• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Духовная и мировоззренческая сущность художественного образования и эстетического воспитания

Статья Духовная и мировоззренческая сущность художественного образования и эстетического воспитания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовная и мировоззренческая сущность

художественного образования и эстетического воспитания.


Согласно определению ЮНЕСКО 21 век должен стать "веком образования". Образование - величайшее общественное благо, а слова "Знание - сила!" cегодня актуальны, как никогда. Вместе с тем, мы все ответственны за то, чтобы образованность не была сведена лишь к компетентности, а означала также подлинную человечность, патриотизм и высокую нравственность личности, ответственной за судьбу мира, а культура оставалась бы главным принципом существования человеческого общества.

Современные социологические исследования показывают, что проявления личности в сфере профессиональной деятельности зависят от уровня развития общего потенциала личности, сформированности и полноты её интересов. В основе развивающей педагогики лежат представления о том, что каждый человек одарен сугубо индивидуальными способностями, которые не могут быть полностью продублированы и проявляются в любой из сфер деятельности человека, включая те, которые ещё только предстоит освоить.

Сегодня во главу угла педагогом должно ставиться развитие у детей способностей к самостоятельной, творческой, проектной деятельности, к поиску необходимой информации, к планированию и анализу собственной деятельности.

В последней четверти ХХ века было сделано важнейшее открытие, которое показывало пути создания развивающей художественной среды через полихудожественное взаимодействие искусств в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения. К развивающим возможностям искусства обращается выдающийся учёный, педагог, профессор Борис Петрович Юсов, опирающийся на наследие А.В.Бакушинского и его последователей, таких как Г.В. Лабунская, Н.П.Сакулина, Н.П.Старосельцева, В.С.Щербаков и др. Согласно концепции Б.П.Юсова, полихудожественное воспитание-это приобщение школьников к искусству, которое поможет им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого икусства. Б.П.Юсов ввёл в научный обиход целый ряд понятий и новых терминов. Так, например, понятие "живое искусство" Б.П. Юсов трактовал в двух аспектах:

1) как общение с живыми носителями культуры - живым звучанием, красками, движениями, речью, книгами, спектаклями, фильмами, музыкальными инструментами;

2) как "живое участие детей в разнообразных видах детского художественного творчества и деятельности на уроках и в семье, в противоположность словесно-демонстрационным и лекционно-иллюстрированным методам, всюду, где их можно заменить живым художественно-творческим процессом, руками, глазами, голосом, действиями и движениями самих детей".Сам термин " полихудожественный" был предложен Б.П.Юсовым ещё в 1987 году. Учёный установил, что полихудожественность тесно связана с понятием "интеграция" и является одним из условий её возникновения. Б.П. Юсов подчеркивал, что в педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга.

Интеграция возникает при наличии целостного подхода к преподаванию, когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство, слово и т.п.), а сам ребенок, так как его природа полихудожественна. Единая художественная природа всех искусств соответствует "способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) ребёнка…ребёнок рисует, поёт, танцует, сочиняет стихи и сказки, смотрит картинки, кино, любит игры, театрализацию жизни.

Философское основание полихудожественного взаимодействия искусств в педагогическом процессе восходит, по крайней мере, к античной культуре, т.к. характерное для античности понятие paideia (лат.-humanitas) означает воспитание как процесс вхождения ребёнка в культурную жизнь социума. Наиболее последовательную систему на этом фундаменте воздвиг Платон, которому принадлежат размышления о происхождении, природе и функциях искусства на человека и связи его с природой. Платоновская система мусического воспитания - это система, объединившая в себя неразрывное целое-слово, звук и движение.

Психологическим основанием активного присутствия искусства в школе могут стать положения Л.С. Выготского об искусстве как концентрации жизни. По Выготскому "умные эмоции" искусства возникают в процессе творчества, в процессе переработки определенных жизненных чувств. Педагогическим основанием в этом случае становится модель полихудожественного воспитания и образования, разработанная в 1990-х гг. в Лаборатории интегральных искусств Института художественного образования Российской академии образования под руководством профессора Б.П.Юсова, в которую входит:

-полихудожественный подход к преподаванию интегрированных программ по искусству;

-развивающее направление педагогической работы;

-стремление к осуществлению обобщающих стратегий в методике преподавания;

Воображение, фантазия играют в искусстве огромную роль. Это распространяется не только на творчество профессиональных художников, писателей, поэтов, но и на детское художественное творчество, в процессе которого, особенно в младшем школьном возрасте, создаются на основе воображения самые выразительные, самые смелые и оригинальные произведения. Фантастические птицы, не существующие в природе звери с необыкновенными названиями, волшебные страны, машины и механизмы, ещё не изобретённые инженерами,- вот малая часть того безграничного мира, который может быть выражен детьми в творческих работах на основе фантазии, воображения. В них ребенок выражает то, что ему ближе и понятнее всего.

Подростковый возраст характеризуется во многом потребностью в активном движении, а также интересом к приключениям, героическим событиям прошлого, загадкам истории. Такие направления развития как погружение в атмосферу определенной эпохи, развитие способности пробуждения образов далекого прошлого активизируется посредством методов ролевых игр, двигательных импровизаций и т.п. Старшие школьники с их обостренным чувством справедливости, поисками своего места в жизни, вниманием к своим собственным чувствам через произведения искусства могут ощутить всю гамму человеческих чувств: жизнь, смерть, любовь, чувство единения с другими людьми, представление о всеобщих законах гармонии. Эти направления развития приведут к пониманию таких всеобъемлющих понятий как симфонизм - многостороннее раскрытие глубокого и цельного замысла, имеющего общечеловеческое значение, гармония, стихия в природе и искусстве, цикличность, т.е. к возникновению обобщенных представлений на самом высоком уровне.

Таким образом, возрастные особенности школьников определяют направления их развития, а виды деятельности, адекватные этим возрастным особенностям, позволяют их актуализировать. То есть при взаимодействии этих составляющих возникает явление резонанса, при котором скрытые возможности школьников становятся явными, а их способности проявляются на более высоком уровне, обогащёнными обертонами, звучащими выше основного тона (по аналогии с физическим явлением).

Человек по природе своей творец. Способность и потребность в творчестве - это проявление сущности человека. Их реализация в той или иной форме и степени необходима для нормального развития каждого из нас. Именно острейший дефицит творчества в сегодняшней школе становится для многих детей причиной различных психологических трудностей с долгосрочными последствиями, в частности - пресловутых "перегрузок". Может дети чем - то и перегружены, но творчеством они явно недогружены, а от этого нормальный человек больше всего и устаёт.

По ряду психологических причин занятия искусством дают ребенку лучшую возможность рано приобрести опыт творческой самореализации. Речь идет о необходимом каждому человеку опыте творчества как такового, порождения и воплощения собственных замыслов, "жизнь изнутри - наружу". Поэтому нас не должна удивлять такая многократно отмеченная зависимость: чем больше в школе искусства, тем лучше психологическое и физическое состояние детей, их отношение к занятиям и успеваемость. Испытываешь глубочайшее недоумение, когда слышишь, что дети перегружены и поэтому надо урезать предметы гуманитарно - художественного цикла, которые как раз снимают перегрузки.

Как творчество вообще внутренне присуще человеку, так способность к художественному творчеству представляет собой не элитарное экзотическое качество, а одно из нормальных свойств полноценно развивающегося человека. И эта способность должна раскрыться в каждом ребёнке, независимо от того, какую профессию ему пророчат в будущем.

Искусство как полихудожественное явление позволяет растущему человеку реально проживать гармонию мира как взаимодействие его различных сторон, то есть целостно воспринимать жизненное пространство. В этом смысле полихудожественная деятельность позволяет обучающемуся ощущать себя субъектом "культуротворчества" (А.Ф.Лосев) и раскрывает как способность личности видеть множество смыслов в одной заданной ситуации, так и способность открыть для себя единственный, уникальный смысл в противоречивой, невозможной для свободного осуществления ситуации. Именно искусство способно передавать опыт воспитания и моделирования мира по законам триединства вечных и абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты. Б.М.Неменский в книге "Мудрость красоты" пишет: "Дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях".

Если попытаться словами выразить к какому образованию мы стремимся в русле перехода к постиндустриальной цивилизации, то ключевыми будут слова: самостоятельность и творчество, компетентность и саморазвитие, наука и инновации, вариативность, многоуровневость и непрерывность. Обновляемая система образования, в том числе и введённые ФГОСы, предполагают ориентацию на интересы потребителей, предоставление обучающимся в пед.колледже больше возможностей для выбора и реализации собственной образовательной траектории, увеличение доли самостоятельной, творческой, исследовательской работы студентов, использование инновационных технологий обучения и, как результат, - формирование общекультурной и профессиональной компетентности выпускника.

Ожидается, что реализация новых образовательных программ будет способствовать становлению профессиональной компетентности студентов, позволит более полно удовлетворить потребности обучающихся, развить их индивидуально - творческий потенциал и за счёт этого поднять качество подготовки на новый уровень.

При подготовке будущего учителя музыки в классе специального фортепиано обучение опирается на общность содержания отдельных музыкальных дисциплин. В отличии от музыканта - исполнителя для учителя музыки игра на инструменте является лишь составной частью, одним из компонентов практической деятельности в школе. Включение в образовательный процесс межпредметных связей, взаимодействия искусств - становится неотъемлимой частью обучения. Компетенции, полученные при изучении одного предмета, будут реализованы для осуществления познавательных процессов в других предметах. Для развития профессиональных качеств учителя музыки важное значение имеет взаимосвязь между обучением игре на фортепиано и другими дисциплинами музыкально - теоретического, хорового циклов, занятиями в классе ритмики, эстрадным пением, и, конечно же в самой ответственной части - практике в детском саду и в школе. В комплексе специальных музыкальных дисциплин ф - но играет роль связующего звена практически между всеми дисциплинами. Это объясняется тем, что ф-но представляет собой универсальный инструмент, способный воспроизводить хоровое и оркестровое звучание, а кроме того тем, что при изучении закономерностей теории музыки в предметах историко-теоретического, вокально-хорового циклов также широко используется инструмент.

Фортепианная педагогика призвана развивать в учащихся любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, умение слушать и понимать музыку. Этому как нельзя больше содействует изучение лучших образцов фортепианной литературы. Потенциал Музыки как "Великой Педагогики" в плане формирования духовности как высшей ступени развития личности - неисчерпаем. Еще древние мыслители отмечали, что даже отдельный музыкальный звук несёт в себе особую духовно - оздоровляющую, творческую энергию, позволяет человеку ощутить её в себе, как стремление, любовь, добрый взгляд на мир и другие истинно духовные чувства - состояния. В духовном сходятся все силы души и разума личности, а ведущим стержнем духовного, специфическим его измерением оказывается нравственность. Вот почему современные исследователи (В.Г. Ражников, Б.М. Целковников) важнейшими доминантами духовности называют такие чувства - состояния, как любовь и вера. Именно в этих главных "знаках" духовности современная педагогика музыкального образования усматривает тот методологический ориентир, в соответствии с которым в личности могут и должны воскреснуть жажда познания, нравственная чуткость и ответственность. Вдохновенное общение с музыкой означает прежде всего то, что она для педагога - музыканта и его воспитанников является живым существом, ждёт от них достойного, уважительного к себе отношения. Музыка, говоря словами Б.В. Асафьева, "это мышление о действительности, становящейся звучанием, это образно - познавательная деятельность сознания".

Если говорить о традиционных формах и содержании профессионального музыкального образования, то нельзя не выделить одну важную сторону этого образования, которая касается всех музыкантов и которую можно обозначить как музыкальную культуру или музыкальный кругозор музыканта. Мы живём в эпоху глобализации, когда казавшийся ранее необъятный мир воспринимается как довольно тесная коммунальная квартира, где её обитателям приходится постоянно сталкиваться и взаимодействовать. Мировая культура, ещё недавно представлявшаяся музейным набором уникальных сосудов с разной степенью дороговизны содержимого, но обязательно с непроницаемыми стенками сегодня превращается в единый бурлящий котёл.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует тот поразительный факт, что значительная часть научно - технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом, часто через столетия, решалась наукой и техникой. Так, к примеру, великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи стал изобретателем геликоптера (вертолёта) и первого варианта современного пропеллера, который впоследствии успешно доработал изобретатель современного вертолёта И.И. Сикорский.

В течение последнего века наблюдается интеграция музыки и искусства в науку. Исследования показывают, что музыка может объединить различные механизмы интеллекта, воздействуя на эмоциональную и духовную сферу развития ребёнка. Музыка помогает структурировать мышление человека и его деятельность, облегчая изучение математики, языков и освоение навыков ориентирования в пространстве, развитие устойчивой долгосрочной памяти и мелкой моторики рук.

Всеобщая компьютеризация кардинально изменила психологию современного ребенка, воспитанного в значительной степени под влиянием компьютерной логики и эстетики. Информационные технологии становятся реальным достоянием музыкальной культуры и фактором её развития, что расширяет сферу творческой деятельности учащихся. Новые информационно - компьютерные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для воспитания активной творческой личности учащегося, овладевающего как традиционными приёмами обучения музыке, так и современными технологиями, что в итоге ведёт к всплеску интереса к музыкальному искусству в целом.

С новым поколением надо говорить на новом языке. И гуманитарная среда здесь не должна отставать от технической. Цифровые ресурсы сегодня широко входят в жизнь образовательных учреждений. Это - познавательные компьютерные программы, сеть Интернет, учебники на электронных носителях. Музыкант нашего времени призван сочетать в себе музыкально - творческие способности с инженерными навыками. Современному педагогу - музыканту уже недостаточно уметь играть на инструменте, необходимо иметь представление об информатике, звукорежиссуре, владеть законами оранжировки. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе более всего близка методике фортепианной. Всё ранее накопленное богатство и колоссальный практический мировой опыт в игре на ф-но здесь находит своё применение. Никакие педагогические принципы и творческие приёмы не отбрасываются, а лишь дополняются новыми, в соответствии с открывающимися возможностями синтезатора. Это и огромное, почти бесконечное разнообразие тембров, и игра в интерактивном режиме с ритмическим сопровождением, что даёт возможность и любителям и профессионалам почувствовать себя немножко композитором. А это всегда окрыляет, вдохновляет, заставляет творить не только в музыке, но и в жизни.

Изучение музыкального языка с помощью цифровых технологий отвечает индивидуальным потребностям и ожиданиям современного человека, способствует его реализации в самовыражении, а главное помогает гармоничному вхождению в информационное пространство. На прошедшем 30 сентября 2011 года Всероссийском образовательном семинаре "Проблемы формирования информативной образовательной среды обучения в современном музыкальном образовании" на базе РГПУ им. Герцена освещались именно эти актуальные на сегодняшний день проблемы. Новый класс клавишных инструментов органично воплотил в себе достоинство ф-но, клавесина, органа и новейшие разработки самой передовой мысли своих создателей - электронных инженеров, акустиков, музыкантов и техников. Это инструменты будущего, которое началось уже сегодня.

Величко Ю.В. Музыкально-ориентированная полихудожественная деятельность //Cовременные наукоёмкие технологии.-2011-4-с.47-48

Современное музыкальное образование-2013: Материалы международной научно-практической конференции

Вейдле В.В.Умирание искусства: Размышление о судьбе литературного и художественного творчества.-СПб.,2014.-с.116

Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области. "Искусство в школе/ Виды искусства и их взаимодействие-М.,2011

Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. М.,2014

"Инициативы ХХ1 века"

Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта:в поисках смысла.,М.2013

Музыка в школе-2013/4.,с.66

muslab.spb.ru

muzuchitel.ru

http.школа-музыка.рф.mkt

muzelectron.ru

© 2010-2022