Рабочая программа спецкурса по профориентации для 9 класса Мой выбор

Рабочая программа спецкурса "Мой выбор" позволяет получить представления о целях  и содержании   занятий по профориентации «Мой выбор» в 9 классе. Необходимость данных занятий обусловлена первой серьёзной жизненной проблемой, с которой сталкиваются девятиклассники, – выбором будущей профессии.   Целью программы спецкурса является профессиональное самоопределение учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда; формиров...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуально-групповых занятий

для 9 класса «Мой выбор»

на 2014-2015 учебный год

учителя

Ларюшкиной Татьяны Ивановны



























Пояснительная записка.


Данная рабочая программа позволяет получить представления о целях и содержании индивидуально-групповых занятий по профориентации «Мой выбор» в 9 классе. Необходимость данных занятий обусловлена первой серьёзной жизненной проблемой, с которой сталкиваются старшеклассники, - выбором будущей профессии.

Программа поможет девятиклассникам сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Цель программы:

- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

 формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. Сформировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

  2. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».

  3. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.

  4. Ознакомить с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

  5. Формировать готовность выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей региона, его развития и благополучия.

7. Развивать способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

В ходе реализации программы планируется решить развивающие задачи:

1. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2. Выявить интересы, склонности обучающихся, направленность личности, первичные профессиональные намерения и их динамику;

3. Формировать навыки коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы.

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ УОН Липецкой области №385 от 23.04.2014 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области, реализующих программы общего образования на 2014-2015г»

- Образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ с.Березняговка на 2014-2015 ч.год;

- Учебный план МБОУ ООШ с.Березняговка на 2014-2015 учебный год;

- Календарный учебный график МБОУ ООШ с.Березняговка на 2014-2015 учебный год;

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ ООШ с.Березняговка.

Программа использует в качестве ориентира программу предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации. Мои профессиональные намерения».

Программа Е.А.Климова взята как ориентир, все темы уроков разработаны самостоятельно, с учетом интересов учащихся. В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ ООШ с.Березняговка программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю).

Особенности организации занятий:

Часть учебного материала курса учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр.

Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение. По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Организация занятий по программе "Мой выбор" опирается на использование безоценочного способа знаний. Контроль осуществляется в форме:

 диагностики знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

 презентации проектов обучающихся;

 деловых игр;

 профориентационных игр;

 анкетирования;

 выполнения самостоятельных работ - написания творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.

Содержание курса «Мой выбор»

Тема 1. Что такое профориентация (1 час).

Введение. Содержание занятий. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. Обсуждение правил работы на занятиях. Сбор информации. Практическая работа: работа с анкетой на определение основных мотивов выбора профессии.

Тема 2. Рынок образовательных услуг и рынок труда в районе, области, стране

(3 часа).

Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии в Липецком регионе. Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации и трудоустройству молодежи в регионе.

Развивающие процедуры: Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов района и области. Встречи с представителями учебных заведений.

Тема 3. Теоретические аспекты профориентации (3 часа).

Знакомство с понятием "профессия", профессиограмма. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация умственной активности.

Диагностические методики: ДДО.

Профориентационная игра: "Ассоциации".

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов

Тема 4. Анализ профессий (3 часа).

Составление формулы профессии, анализ профессии. Формирование представлений учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработка умения анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

Практическая работа: составление формул профессий.

Профориентационная игра: «Угадай профессию».

Тема 5. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (3 часа).

Темперамент и выбор профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность.

Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 6. Здоровье и выбор профессии (3 часа).

Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.

Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 7. Профессиональный тип личности (3 часа).

Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Тема 8. Профессиональная перспектива (2 часа).

Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость.

Развивающие процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор - моё призвание».

Тема 9. Деловые и профориентационные игры. (1 час).

Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.

Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос». Учащиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента).

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

Тема 10. Секреты выбора профессии (4 часа).

Мотивы выбора профессии. Тактика осуществления «выбора»: «хочу» - «могу» - «надо». Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

Практическая работа: презентация «Профессия, которую я выбираю» - подготовка и защита профориентационных проектов - (интеграция с уроком информатики).

Развивающие процедуры: дискуссия на тему: «Профессия, которую я выбираю».

Тема 11. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры (4 часа).

Резюме, правила составления. Навыки самопрезентации. Деловой этикет и его составляющие. Введение понятия "профессиональное взаимодействие". Профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений. Профессиональное становление.

Практическая работа: деловая игра «Интервью», упражнение «Резюме». Создание собственного резюме (интеграция с уроком информатики).

Тема 12. Личный профессиональный план (4 часа).

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

Практическая работа: составление и анализ личного профессионального плана. Написание творческого эссе на одну из предложенных тем: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» (интеграция с уроком развития речи «Написание сочинений на заданную тему»).

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

Учебно-тематический план


Наименование разделов, тем

Количество часов

Что такое профориентация

1

Рынок образовательных услуг и рынок труда

3

Теоретические аспекты профориентации

3

Анализ профессий

3

Основные подходы к индивидуальному выбору профессии

3

Здоровье и выбор профессии

3

Профессиональный тип личности

3

Профессиональная перспектива

2

Деловые и профориентационные игры

1

Секреты выбора профессии

4

Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры

4

Личный профессиональный план

4

Итого

34

Требования к уровню подготовки учащихся

По результатам курса девятиклассники должны овладеть:

 знаниями о значении профессионального самоопределения;

 правилами выбора профессии;

 знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

 понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

 понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

 пониманием значения творческого потенциала человека, карьеры;

 требованиями современного общества к профессиональной деятельности человека;

 понятиями рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

 находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

 объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

 ставить цели и планировать действия для их достижения;

 использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

 анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

 пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Критерии и показатели усвоения материала:

1. Информационные:

 сформированность представления о мире профессий;

 знание основных направлений производств региона, особенностей технологий;

 знание о возможностях получения специального профессионального образования в регионе.

2. Исследовательские:

 изучение путей овладения избранными профессиями.

3. Практические:

 сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

 готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

 определение профессиональных планов и намерений учащихся;

Ожидаемые результаты:

  1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Учебно - методическое обеспечение

1. Бобровская Л.Н., Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.

2. Бобровская Л.Н., Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007 г.

3. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М, 1984 г.

4. Кон И.С. «В поисках себя» М, 1990 г.

5. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.


Календарно-тематический план

индивидуально - групповых занятий «Мой выбор»


Тема занятия

Колич-во часов

Дата про-

ведения

Дата

фактич.

Приме-

чание

Что такое профориентация. Многообразие мира профессий.

1

6.09



Выбор и моделирование профессии.

1

13.09



Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо». Здоровье и выбор профессии.

1

20.09



Интересы и выбор профессии («хочу»)

1

27.09



Классификация профессий по Е.А. Климову.

1

4.10



Склонности и профессиональная направленность («могу»).

1

11.10



Мотивы выбора профессии.

1

18.10



Профессиональный тип личности.

1

25.10



Темперамент и выбор профессии

2

1,15.11



Способности и выбор профессии.

3

22,29,6.12



Социальные проблемы труда («надо»).

1

13.12



Рынок образовательных услуг и рынок труда в регионе, стране. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

20.12

27.12



Анализ профессий. Профессии «человек-человек».

2

17.01

24.01



Профессии «человек - знаковая система».

2

31.01

7.02



Профессии «человек - техника».

2

14, 21.02



Профессии «человек - художественный образ».

1

28.02



Профессии «человек - природа».

2

7,14.03



Профессиональные стереотипы.

1

21.03



Ошибки при выборе профессии.

1

4.04



Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

2

11,18.04



Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

2

25,2.05



Профориентационная игра «Вакансия». Деловая игра «Кадровый вопрос»

2

9,16.05



Заключительное занятие.

1

23.05





© 2010-2022