МАТЕРИАЛ ЛЕГЕНДЫ О СВЯТЫХ МЕСТАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАТЕРИАЛ ЛЕГЕНДЫ О СВЯТЫХ МЕСТАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ





Как Уастырджи стал святым

Уастырджи был уважаемым и благородным человеком. Господь его очень любил. Уастырджи не был христианином. Господь хотел сделать его святым, но тот не соглашался. Тогда Тутыр сказал Богу: «Я помогу тебе сделать его святым».Тутыр пришел к Уастырджи и сказал ему: «Пойдем в набег. Из-за моря принесем много добра». Уастырджи согласился.Утром собрались в путь. Когда доехали до моря, Тутыр пустил своего коня. Его лошадь шла по воде также, как и по суше, не тонула. Тутыр обратился к Уастырджи: «Пусти в море своего коня, если ты мой друг». Уастырджи сперва не смел, но когда Тутыр обратился к нему, то въехал в воду тоже. Когда Уастырджи доплыл до середины моря, конь начал захлебываться и, по замыслу Тутыра, начал тонуть. Уастырджи закричал: «Гъейт, мой друг, пропадаю!». Тутыр ответил ему: «Перекрестись и поручи себя Богу, а то на самом деле пропадешь!».Уастырджи перекрестился и превратился в святого. Кони разогнались и выбрались из моря. В набег больше не пошли: разве святые ходят в набеги?)

СВЯТИЛИЩЕ "РЕКОМ" (ЦЕЙСКОЕ УЩЕЛЬЕ)МАТЕРИАЛ ЛЕГЕНДЫ О СВЯТЫХ МЕСТАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ







По одной из легенд, храм был сотворён одной из трех слез Бога, а по другой, Реком построил сам Святой Георгий. В архитектуре Рекома удивляет многое - символические, выточенные из дерева детали, без малейшего гвоздя, двери, искусно украшенные железными крестами, кольцами, издающими при открытии переливчатый звон в тишине сосновых лесов. Здесь до сих пор хранится бронзовый колокол, подаренный святилищу царем Георгием XI. В 1995 году Реком сгорел дотла. Сейчас храм восстановлен, и вход в мужское святилище женщинам запрещён.

МАТЕРИАЛ ЛЕГЕНДЫ О СВЯТЫХ МЕСТАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ





ЧЕРНЫЙ ВСАДНИК

Люди забыли когда возник праздник Сау барага(Черного всадника),но хорошо знают ,что он один из самых свирепых и беспощадных святых. святилище его в пещере близ селения Быз. туда не ступила нога человека. однажды жители отмечающие праздник Сау барага, захотели узнать что находится в его пещере. сплетая из липовой коры веревки, они спустили на них человека. добравшись до пещеры тот внезапно ослеп. в тревоге и испуге он взмолился:

- Хуыцау,в моем стаде есть белый бык с черной шеей, и я принесу тебе его в жертву, только ,Сау бараг дай взглянуть на тебя. мужчина прозрел и увидел в пещере троих мужчин ,сидящих на золотых стульях. перед ними горел костер и жарились шашлыки. увидев все это, он снова ослеп. зрение к нему вернулось, как только его вытащили из пещеры. через неделю в намеченный день он зарезал быка и созвал все село.

МАТЕРИАЛ ЛЕГЕНДЫ О СВЯТЫХ МЕСТАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ





МЫКАЛГАБЫРТА

Одно из древнейших святилищ, согласно Нартским сказаниям появившееся от одной из трёх божьих слезинок, Мыкалгабырта - находится в Алагирском ущелье. Согласно легенде высшими силами было доверено в нём быть жрецом (дзуары лæгом) одному человеку. Жил он вместе со своей семьёй высоко в горах, недалеко от дзуара, принимал паломников и молился за них. При дзуаре был медный котёл для варки пива, а пиво в нём никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан. Но вот однажды послал дзуары лæг свою жену за пивом. Придя к святилищу, она попыталась зачерпнуть пива и с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Дзуары лæг понял, что их семья в чём-то провинилась, и Бог отнял у них дарованную им чашу изобилия .Позвал он двоих своих сыновей и потребовал рассказать, какое неблаговидное деяние посмели они совершить. Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневался старик, прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться дзуары лæгом, не оправдавшим высокого доверия Небес. Собрался он и уехал с семьёй куда глаза глядят.
А в народе с тех пор Мыкалгабырта остаются символом неиссякаемого изобилия и счастья - «уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ».

© 2010-2022