- Преподавателю
- Другое
- «Экскурсия как одна из интерактивных форм при переходе на новые ФГОС»
«Экскурсия как одна из интерактивных форм при переходе на новые ФГОС»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Клепцова С.С. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
« Экскурсия как одна из интерактивных форм при переходе на новые ФГОС»
Реализация новых ФГОС - раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности, создание дружелюбной среды, в том числе и в после урочное время. Образовательная организация даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи. Учебные экскурсии - это форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдения, изучение различных предметов, явлений в естественных условиях, материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, с окружающим миром.
Цель: формировать у учащихся практические навыки через экскурсионный процесс, основанный на дидактических принципах.
Задачи: реализация дидактических принципов (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствующих рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости; формирование познавательных интересов, коллективистических отношений, патриотических, эстетических и других качеств личности; подготовка учащихся к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Слово «школьная экскурсия», её содержание, её характер имеет очень длинный эволюционный путь. В 17 веке идея изучения окружающего мира путём наблюдения в природе принадлежала Я.А. Коменскому: «Необходимо начать изучение не со словесных толкований, а с реальных наблюдений…»
Перечитывая работы педагога А.Я. Герда, делаю вывод: педагог много работал по методике проведения экскурсий, он считал, что экскурсии надо проводить не только весной и осенью, но и зимой, они оживляют преподавание естественных наук.
Сама экскурсия мотивирует учащихся на дальнейшее получение знаний и приобретение жизненного опыта. Необходимо экскурсионный материал апробировать на своих уроках, что не даст ребятам полностью забыть его.
Слово экскурсия (ехсишо) латинского происхождения и в переводе на русский язык обозначает вылазку, изучение объекта с обязательным его посещением. В этом смысле под экскурсией я понимаю такую форму организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путём выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственное ознакомление с ними.
В ходе подготовки и проведения экскурсии учитываю способности, характер, темперамент и природные качества ученика. Важно умело определить в каком психическом состоянии. Выделяю: общее психическое состояние, оно служит основой восприятия; эмоциональное состояние - настроение; интеллектуально - творческое состояние; волевое состояние. (Приложение №1)
Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы, выполняют следующие функции:
С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, учащиеся знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся.
Во время проведения экскурсий считаю, главное - наблюдение, которое обязательно сочетаю с рассказом, беседой. Заметила, что на экскурсиях в природу учащиеся не хотят долго слушать, получив задание, они пускаются в «мир путешествий». Важно не навредить, вовремя помочь (кому словом, кому вопросом на вопрос). Во время проведения экскурсии «Разнообразие растений», «Живая и неживая природа» учащиеся видят взаимосвязи в природе, многие испытывают эмоции эстетического характера, добиваюсь, чтобы ребята чувствовали живое восприятие красоты, любовь к родной природе, к предмету.
Использую следующую классификацию экскурсий, которая апробирована мной.
Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени.
Экскурсии классифицирую:
1) По местоположению в теме учебного плана, (по решению дидактических задач в процессе проведения экскурсии):
1.1. Вводные - развивают интерес к новой теме или разделу;
1.2. Текущие - раскрываю новый материал, здесь же провожу частичное закрепление, а последующее закрепление провожу на последующих уроках;
1.3. Заключительные или итоговые - весь материал изучали в классе, настраиваю учащихся, что на экскурсии мы должны увидеть в природе;
2) По доступности:
2.1. Реальные - ученики видят живые объекты, наблюдают в реальном времени, могут взять в руки, потрогать, дотянуться.
Их разделяю на учебные (по отдельным предметам):
2.1.1.по природоведению
Для проведения экскурсии «Сезонные изменения в природе» велась предварительная работа. Учащиеся выполняли проект «Моя кормушка», в осенние каникулы дома, вместе с взрослыми. Кормушки в ходе экскурсии были повешены в школьном дворе. Ребята с удовольствием кормят птиц всю зиму, наблюдают, как прилетают к ним в гости «пернатые» полакомиться. (Приложение: №2).
2.1.2. по биологии
«Экскурсия в дендрологический сад в Суводи», она может проводиться в любое время года. Учащиеся с интересом рассматривали оранжереи с тропическими и субтропическими растениями, отметили многообразие растений ,новые технологии выращивания саженцев хвойных (кедра) в теплицах.
Экскурсии прививают эстетическое воспитание, связь теории с жизнью.
2.1.3. по ОБЖ
Экскурсия на пожарно - химическую станцию в Суводи. Экскурсоводы познакомили учащихся с техникой, которая выезжает на лесные пожары, с индивидуальными средствами защиты во время пожара.
1.2. комбинированные (бинарные) - экскурсии, на мой взгляд, кажутся самые интересные, самые значимые, в подготовке самые сложные.
Экскурсия «Лесники открывают двери». Экскурсия вошла в рамки областной акции.
Учащиеся познакомились с историей лесного хозяйства, с техникой по тушению пожаров, с кодексом поведения человека в лесу. Продолжение данной экскурсии - проведение акции в нашем поселении. Ребята побывали на различных объектах: в администрации Ижевского сельского поселения, администрации хозяйства, аптеке, магазине, библиотеке, центре Досуга, призывая жителей выполнять правила нахождения человека в природе. Ребята размещали листовки «Как вести себя на природе». Экскурсия связывает предметы: ОБЖ, природоведение, профориентационную работу.
2.2.Виртуальные.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся виртуальным изображением реально существующих объектов, с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора информации.
Виртуальные экскурсии являются наиболее эффективным средством для демонстрации особенностей и преимуществ каких-либо объектов.
Основным преимуществом виртуальных экскурсий является возможность осмотра объектов без больших временных затрат, в любое время.
Виртуальные экскурсии - это информационные проекты, которые требуют сбор информации, ознакомление с ней, анализ и обобщение фактов, разработка презентации. Виртуальные экскурсии использую для учащихся подросткового возраста. Проанализировав их интересы, убедилась, что учащиеся 11-14 лет мало читают литературы, большая тяга к использованию компьютера не по назначению. Реализацию виртуальной экскурсии провожу поэтапно: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности учащихся, презентация проекта. Проводятся в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если нет такой возможности, провожу интерактивные, мультимедийные экскурсии. Данный вид экскурсий провожу на уроках химии. Тема «Силикатная промышленность». 2013 год - учащиеся совершили экологическую экскурсию, показав, влияние силикатной промышленности на природу; 2014 год - экскурсия связана с процессом производства стекла. В 2015 год - учащиеся побывали в различных музеях, посмотрев виды изделий из стекла и керамики. С опытом «Виртуальные экскурсии» делилась на педагогическом практикуме в г. Сочи «Формирование УУД на уроках естественного цикла при реализации ФГОС ОО». (Приложение№3)
3. 2015 год объявлен президентом Годом Литературы, в связи с этим одной из актуальных проблем является организация учебных экскурсий как формы воспитательной работы. В современных условиях для успешной организации учебного процесса необходим поиск новых форм, методов и средств подачи материала. Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю внеурочной деятельности. Считаю, что экскурсии займут одно из лидирующих мест в новой школе.
Во внеурочной деятельности практикую экскурсии по профориентации.
Реальная экскурсия в Суводский лесхоз - техникум.
Виртуальная экскурсия « Пятый международный слёт учителей»
Результатом работы считаю: экскурсионная работа не только позволяет включить всех обучающихся в коллективную деятельность, она дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности. Экскурсионная работа помогает мне в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки, с активной гражданской позицией.
Приложения№4,5,6
Участники, призёры и победители конкурсов
Год
Название конкурса
муниципальный
региональный
общероссийский
участ-ники
победи-тели и призёры
участ-ники
победи-тели и призёры
участ-ники
победи-тели и призёры
2013-2014
Международная игра - конкурс «Гелитантус»
10
1
2013-2014
Экологический конкурс «Гимн воде»
Конкурс «Вятская шкатулка»
Интернет - конкурс «Природа родного края»
Конкурс «Полицейские строфы»
1
4
1
1
1
1
1
2014-2015
Викторина «Химические интеллектуалы»
Олимпиада по ОБЖ
Олимпиада по технологии
Олимпиада ФГОС тест по химии, по биологии
Экологический конкурс «Гимн воде»
Конкурс «Сказки про ЗОЖ»
Поделки из природного материала
1
1
1
1
1
1
4
6
5
5
4
2