- Преподавателю
- Другое
- Урок по рассказу Н. Сладкова «Трясогузкины письма»
Урок по рассказу Н. Сладкова «Трясогузкины письма»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Янгильдина В.И. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по рассказу Н . Сладкова « Трясогузкины письма».
Цель урока : ознакомить с рассказом Н.Сладкова « Трясогузкины письма ».
Задачи:
- создать условия для усвоения содержания рассказа;
- способствовать развитию речи учащихся, обогащая словарный запас;
- средствами образного слова воспитывать любовь к природе,
бережное к ней отношение, наблюдательность.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство с творчеством Николая Сладкова.
Сладковым. Николай Иванович Сладков замечательный русский писатель. Он родился в Москве в 1920 году, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде. Рядом с его домом находились много лесных парков, это парки, где растут деревья, кустарники, и где люди могут отдохнуть. Наш писатель любил с детства гулять в этих парках, он пропадал там целыми днями. Он наблюдал за лесом и открыл для себя мир природы. Он хотел знать много о природе, и поэтому читал книг о природе. Свои первые наблюдения он со второго класса записывал в «Тетрадь наблюдений», а когда стал постарше, он писал рассказы, сказки о природе. В своих книгах он очень полно и точно отражают тайны природы. Он восхищается природой, животными, считает природу загадочной, красивой. Очень много интересного вы можете узнать, прочитав его рассказы.
Николай Иванович не только писал книги о природе, но и был защитником природы. Он писал, что на земле много людей, городов, заводов, машин, и этим люди мешают природе - загрязняют природу, от этого исчезают многие виды животных, птиц, растений. Поэтому надо бережно относиться к природе, заботиться о ней. Ведь природа - это друг человека, а с другом надо дружить.
Таким образом, Николай Иванович любил природу, то есть он любил животных и птиц, леса и поля, реки и озера, горы и тундры. Он считал, что природа может сделать человека счастливым.
Он был путешественником. И где бы он ни был, он все записывал и фотографировал.
Сегодня я вам прочитаю рассказ Н. Сладкова «Трясогузкины письма».
Трясогузка - это маленькая серенькая птичка с длинным хвостиком, которым она беспрестанно покачивает. Эта птица и есть главный герой рассказа.
Словарная работа.
-Но, прежде чем мы начнём читать, давайте познакомимся со сложными для понимания и чтения словами, которые встречаются в рассказе.
Древоточец - жук, который подтачивает дерево, из-за чего оно впоследствии может погибнуть.
Древоточина - след от работы древесного жука.
Вспорхнула - взлетела легко.
Почтальон, почтальонша - работник почты, который разносит подписчикам корреспонденцию: газеты, журналы, письма , телеграммы.
Долото - инструмент, с помощью которого выдалбливают отверстия в древесине.
Стружки - тонкие, закрученные полоски древесины - отходы от строгания дерева.
Одряхлел - стал старым, развалившимся от старости.
-
Громкое чтение рассказа.
-
Обсуждение по вопросам
Вначале рассказа Сладков пишет о том, что дятел залетел осенью в сад.
Почему дятел прицепился к старому почтовому ящику у калитки в саду?
(Он был старый, дряхлый и серый. В нём завёлся древоточец, и дятел лечил дерево - пытался найти вредителя.)
Весной в сад прилетела трясогузка.
Почему трясогузку прозвали почтальоном?(Ее прозвали так, не потому, что она жила в почтовом ящике, а потому, что приносила в ящик разные бумажки.)
А для чего она это делала? (Строила гнездо, чтобы выводить птенцов)
Как вела себя птичка, когда видела настоящего почтальона?( Она увидев почтальона, вылетала из ящика и бегала по ящику, и тревожно попискивала и качала длинным хвостом. И хозяева знали, если тревожится, значит принесли письмо.
И вот скоро появились у нее птенцы.
Изменилось ли её поведение с появлением птенцов?(У нее стало много работы. Ей нужно было кормить птенцов, от врагов защищать)
Как теперь она себя вела, завидев почтальона? ( Как только она увидела почтальона, она летела к нему на встречу, летала у самой головы, и тревожно пищала. Как бы защищала своих птенцов)
Как жители узнавали о приходе почтальона?
(Слышали отчаянный писк трясогузки.)
- Опишите поведение людей - жителей этого дома в данный момент.
(Они выбегали навстречу почтальону и брали у него почту.)
- Почему они так делали?
(Чтобы птичка не тревожилась.)
- Какие качества характера проявились у людей в этой ситуации? (они были добрыми, заботились о птице, были милосердными)
Какие же « письма » оставила трясогузка после себя в почтовом ящике? ( Сухую траву, обрывки газет, клочки ваты, волосы, фантики от конфет, стружки)
Вот поэтому и рассказ называется «Трясогузкины письма» А почему автор называет их «письмами».(Так как их птица ложила, в почтовый ящик)
- Почему жители дома не выбросили старый, дряхлый почтовый ящик?
(Ждали возвращения серенького почтальона.)
История, которую описал Сладков, вокруг нас много, а не все могут увидеть это, обратить внимание. И автор как бы говорит нам, чтобы мы были наблюдательными. Не проходили мимо, а замечали интересное в жизни животных, птиц, растений.
А сейчас кто сможет рассказать истории по плану:
1. Дырка в почтовом ящике.
2 . Необычное гнездо трясогузки.
3. Птичка и почтальон.
4. Трясогузкины « письма ».
Я хочу закончить наш урок напутственными словами Николая Сладкова к вам, его читателям:
«Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить - можно. И если книжки мои помогут вам полюбить природу, то общение с нею непременно сделает вас лучше, чище, терпимее. Для ребят жизнь станет ещё интереснее, а для взрослых - богаче и мудрее.
Природа - друг человека. А с другом надо дружить».