• Преподавателю
  • Другое
  • Положение о самостоятельной работе студентов по специальности 02. 09. 03. Программирование в компьютерных системах по ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Положение о самостоятельной работе студентов по специальности 02. 09. 03. Программирование в компьютерных системах по ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ по дисциплине ПМ 04. Выполнение работ по профессии рабочих, должностям служащих «Оператор ЭВ и ВМ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о самостоятельной работе студентов разработано:

по типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. №543,

Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000г. №16-52-138 ин/16-13,

в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Положение определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

1.2. Самостоятельная работа студентов (СРС) - организационная форма обучения, система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

1.3. Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

  • развития исследовательских умений;

  • выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

1.4. В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;

  • внеаудиторная.

1.5. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Выполнение работ по профессии оператора ЭВ и ВМ» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

1.6. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студента, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.7. Самостоятельная работа студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами составляет 30% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по количеству часов аудиторных занятий в неделю.

1.8. Самостоятельная работа студентов включает в себя:

  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным, Интернет-конференциям и др.) и выполнение соответствующих заданий;

  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;

  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачётам;

  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;

  • работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;

  • участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;

  • участие в научной и научно-методической работе техникума;

  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

  • другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой техникумом и органами студенческого самоуправления.

1.9. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется студентами инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

1.10. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин.

1.11. Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу отражен:

  • в рабочем учебном плане - по теоретическому обучению, циклам дисциплин, по каждой дисциплине;

  • в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по разделам и конкретным темам.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

2.1. Для организации СРС необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;

  • мотив к получению знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению СРС, доступа в сеть Интернет;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • наличие помещений для выполнения групповых самостоятельных работ.

2.2. Технология организации самостоятельной работы студентов МТИВТ включает использование информационных и материально-технических ресурсов:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;

  • компьютерные классы с возможностью работы в INTERNET;

  • аудитории (классы) для консультационной деятельности;

  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов.

2.3. Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины «Выполнение работ по профессии оператора ЭВ и ВМ», степенью подготовленности студентов и связаны с теоретическими курсами и имеют учебный, учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих программ дисциплин.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1. Планирование СРС осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по дисциплине «Выполнение работ по профессии оператора ЭВ и ВМ».

3.2. При составлении учебных планов определен:

  • общий объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенном на теоретическое обучение в целом, и объемом времени, отведенном на обязательную учебную нагрузку);

  • объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине «Выполнение работ по профессии оператора ЭВ и ВМ», с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности изучаемого материала

  • объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине «Выполнение работ по профессии оператора ЭВ и ВМ», с учетом требований к уровню подготовки студентов МТИВТ (иметь представление, знать, владеть умениями).

3.3. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине «Выполнение работ по профессии оператора ЭВ и ВМ», осуществляет преподаватель. Затраты времени на самостоятельное выполнение учебного задания определяет эмпирически на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента расчета знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

3.4. При разработке рабочей программы по дисциплине «Выполнение работ по профессии оператора ЭВ и ВМ» и планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель устанавливает содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяет формы и методы контроля результатов.

3.5. График СРС включает обязательные и рекомендуемые виды самостоятельной работы.

3.6. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

3.7. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.

3.18. Вид внеаудиторной самостоятельной работы определяет содержание

Для овладения знаниями

Для закрепления и систематизации знаний

Для формирования умений

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет) составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета

работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей) составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов

решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера

3.11. Типы самостоятельной работы для внеаудиторной самостоятельной работы

Воспроизводящая (репродуктивная),

реконструктивная

эвристическая (частично-поисковая)

творческая

предполагает алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации

связанна с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации

заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации

направлена на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности

3.12. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику дисциплины специальности оператора ЭВ и ВМ и индивидуальные особенности студента.

3.13. Руководство разработкой и составление графиков СРС осуществляют председатели методических комиссий.

3.14. Графики СРС утверждаются зам. директора по УР.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

4.1. Организационно-методическое обеспечение СРС включает разработку и проведение комплекса мероприятий по планированию и организации СРС:

  • планирование СРС (на всех уровнях от преподавателя до администрации техникума);

  • обеспечение информационной поддержки СРС: учебной литературой, методическими пособиями, компьютерной техникой, полезными Интернет-ссылками, электронными книгами и пособиями, электронными информационными ресурсами, автоматизированными обучающими системами и программами;

  • создание виртуальных лабораторий, учебно-лабораторной базы и ее оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по данным курсам изучаемых дисциплин;

  • создание необходимых условий для СРС в библиотеке.

4.2. Активизация самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий включает:

  • переработку учебных планов и программ в рамках существующих ГОСТов с целью увеличения доли самостоятельной работы студента. С учетом обеспеченности тем и разделов учебной литературой, доступность для студентов.

  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий, электронных образовательных ресурсов;

  • совершенствование системы текущего контроля СРС (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютеризированного тестирования и др.);

  • совершенствование методики проведения профессиональной практики и учебно-исследовательской работы студентов;

4.3. Разработка нормативных документов по организации и планированию СРС включает:

  • разработку положения о самостоятельной работе студентов;

  • разработку технологической карты образовательных дисциплин с учетом графика самостоятельной работы студентов;

  • разработку технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута студента, структурно-логической схемы учебной дисциплины с включением всех видов СРС и других организационно-методических материалов.

4.4. Работа по учебно-методическому обеспечению СРС в техникуме под руководством заместителя директора по УМР включает:

  • отбор учебного содержания для самостоятельного изучения;

  • определение видов самостоятельной работы;

  • разработку методических указаний (в целом по курсу или отдельно для организации СР) по выполнению студентами заданий по СР;

  • определение приемов контроля результатов СРС.

5. РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

5.1. Руководство СРС осуществляют преподаватели техникума

5.2. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (виртуальный инструктаж) по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

5.2. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

5.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

5.4. В функции методических комиссий входит:

  • подготовка пакета необходимых для СРС материалов, в том числе электронных, по всем дисциплинам и специальностям, обеспечиваемым методическими комиссиями;

  • отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями, в том числе на электронных носителях, всех курсов, преподаваемых в техникуме;

  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС каждым преподавателем техникума ;

  • подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для СРС, электронных учебников и учебных пособий;

  • реализация мониторинга, в том числе виртуального, СРС по учебным дисциплинам.

5.5. В функции преподавателя входит:

  • разработка плана СРС по учебному курсу;

  • определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на СРС;

  • подготовка пакета четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;

  • определение системы индивидуальной работы со студентами;

  • своевременная информация о самостоятельной работе.

5.6. В функции учебно-методического объединения входит:

  • осуществление контроля своевременности составления преподавателями графиков СРС;

  • отслеживание обеспеченности учебной и учебно-методической литературой для СРС библиотеки техникума ;

  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС.

6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ (МОНИТОРИНГ) САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, в помощи при возникающих затруднениях.

6.2. Контроль СРС предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;

  • объективность контроля;

  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);

  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

6.3. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);

  • решение ситуационных задач по практико ориентированным дисциплинам;

  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

  • представленный текст контрольной работы;

  • отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур, и т.п.;

  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

  • рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;

  • отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);

  • статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации колледжа;

  • представление изделия или продукта творческой деятельности студента.

6.4. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы Интернет-конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.

6.5. Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов могут быть опубликованы на сайте техникума, в специализированных студенческих или научных, научно-методических изданиях, апробированы на научно-практических студенческих конференциях.

6.6. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

6.7. Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентов учебного материала;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.



© 2010-2022