Эссе «Моя профессия и я (сомнения учителя со стажем)»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя профессия и я (сомнения учителя со стажем)»

В твоих руках, учитель, наш XXI век,

А веком, как известно, правит человек,

Который созидает, творит и создает,

Который за собою всегда вперед ведет!

Почему я стала Педагогом? Может быть потому, что много лет назад, когда я училась еще в среднем звене школы, на мое возмущение несправедливостью со стороны одного из учителей, моя мама, очень мудрая женщина, заметила следующее: «Ты не имеешь никакого права говорить так. Учитель имеет образование, опыт, умнее и мудрее тебя. А если тебя что-то не устраивает в школьной жизни или в учителе, то получи образование, иди работать в школу и сама никогда не поступай так, что сейчас считаешь несправедливым». Еще одной из причин, я думаю, является генная наследственность. Если конечно, гены данной профессии передаются по наследству. Еще мой прадед по линии мамы в конце 19 века открыл школу для детей бедняков в своей деревне. По словам мамы, он осознавал, что без просвещения населения ни грибоварня, ни пуговичный промысел, ни землепашество не принесут больших доходов, если не применять все то новое, что на тот момент было известно в данных отраслях и если работники будут плохо одеты и накормлены, а также не иметь личной заинтересованности. Прадед был своего рода новатором и спокойно принимал и поддерживал все перемены, происходящие в обществе. С него, пожалуй, и начала профессия учителя преобладать среди наших многочисленных родственников. Среди папиных родственников учителей тоже довольно много. Были и есть среди нас математики и физики, филологи и историки, биологи и химики, учителя французского, немецкого, английского, информатики и физкультурники, учителя изобразительного искусства, музыки и МХК - это и учителя школ, преподаватели техникумов и институтов, есть и профессор по ядерной физике. Если собрать ныне живущих работать в одну школу, то дополнительные кадры точно не потребуются.

К окончанию школы вопросов «кем быть» и «где учиться» практически не возникло. Поступила в Коломенский педагогический институт на физико-математический факультет отделение физики и математики. Все годы учебы подрабатывала и в детском саду, и в школе, и в пионерском лагере сначала в Непецинском «Метеоре» (от «Кремля»), затем в Анапе в «Оке» от Ступинского металлургического комбината.

Сегодня позади уже практически тридцать лет педагогической работы и сорок пять лет непрерывной учебы. В жизни стремительно меняется многое. Сегодня учить детей и взрослых тому и так, как лет десять, двадцать назад, неприемлемо. Многое из того, что было тогда нормой, сейчас выглядит устаревшим. Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые черты и новые требования. Пришло осознание того, что имеющихся знаний маловато, особенно по психологии. Нужно снова учиться. Зачем? Чтобы не отстать от моды? Нет, чтобы то, чему учусь и учу, было действительно профессионально и хоть на йоту ближе к совершенству. Иначе это не работа мастера, которую люблю, а кустарно исполняемое ремесло. Получила второе высшее образование в МГОСГИ на психологическом факультете по специальности педагогика и психология.

Учеба, учеба… постоянно. Есть ли порог педагогической зрелости, при достижении которого учиться станет необязательно? Можно будет сказать - все, что необходимо знать - знаю!? Но тогда остановится развитие. Значит учеба всегда, в той или иной степени, просто необходима. Такое условие человеческой диалектики. И я полностью согласна с классиком «Учитель должен постоянно учиться. Как только учитель перестает учиться, в нем умирает учитель». Причем не должно быть зазорно учителю чему - то учиться и у своих учеников, тому, в чем они его превосходят.

Как же оценить то, что познано, сделано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Выигранными конкурсами? Престижными профессиями моих учеников? Количеством учеников, ставших учителями и превзошедших своего учителя званиями, категориями и т.п.? Наверное, и ими тоже, но главные критерии для оценок - в другом. В том, что позволило кому-то из подопечных стать увереннее в себе, свернуть с кривой дороги на прямую. Пусть ни все они были отличниками, но каждый нашел свое место в этом мире, абсолютно все стали достойными людьми и хочется верить, что в этом есть крупица и моей работы, моего сердца и душевного тепла.

Каким же самым главным качеством должен обладать человек, чтобы стать хорошим учителем? Я глубоко убеждена в том, что учитель прежде всего должен любить детей и быть справедливым, открытым и честным, добрым и строгим, ни капли фальши в отношениях. Детей не обманешь, они тонко чувствуют фальш и не прощают ее никому. Педагог - это и советчик, и помощник, и друг, и тот, кто в трудную минуту поможет во всем, а не только в освоении учебного предмета.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик (я ежегодно посещаю Соловейчиковские чтения, проводимые в Лицее №1536 г. Москвы на осенних каникулах): «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Школа XXI века - школа, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности.
Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Ученик может поспорить с учителем на любую тему. Моя задача - научить ученика спорить грамотно. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом... А отвечаю ли я этим критериям? Могу ли я быть уверенной, что смогу работать в «новой» школе? Я буду стараться, ведь школа - моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Я думаю, что будет трудно - но, надеюсь, возможно, соответствовать слагаемым одного из самых главных слов в моей жизни:

У - умный, уникальный, успешный;

Ч - честный, человечный, чуткий;

И - искренний, интересный;

Т - тактичный, толерантный, талантливый;

Е - естественный;

Л - любящий детей, свою работу.

Ь - и очень мягкий, как мягкий знак.


И все это применительно к учителю 21 века.

Учитель физики и математики МОУ «СОШ№99» Воскресенского района Московской области с. Конобеево Жильцова Т.М.

© 2010-2022