РАЗВИТИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития деткой одарённости. Роль школы в этом процессе велика. Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Им рассмотрена одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельно...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития деткой одарённости.

Роль школы в этом процессе велика. Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Им рассмотрена одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии.

Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, большим любопытством. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Но в то же время их отличает эгоцентризм, наличие личных систем ценностей (термин Пиаже). Ребёнок уверен, что его восприятие идей и событий идентично восприятию у всех, и если точка зрения основана на параллельном опыте, то ему её довольно трудно воспринимать. Поэтому дети страдают от некоторого социального неприятия со стороны окружающих, а это развивает в них негативное восприятие самих себя.

Исследования современных отечественных ученых показывают, что развитие детской одаренности может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития личности в онтогенезе. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии одаренного ребенка . Отечественными психологами (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкин, и др.) были выявлены возрастно-психологические особенности развития детской одаренности.[2]

Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала одаренного ребенка являются познавательные потребности. Доминирующая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более высокой чувствительности к новизне стимула, ситуации, обнаружению нового в обычном.

Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов, составляющих первичные знания ребенка о мире. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью широты и устойчивости.

По мере творческого развития одаренного ребенка - к 3-5 годам - исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается в самостоятельной постановке вопросов, выявлении проблем по отношению к новому и неизвестному. Расширяется исследовательский диапазон и появляются возможности к исследованию непосредственно не данного, определению отношений, причин и следствий. Развитие осуществляется как поиск ответов на собственные вопросы и возникающие в процессе познания проблемы.

В 5-6 лет основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем. Даже неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности для нового этапа в творческом развитии.

Процесс поиска и исследования (в 8-12 лет) завершается решением проблем, обнаружением скрытых, явно не заданных элементов и отношений. Во многих случаях эти, явно не заданные отношения скрыты ранее усвоенными знаниями, сформированными стереотипами, сложившимися установками. Трудность обнаружения и открытия нового выражается в преодоления сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой «не решаемой» проблемы составляет акт творчества. Оно характеризуется проявлением оригинальности, достигаемым на основе интуитивного использования «не относящихся к делу» побочных продуктов деятельности, латеральных форм мышления.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других, стандартных решений. Она определяется: преобразованием заданной проблемы в собственную проблему; новой собственной позицией по отношению к решаемой проблеме; отказом от стандартных, «очевидных» гипотез.

Анализ работ отечественных психологов выявил ряд структурных компонентов одаренности, как общей психологической предпосылки творческого развития, и становления творческой личности. Все эти факторы, включающие: а) доминирующую роль познавательной мотивации; б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; в) возможности достижения оригинальных целей; прогнозирования и предвосхищения; г) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки, - составляют единую интегративную структуру одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития ребенка.

Предлагаемая структура позволяет преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных, позволяет раскрыть одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии - в науке и искусстве и использовать весь накопленный научный материал для психологической помощи ему.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышеуказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

  • Комплексный характер оценивая разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

  • Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

  • Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

  • Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие, как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • Различные варианты метода наблюдения за детьми (в школе, во внешкольной деятельности и т.д.);

  • Специальные психодиагностические тренинги;

  • Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

  • Проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;

  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Специальную область составляют эксперементально-психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

В практике работы современных школ сложность представляет диагностика одаренности детей. Для того, чтобы понять, к какому когнитивному стилю, к какому типу из всего бесконечного разнообразия личностей принадлежит данный, живой, настоящий, по-своему уникальный ребенок, необходимо уметь определить степень развития у него если не всех, то хотя бы основных, наиважнейших, ключевых психических и физиологических особенностей. Сложность заключается в определении его интеллектуальных способностей, наличия каких-то особо развитых свойств его интеллекта, тех свойств, которые не «дотягивают» до верхней планки или нормы, которые выше этой планки, выявить отдельные способности или отсутствие каких-то из них. Становится очевидным то, что необходимо раздельно определить возможности зрительной, слуховой, ассоциативной, механической памяти; умение различать смысл близких по звучанию слов и осмысленно определять предметы в однородные группы, отличать главные признаки от несущественных, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать с цифрами, различать высоту и силу звуков, яркость цвета и массу прочих отдельных, не связанных с другими свойств.

У диагностирования умственных способностей имеется очень важный момент, на который указал Л. С. Выготский. Он показал, что тесты для определения умственных способностей диагностируют степень развития ребенка на данный момент, однако их нельзя использовать для определения зоны ближайшего развития.. различия детей заключается не только в наличном уровне развития, но и в потенциальных возможностях развития.

Арсенал диагностического инструментария в образовательных учреждениях пока беден. Определить различные виды одаренности представляется делом сложным. Однако практические наработки и использование результатов научных исследований, в области диагностики разнообразили поиски в этом направлении. Например, интеллектуальную одаренность путем изначального систематизированного наблюдения можно определить по следующим признакам: острота мышления, наблюдательность, исключительная память, ярко выраженная и разносторонняя любознательность, активное погружение в то или иное занятие, охотное и сравнительное облегченное учение. Такие учащиеся выделяются умением четко и содержательно излагать свои мысли, демонстрировать способности к практическому приложению знаний, обладают большим объемом информации, о чем сверстники и не подозревают.

Список литературы:

  1. Бензелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет// Вопросы психологии.- 2008.- №3.

  2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии.-1989. -№ 6.

  3. «Одаренный ребенок». - 2012. - №4. - с.23-27.

  4. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: 1984.


© 2010-2022