 2000.