• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на конференции по патриотическому воспитанию по теме Поисковая работа как аспект патриотического воспитания

Выступление на конференции по патриотическому воспитанию по теме Поисковая работа как аспект патриотического воспитания

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поисковая работа как аспект гражданско-патриотического воспитания.


«Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху,

но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодежи.

На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях,

о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну».

Вл. Путин (Из выступления на совещании представителей

власти и общественности по вопросам

нравственного и патриотического воспитания молодежи)



  • Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. Наполеон Бонапарт

Сейчас много говорят о патриотизме, о возрождении патриотического воспитания. Но что такое патриотизм? Патриотизм - это «любовь к отчизне» из словаря В.Даля
Можно привести множество определений этого понятия из различных словарей, высказываний великих людей, но все они сводятся к одному - Любовь к Родине.

Я думаю, что не стоит нам рассуждать о патриотизме, славословие чаще всего заводит в тупик, надо быть патриотом своей страны. Поколение «взрослых» сегодня ностальгирует о своих пионерско-комсомольских годах. Что мешает нам вернуть некоторые из традиций тех лет? Что мешает нам показать детям, как можно жить по тем пионерско-комсомольским правилам?

«Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.» Толстой А. Н. Как верно сказано, ведь мы, собственно, всю жизнь переживаем вместе с Родиной её счастливые и несчастные дни. И хотим, чтобы черных полос в будущем было как можно меньше.

Патриотическое воспитание молодёжи и школьников на государственном уровне прописано в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы", разработанной в соответствии с предложениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных концессий.

В новом федеральном государственном стандарте говорится, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Почему же вопросы о патриотическом воспитании сегодня как никогда актуальны? Профессор В. Ю. Троицкий, доктор филологических наук, академик РАН, член комиссии по школьному образованию Российской академии наук говорит: « Во-первых, окружает нас подчас антипатриотическая среда, а демократические средства массовой информации откровенно "работают" на антипатриотизм. Во-вторых, катастрофически сокращены программы наших школ по русскому языку, литературе, отечественной истории - самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству. Это не дает возможности укрепиться в сознании нормальному миросозерцанию школьника, не дает возможности должным образом причаститься русской культуре.» В. Ю. ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук, профессор, академик РНАН, член комиссии по школьному образованию Российской академии наук. (Из выступления на заседании Общественного консультативного совета "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" при Департаменте образования г. Москвы).

Я бы добавила и в-третьих, и в четвёртых…

Но считаю, что самым главным в патриотическом воспитании является практическая деятельность детей. Основная идея - формирование у детей младшего, старшего школьного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразных форм работы. Сложилось так, что разрозненные группы, кружки по краеведению школ и учреждений дополнительного образования города и района объединились в активно действующую ассоциацию поисково-краеведческих отрядов «Планета», вступив затем в областную молодёжную организацию поисково-краеведческих отрядов «Дань памяти».

Цели и задачи ассациации (в соответствии с уставом организации ОМОО ПКО «Дань памяти»): усиление внимания героико-патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию преданности Родине, мужества, любви к свое стране, её народу, чувства гражданского долга перед Отечеством; изучение истории и культуры Отечества, его героического прошлого, дружбы между народами; физическое развитие детей и молодёжи, формирование здорового образа жизни.

Задачи: формирование специальных исторических, музейных, поисковых, туристических знаний; воспитание патриотизма на основе практически значимой деятельности, истории и традиций родного края; развитие индивидуальных способностей; развитие навыков использования различных источников информации, знаний и умений применять их на практике; формирование активной гражданской позиции.

Направление деятельности: организация поисково-краеведческих экспедиций по выявлению, сохранению и увековечению памяти погибших защитников Отечества на местах боевых действий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, тружеников тыла, детей войны; сохранение и поддержание в порядке могил ветеранов, «тимуровская» работа; сбор и изучение архивных материалов; организация летнего отдыха учащихся.

Деятельность общественной ассоциации «Планета» осуществляется в рамках государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 гг.», областной Программы «Патриотическое воспитание граждан в Иркутской области».

Ассоциация «Планета» состоит в реестре областной молодёжной общественной организации «Дань памяти». В настоящее время в состав ассоциации входят 13 поисковых отрядов и групп, которые объединяют около 200 подростков и молодёжь в возрасте от 13-ти до 30-ти лет под руководством совета командиров - учителей истории, географии, заместителей директора по УВР и директор школ, педагогов дополнительного образования: Наумова Л.Ф., Баева Т.А., Куршева Н.С., Фетцова С.В., Комарова Н.Ф., Бородина Н.В., Копылова Т.В., Хензыхенова Л.В., Каспеева Е.В., Усов Э.А., Пилипенко Т.В., Логинова И.Н., Зиновьева Г.А., за плечами которых десятки лет работы с детьми

Удивительно, но в нашем объединении сложились собственные традиции - детское самоуправление в действии - подчинение меньшинства большинству, коллегиальность принятия решений, уважение частного мнения.

С 2007 года традиционными стали учебно-тренировочные сборы, туристические слёты, летние 2-3 дневные походы с преодолением туристической и военно-прикладной полосы препятствий, сплавы, а еще работа в архивная работа, традиции «красных следопытов» из советского времени тоже нашли своё применение.

Главным результатом любой проведённой работы является её эффективность. Показатели эффективности патриотического воспитания - удовлетворённость детей совместной деятельностью, активность школьников в мероприятиях патриотической направленности; результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды.

В послании президента Федеральному Собранию 2012 «О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи» В.В. Путин сказал: «На наших встречах с участниками поисковых отрядов мы говорили о том, насколько важно беречь историческую ратную память Отечества. Разве справедливо, что у нас до сих пор нет ни одного достойного общенационального памятника героям Первой мировой войны? Наши предки называли её великой войной, но она была незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти и из истории. Боевой дух Вооружённых Сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Полагаю, что в российской армии нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семёновский полки. Министр обороны должен представить соответствующие предложения»



Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди Джон Кеннеди


Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Владимир Путин о патриотизме

Из выступления на совещании представителей власти
и общественности по вопросам

нравственного и патриотического воспитания молодежи

«Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну». «Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый - сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества».

Естественно, мы ничего не должны идеализировать и ничего не должны повторять в том виде, в котором это было в прежние времена, прежние десятилетия или столетия. И уж тем более механически брать какие-либо шаблоны и какие-то клише из прошлого. (…) Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодежных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Словом, необходимо эффективно выстроенное общественно-государственное партнерство».

.

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству".

Академик Д.С.Лихачёв



  • Проблемы координации и взаимодействия патриотических объединений и клубов как важнейшая составляющая гражданско-патриотического воспитания в современных условиях;

  • Любовь к родному краю как основа гражданско-патриотического воспитания;

4. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

  • 6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;



© 2010-2022