Почему мне и моей школе необходимо измениться?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Турсунбаева Нургуль Кенесбековна Портфолио учителя Отчет А

Группа №2 1-го уровня

Город Павлодар 20.05.2014


Почему мне и моей школе необходимо измениться?

Oбразoвание во все времена служило основой для передачи накопленного опыта от поколения к поколению, что обеспечивало устойчивое развитие человеческой цивилизации. Современный этап харатеризуется большим спpосом на обpазование, котоpое pассматривают как иcточник cоциального, экономическoго, пoлитического и культурнoго pазвития обществa. И учителям, как глaвным участникам в образовaнии кaждого гражданинa, прeдъявляются выcокие тpебoвания. B связи c этим, вoзникает потpебность в пoиске ответoв нa вoпросы, обрaщенные к пoдготовке педагoгических кадрoв, еe структуpе, сoдержанию, технoлогиям и оpганизации.
В каждом государстве рано или поздно сложилась собственная система образования. Формирование национальной системы образования завесило от исторических факторов, географического положения, национальных традиций, определенных законодательств и реформ.

В каждой стране выработался свой подход к установлению структуры системы образования, ее приоритетов и доступности для различных слоев населения.
Конец прошлого столетия был ознаменован стремительным развитием науки, техники, а, значит, и экономики. По всему миру прошли процессы глобализации, интеграции экономических систем, демографические проблемы, проблемы безопасности, прошел рост в развитии технологических и наукоемких отраслей. В современном мире изменения, возникающие в отдельно взятой стране, так или иначе затрагивают экономику многих стран. И, если ранее от образования требовалось в основном дать молодому поколению знания и некоторые навыки их практического использования, то в современном мире этого уже оказывается недостаточно.
Новая эпоха предъявляет новые требования и выдвигает перед образованием новые задачи, которые учитывают непосредственное влияние на экономическое развитие человечества. В данное время перед человеком - космополитом выдвигаются такие качества, как умение ориентироваться в быстро трансформирующейся экономической ситуации, коммуникабельность, толерантность, понимание значимости и необходимости постоянного профессионального развития и профессиональной мобильности. Вследстивии этого должны измениться и приоритеты в образовании. Оно должно не только совершенствовать прежние знания, но и формировать критическое мышление. В центр образовательной системы ставится человек.
Казахстан - государство особенное. С одной стороны образование нашей страны имеет корни европейские, потому что республика была частью бывшего Советского Союза, а с другой стороны - менталитет населения, образ мышления, жизненный уклад очень близок к восточным странам.
За годы независимости в Казахстане стремительно развивались политические и экономические взаимосвязи со многими странами мира. Экoнoмика стрaны развиваeтся в соoтветствии с мирoвыми пpоблемами, изменяются отраслевые приoритеты, требoвания к урoвню квалификaции рабoтников. Cледовательно, нам требуется новый подход к определению роли образования, которое должно соответствовать задачам становления государства, его положению в мировом пространстве, необходимостью преодоления отставания в экономическом развитии. Тем более что интеграционные процессы и экономические взаимосвязи выдвигают сходные требования к образованию в разных странах.

Рассматривая мировой опыт развития образования, можно выделить некоторые закономерности и общие проблемы, выделить особенности и использовать удачные реформы в своей практике.
Как пишет Молодякова Э.В. в своей работе, еще в начале 1980-х годов японские эксперты писали о том, что «сейчас Япония остро нуждается не в одноликой массе просто способных студентов, а в людях необычайно одаренных, неортодоксальных, в людях, располагающих потенциалом для решения самых сложных задач».
В Японии сложилась неплохая традиция по изучению и применению опыта других стран с учетом своих национальных особенностей.
Реформа образования в Японии получила название «План радуги». Она напоминает обо всех преобразованиях, охватывающих сегодня современную систему образования Казахстана.

Реформа предусматривала семь приоритетных направлений:
1. Улучшение базовой подготовки учащихся через развитие индивидуальных способностей, проведение специализированных учебных занятий с использованием современного школьного оборудования и делением на подгруппы (в Казахстане может соответствовать профильному образованию в 10-11 классах и делению на группы при изучении профильных предметов).
2. Привлечение семьи, общественности, специально подготовленных учителей для осуществления «общественного» воспитания (социальные и психологические службы в школах Казахстана).
3. Создание безопасного окружения для учащихся (охранные мероприятия и введение пропускной системы в учебных заведениях нашей страны).
4. Создание школ нового типа, что влекло за собой необходимость сделать информацию о школьной жизни более открытой, привлечь к управлению школами школьные советы (попечительские советы, рейтинг школ, создание школьных сайтов в Казахстане).
5. Совершенствование подготовки и переподготовки учителей, введение системы поощрения, усовершенствование системы оценивания их деятельности (внедрение уровневых курсов и введение дополнительных оплат для работников школ).
6. Создание университетов мирового класса (открытие Назарбаев Университета).
7. Выработка нового взгляда на образование в ХХI века.
Похожие по сущности реформы затронули также и Китай: еще в конце прошлого столетия была проведена реформа образования на основе педагогической концепции «Сучжи цзяоюй», направленной на формирование качеств личности, новых педагогических отношений, введение новых форм экзаменов, снижение нагрузки на учащихся школ.
Кроме того, меня привлекли некоторые моменты, которые, по моему мнению, также могли бы улучшить нашу школьную практику.
К примеру, опыт преподавания в японских школах в начальных классах был бы полезен для наших учеников в плане использования наглядностей: не только картинки и изображения, электронные учебники и интерактивные доски, так модные в последнее время, но и реальные приборы, учебные лаборатории, посещение музеев и садов для проведения наблюдений и измерений, школьные путешествия, что позволило бы «приблизить» к ребенку науку, сделать более понятной а, главное, практичной, применимой в повседневной жизни. Заставляет задуматься и установка в начальной школе на то, чтобы ученик в полной мере освоил учебный материал, а не двигался дальше с «пробелами в знаниях», что весьма характерно для нашей школы.
Достаточная компьютеризация школ Казахстана позволяет, по принципу старшей школы в Японии, организовать тестирование учащихся с целью выяснения мотивов положительного или отрицательного отношения учащихся к различным учебным предметам на основе специально разработанных критериальных тестов и возможность корректировки обучения в соответствии с полученными итогами тестирования. В нашей же школе, если и присутствует этот момент, то носит эпизодический, стихийный характер, не имеющих качественного анализа и последующего использования результатов.
Очень интересен для изучения опыт Японии в плане организации при государственных университетах экспериментальных школ, где внедряются все передовые достижения педагогической науки, причем такие экспериментальные площадки рассматривают решение различных проблем японских школ: дифференцированное обучение, приобретение знаний, характерных для определенных регионов, вопросы обучения разноязычных учащихся и т.п. Чтобы стать экспериментальной школа должна подать заявку.

На данный момент у нас в стране, для того чтобы попасть в «особые» экспериментальные школы, например НИШ, дети проходят достаточно серьезный отбор. Поэтому вполне можно ставить под сомнения итоги экспериментальной работы: настолько ли действительно качественно произойдут изменения в рамках обычной, чаще всего периферийной или сельской школы.
Политическими целями образования, определенными Законом «Ни одного отстающего ребенка» (январь 2002 года), в Америке являются служба на благо общества, подготовка к глобализации экономики, контроль результатов обучения посредством тестирования, что требует ориентирования на высокий ожидаемый результат и принятие определенных, единых для всех участников образовательного процесса целей, что также достаточно актуально для нашего государства и нашло свое отражение в проводимых реформах.
Пути решения проблем - в изменении школьной практики, использовании новых подходов к преподаванию и обучению. Все эти вопросы актуальны и для современной казахстанской средней школы, а, значит, способы их решения могут быть изучены и использованы и в нашей школе.
Современные обозреватели реформ образования считают образцовыми достижения финской системы, что подтверждается исследованиями качества РISА 2000 и 2003 годов. А.Гин, рассказывая о системе образования в Финляндии, говорит о том, что большое внимание уделяется равенству результатов учащихся, независимо от их начальных способностей, социальных условий. Характерна система репетиторства на уровне государства: для получения равного образования с отстающим учеником индивидуально занимаются специальные учителя и ассистенты, что может быть очень интересной для образовательной системы Казахстана. Вероятно, это и есть один из определяющих критериев успешности. Другие показатели - это система оценивания, которая позволила исключить сравнение достижений различных учащихся, а отмечает только собственный прогресс ученика. Одна из форм определения успешности ученика - портфолио, которое постепенно завоевывает свои позиции и в нашей стране. Казахстанским школам, по моему мнению, действительно стоит задуматься над равенством результатов обучения, а нашим учителям стоит быть заинтересованными в результатах своего труда, обладать умением диагностировать результаты затруднений в обучении уже на ранних стадиях, как это принято в финских школах. Заинтересованность вызывает и рейтинговая система финских школ, где более успешной считается та, где успех рассматривается как собственный прогресс с опорой на состав учащихся, что позволяет судить о реальности достижений.
По разному в странах мира осуществляется подход к оцениванию учебных достижений учащихся. Но самое важное значение все больше приобретает факт, с какой целью это оценивание производится. Как указывает в своей статье Е.Лысова, во Франции система оценивания достижений по языку и математике призвана не столько определить уровень знаний, но и выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся чтобы в последующем внести изменения в педагогическую практику. В наших же школах нужно конкретно поработать над определенной проблемой: на всех уровнях мы зачастую только констатируем факт набранного количества баллов, полученной отметки, соревнуясь между собой, сравнивая результаты учащихся, а на педагогических советах принимаем решения по улучшению качества знания, не определяя действенных изменений в методике. Изучив французский опыт, можно выделить некоторые ключевые моменты: централизованное проведение экзаменов, обеспечивающее независимую оценку результатов работы школы, процедура разработки экзаменационных заданий, использование при оценке знаний «коэффициента значимости» - дополнительных баллов, поощряющих углублённое изучение того или иного предмета, и еще ряд работ. Можно использовать данный опыт для тщательного и вдумчивого использования при решении аналогичных проблем, стоящих перед нашей системой проведения ЕНТ.
По разному в странах мира рассматривается вопрос повышения квалификации учителя. В целом, можно сказать, что присутствует тенденция к регулярному проведению краткосрочных курсов перед началом учебного года, направленных на решение актуальных вопросов школьной практики, что, определенно способствует погружению в проблему, сопоставление и анализ собственных действий. В Великобритании действует система, в которой четко сформулированы требования к новым учителям, действует жесткая система оценки качества преподавания, в которой любая недоработка в подготовке учителя влечет за собой санкции, что заставляет институты со всей ответственностью подходить к процедуре подготовки кадров.

В высшем и послевузовском образовании Казахстан вступил в Европейскую зону высшего образования и осуществил переход к трехуровневой подготовке специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D, внедрил кредитную технологию обучения. Существенно расширена система образовательных грантов. Все вузы теперь подвергаются ранжированию на основе рейтинговой оценки своего уровня, который постоянно предается гласности и побуждает организации высшей школы стремиться к повышению качества.
Анализируя практику реформирования образования в разных странах мира, можно выделить несколько ключевых моментов, решение которых будет способствовать изменению взглядов на систему образования в 21 веке:
- обращение особого внимания на дошкольную подготовку и обучение младших школьников;
- развитие каждого учащегося в соответствии с его склонностями и способностями, индивидуализация и дефференциация обучения, развитие критического мышления учащихся, умения рефлексивного оценивания собственных достижений;
- oбучение в условиях неравенства стартовых позиций учащихся (социальных, языковых, религиозных);
- развитие у учащихся навыков самoрегуляции, самообучения, изучение вопросов мотивирования;
- изменение подхода к оцениванию образовательных достижений, более широкое использование критериального оценивания, изменение содержательного подхода к суммативному оцениванию и целей его проведения;
- использование новых подходов в обучении и преподавании;
- изменение видения профессионального развития школьных учителей, системы повышения квалификации;
- разработка показателей для сопоставления стран и предоставление информации, способствующей принятию решения о преобразованиях (например, такая работа проводится ОЭСР).
И для страны в целом и для отдельно взятой школы очень важно получить истинную картину, установить действующие взаимосвязи, оценить необходимость внесения тех или иных изменений.
Сознавая всю важность и необходимость преобразований, следует вносить изменения на основе мониторинга, позволяющего определить проблемы и приоритетные направления реформирования. Кроме того, необходимо понимать тот факт, что механический перенос одной системы (страны, отдельно взятой школы с ее сложившейся культурой) на другую невозможен в силу сложившихся традиций современного образования и общественного уклада. Я думаю, что анализируя опыт различных государств в системе образования, можно выделить ключевые и актуальные в наших школах моменты, министерство образования проводит определенную работу по адаптации их на образовательную систему нашей страны.
Любая школа является частицей системы образования страны и выполняет социальный заказ общества. Следовательно, организация обучения в ней идет в соответствии с принятыми в стране законами и проводимыми реформами. И если на уровне собственной школы нет возможности решить проблему направления реформирования образования, определения содержания образования, создания качественной учебной и методической литературы, платности образования, то выбор технологий, методик и приемов преподавания остается правом действующего, неравнодушного к результатам своего труда педагогического коллектива и отдельных его участников.
Учителя нашей школы всегда стремятся идти в ногу со временем, применять новые подходы в обучении. Но возможно не всегда удаётся определить навыки, которыми должен обладать наш ученик. Происходит это потому, что многим не хватает знаний, самообразование учителей идёт в неправильном направлении, эффективность курсов мала. Теперь, обучаясь на курсах 1 продвинутого уровня, я смогу помочь своим коллегам выбрать правильное направление. Рассказать о том, что ключевой фигурой в обучении является не учитель, а ученик. Пройдёт немало времени, для того чтобы понять, как учиться, о возможностях контролировать процесс обучения самими учащимися, оценивать себя и свою деятельность, влиять на процесс обучения. В нашей школе планируется внедрение критериального оценивания. В качестве эксперимента будут взяты учащиеся 6-7 классов. Учителя начальной школы используют инструменты формативного оценивания учащихся. Новый подход в оценивании учащихся конечно же повысит мотивацию у учащихся. А ученик, выйдя за порог школы, сможет себя оценить критически, будет знать, кем он будет в этой жизни, какие цели для себя поставит. Что он будет делать, и чего добьётся. Он востребован в этом мире, а значит счастлив. Не это ли цель образования?


Использованная литература
1. Гин А. Учиться у финнов? Управление образованием. №10/2007, 37-40
2. Демидов Б.В. Как оценивается качество образования в американской школе. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007, 73-77
3. Джуринский А. Чему и как учат в Японии. Народное образование, №5, 2001 год, 251-255.
4. Лысова Е. Оценка успеваемости учащихся французской общеобразовательной школы. Народное образование, №7, 2005, 80-86
5. Молодякова Э. В. Образовательные реформы и образовательное законодательство в зарубежных странах. Система образования в Японии и ее перманентное реформирование. ЕЖЕГОДНИК РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Том 1 (декабрь 2006 г.). [lexed.ru], 3 ноября 2013 года

6. Руководство для учителя

7


© 2010-2022