Программа социального сопровождения выпускников школы-интерната Первые шаги

Выпуск из школы-интерната – ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники школы-интерната, после долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей. После окончания школы-интерната  молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они стал...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 (VIII вида) города Белово»





  1. УТВЕРЖДАЮ

Директор

____________

  1. «___»____________2014 г.






Первые шаги


Программа

социального сопровождения выпускников школы-интерната








Разработчик:

Шалимова Наталья Анатольевна,

воспитатель









Белово 2014




Паспорт программы


Наименование программы

Программа

социального сопровождения выпускников школы-интерната «Первые шаги»

Разработчики программы

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 (VIII вида) города Белово»

Цель программы

Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в обществе.

Задачи

программы

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника школы-интерната.

Создавать условия для успешной социализации выпускника интерната после окончания им учебного заведения. Оказывать юридическую поддержку в реализации прав выпускников.

Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников.

Показатели

результативности реализации

программы

Развитие личности выпускника школы - интерната в процессе обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования; Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность), Подготовка к самостоятельной жизни (жизненное самоопределение); Профессиональная самореализация; Активизация гражданской позиции.

Источник

финансирования

программы

Администрация школы-интерната №36

Срок действия программы

2014-2016 гг.

Этапы

реализации

программы

Подготовительный: сентябрь - декабрь 2014г.

Основной: январь - декабрь 2015г.

Заключительный: январь - май 2016г.




Пояснительная записка

Выпуск из школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники школы-интерната, после долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей. После окончания школы-интерната молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи.

О проблеме социальной адаптации детей-сирот сегодня говорят и пишут много - о необходимости вовремя предоставить им жилье, помочь с подготовкой и поступлением в профессиональное учебное заведение, обеспечить работой и выплатой пособий. Но часто выпускники интерната не знают, что делать, если в новой квартире потек кран, не могут обратиться со счетом за коммунальные услуги, не знают, как строить личную жизнь. И эти проблемы сбивают с толку одинокого, непривычного к жизни человека.

Как правило, вчерашние воспитанники школы-интерната остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать, Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из интерната такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.

Выпускники-сироты нашего интерната составляют особую группу риска. К определенному сроку выпуска они зачастую не готовы к самостоятельной жизни, в силу особенностей своего развития, Отсутствие системы или наличие неэффективной работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников приводит к тому что, покидая школу-интернат, молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не готовыми к самостоятельной жизни и у них возникают такие проблемы как:

- ведение иждивенческого образа жизни;

- формирование алкогольной или наркотической зависимости;

- совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.

Сегодня и специалисты, и общество в целом начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству (отказ от воспитания собственных детей), низкому социальному статусу. Однако без поддержки государства (законодательных, финансовых, информационных ресурсов и пр.) существенных позитивных изменений добиться в этой сфере сложно.

В связи с этим возникла необходимость создания программы, направленной на успешную социальную адаптацию детей. Данная программа содействует развитию социальной компетентности личности, ее самоопределению в обществе.

Цель программы - Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников школы-интерната для успешной социализации и интеграции в обществе.

Задачами сопровождения выпускников являются:

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника школы-интерната.

Создавать условия для успешной социализации выпускника интерната после окончания им учебного заведения.

Оказывать юридическую поддержку в реализации прав выпускников школы - интерната.

Осуществлять оказание консультационной помощи поддержки в вопросах бытового обустройства выпускников.

Программа рассчитана на весь адаптационный период выпускников школы-интерната.

Принципы, на основе которых реализуется программа:

  • Принцип гуманизма.

  • Принцип демократизации отношений.

  • Принцип индивидуального личностного подхода.

  • Принцип природосообразности.

  • Принцип культуросообразности.

  • Принцип творчества.

  • Принцип свободы и выбора.

  • Принцип деятельности.

  • Принцип комплексности и целостности.

  • Принцип систематичности и последовательности.

Этапы реализации программы


Этап

Модуль

Результат

Подготовительный


  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.

  2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.

  3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.

1.Создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а так же правовых знаний,

2.Формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.

Основной

1.Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.

2.Реализация системы занятий по программе.


Установление с выпускниками эмоционально - смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности, формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста, анализ жизнедеятельности и разработка предложений по социально - психологической коррекции опыта выпускников.




Критерии результативности реализации программы


Критерий

Показатель

1. Работа

Устроился самостоятельно

Устроился с помощью

Устроился через Центр занятости

Стоит в Центре занятости

2. Проживание

Живет сам

Живет на закрепленной площади

Живет у друзей

Живет где придется

Живет в общежитии

3. Свободное

время

Культурно проводит.

Проводит с друзьями

Проводит с родственниками

У себя или друга (подруги)

Гуляет сам

У телевизора, компьютера

Занимается в соответствии со своими интересами

Проводит в школе-интернате

4. Семейная

жизнь

Женился (замужем) официально

Гражданский брак

Есть ребенок

Не женился (не замужем)

5.Экономическое состояние

Содержит себя сам

Денег не хватает

Нуждается в деньгах, Подрабатывает

Содержание программы


Модуль 1

- собирается вся информация о выпускнике;

- составляется карта социально - поддерживающей сети выпускника;

- индивидуальная программа сопровождения выпускника.

Помощь в составлении карты социально-поддерживающей сети и индивидуальной программы сопровождения выпускника оказывают специалисты школы-интерната, замещающая семья, где воспитывался ребенок.

Модуль 2

- подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в стенах школы-интерната. Работа начинается не менее чем за 2 года до выпуска и включает в себя:

Психолого - педагогическое сопровождение:

  • создание развивающей среды, формирование позитивного опыта эмоциональных воздействий через расширение воспитательного пространства,

  • составление и реализация индивидуальной программы сопровождения.

Социально - правовое сопровождение:

  • формирование социальной адаптации, правовой грамотности и психологической устойчивости к непредвиденной ситуации,

  • трудовая адаптация,

  • подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Модуль 3

- сопровождение выпускника в постинтернатный период, выделяется следующий алгоритм работы:

Адаптационный период:

  • передача «социальной карты» в учебное заведение (куратору) или специалисту органа опеки и попечительства,

  • составление плана взаимодействия школы-интерната и учебного заведения,

  • установление постоянного эмоционального контакта с шефствующим педагогом,

  • оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности,

  • анализ трудностей адаптационного периода, коррекция плана взаимодействия (при необходимости выездное ПМПК).

Взаимодействие школы-интерната и учебного заведения, согласно структуры:

  • реализация плана взаимодействия,

  • отслеживание сформированности жизненных компетенций (мониторинг).

Взаимодействие школы-интерната и выпускника, вступившего во взрослую жизнь:

  • психолого - педагогическая помощь,

  • социально - правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях,




План реализации программы социального сопровождения выпускников школы-интерната


Каждый этап включает в себя 3 основных раздела:


Мероприятие

Срок

Ответственный

Форма

представления результата

Подготовительный этап

Я гражданин

октябрь-ноябрь

Кл. руководитель, воспитатели, соцпедагог.

Беседы, переписка, звонки родственникам,

практические занятия

Мои обязанности

декабрь-февраль

Кл. руководитель, воспитатель.

Беседы, викторины, переписка с воспитанниками, служащими в армии, экскурсии, практические занятия.

Я и закон

март-май

Воспитатели, кл. руководитель, соцпедагог.

Беседы, рисунки, мини-сочинения, ведение «дневника выпускника», составление памяток для выпускников, проигрывание ситуаций.

Основной этап

Я и право

сентябрь-ноябрь

Соцпедагог, кл. руководитель, воспитатели.

Беседы, практические занятия, обсуждение ситуаций, экскурсии, ведение «Дневника выпускника

О правонарушениях, преступлениях и наказаниях

декабрь-март

Соцредагог, воспитатели, кл. руководитель.

Экскурсии, беседы, обсуждение ситуаций, мини-сочинения.

Я в непредвиденных ситуациях

апрель-май

Психолог, кл. руководитель, воспитатели.

Беседы, практические занятия, тренинг (совместно с психологом).

Заключительный этап

Твои права и льготы

в течение года

Соцпедагог, кл. руководитель, воспитатели.

Беседы, заполнение «Дневника выпускника», изучение кодекса, встречи с разными интересными людьми.

Профориентация

в течение года

Воспитатели, кл. руководитель, психолог.

Диагностика, анкетирование.

Поведение в сложных, непредвиденных ситуациях

в течение года

Психолог, соцпедагог, воспитатели, кл. руководитель.

Ситуативный практикум, проигрывание ситуаций, тренинги.


Ожидаемые результаты

  • Развитие личности выпускника школы - интерната в процессе обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования;

  • Развитие межличностного общения (коммуникативная компетентность);

  • Подготовка к самостоятельной жизни (жизненное самоопределение);

  • Профессиональная самореализация;

  • Активизация гражданской позиции.





Список литературы

  1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф. Анн. - СПб., 2003.

  2. Абрамова, И.Г. Рискология - наука о поведении человека в ситуации выбора[Текст] / И.Г. Абрамова. - Спб: СПбГУП,1999.

  3. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы: Рекомендации для организации игровых занятий в школе [Текст] / И.Г. Абрамова. - СПб, 1992.

  4. Аникеева, Н.Т. Воспитание игрой [Текст] / Н.Т. Аникеева. - М., 1987.

  5. Былеева, Л.В. Подвижные игры [Текст] / Л.В. Былеева. - М., 1974.

  6. Биндюков, М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы [Текст] / М.Биндюков. - М., 1999.

  7. Грецов, А. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Грецов. - ЗАО Издательский дом Питер, 2006.

  8. Детская психодиагностика и профориентация [Текст] / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н / Д: « Феникс», 1999.

  9. Куган, Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска [Текст] /.- Курган - Челябинск, 1995.

  10. Преодоление трудностей социализации детей-сирот [Текст] / Под ред. Л.В. Байгородовой.-М.: 2004

  11. Рудестан, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестан. - Спб.,1998.

  12. Сапрыкина, Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) [Текст] / Т.Н. Сапрыкина //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.

  13. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. - М., 2000.



© 2010-2022