Урок в 5 - 6 классах на тему

Представленный урок географии на тему "Внутренне строение Земли" в 5, 6 классах. Цели урока:сформировать представление о внутреннем строении Земли; отличительных особенностях строениея Земли, рассмотреть подробно каждый из слоев Земли, дать краткую им характеристику; сформировать понятие о типах земной коры; дать определение поятию "литосфера"; продолжить формировать умение анализироваь и систематизировать уюечнй материал; способствовать формированию географического мышления и географической кль...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 24 5 класс

«Внутреннее строение Земли»

Цели урока:

  • формировать представление о внутреннем строении Земли;

  • отличительных особенностях строения Земли;

  • сформировать понятие о типах земной коры.

  • дать определения понятию «Литосфера»,

  • продолжить развивать умения анализировать и систематизировать учебный материал.

  • Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок-путешествие).

Методы работы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия, прием «Географическая почта», «Угадай-ка.»

Оборудование на уроке: план на доске в виде станций путешествия, проектор для просмотра слайдов (презентация), таблица: «Внутреннее строение Земли», маршруты путешествия (технологическая карта)

План:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация знаний. - 3 мин.

3. Мотивация - 1 мин.

4. Изучение нового материала. - 25 мин

4.1. Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

4.2. Понятие «Литосфера»

4.3. Типы земной коры.

4.4. Методы изучения Земли.

5. Закрепление - 8 мин.

6. Итог урока. - 4 мин.

7. Рефлексия - 3 мин

Ход урока

Организационный момент (готовность к уроку).

Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 5-6 класса вы узнаете о каждой из оболочек Земли более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас на столах лежит ребус, ваша задача разгадать его, назвать спрятанную земную оболочку.

СЛАЙД 2. Ребус

Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри Земли.

Сегодня мы с вами осуществим необычное воображаемое путешествие к центру Земли, правда, задолго до нас. еще в 19 веке, воображаемое путешествие описал в своем романе Жюль Верн. Я настоятельно рекомендую вам прочитать этот роман.

Перед вами лежат маршрутные листы нашего путешествия. Давайте запишем дату нашего путешествия.

Слайд 3. Тема урока.

Тематикой нашего путешествия будет «Земная кора - верхняя часть литосферы».

За все время путешествия мы должны с вами должны определить, из каких слоев состоит наша планета, выявить отличительные особенности каждого из слоев; сформируем знания от типах земной коры. Продолжим развивать умения анализировать и систематизировать учебный материал.

Мотивация.

Прием «Фантастическая добавка»

Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля».

Рассказ «Конфета Земля»

- Коля, Коля! - вбежал в комнату Вася, - мне такая идея в голову пришла!

- Какая, Вась?

- Земля ведь как шар, да? - уточнил Вася.

- Ну да...

- Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

- Точно! - обрадовался Коля, - Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

- Побежали!

- Баааааабушка!

- Что, Коленька?

- Бабушка, где у нас лопата лежит?

- В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? - ответила бабушка.

- Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, - радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

- Вы хотя бы знаете, как она устроена?

- А чего там знать, - ответил Вася, - земля землёй - что может быть проще!

- А нет. Не всё так просто - ответила бабушка.

- А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! - начал упрашивать бабушку Коля.

- Ну ладно, ладно - согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

- Земля похожа на конфету: в центре орешек - ядро, потом идёт сливочная начинка - это мантия, а сверху шоколадная глазурь - это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, - усмехнулась бабушка.

- Значит, всё отменяется, - расстроился Коля...

- Дааа, хорошо бы такую конфету, - мечтательно сказал Вася.

Изучение нового материала.

Давайте с вами убедимся в том, что Земля похожа на конфету с ядром - орешком, сливочной начинкой и шоколадной глазурью - земной корой. Вперед, в путешествие!

Первая станция нашего путешествия называется «Всезнайка».

Давайте определим, какое строение имеет наше планета.

Работа с рисунком на стр. 68.

Слайд.

Откройте страницу 68, посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:

  • Каково внутреннее строение Земли?

  • Из скольких частей состоит наша Планета? (3 составные части: земная кора, мантия и ядро)

  • Ядро состоит из…

  • Почему мантию называют основной частью Земли? (занимает основную часть).

  • Как изменяется температура в недрах Земли. При движении внутрь Земли температура повышается.

Запомните! Начиная с глубины 20 - 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.Урок в 5 - 6 классах на тему

Слайд. Строение земли.

Самостоятельная работа - устно (со слайдом).

Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что означает каждая цифра?

Для того, что бы продолжить наше путешествие, нам нужно определить особенности каждого из слоев Земли, поэтому у меня для вас будет задание.

Работа в малых группах по рядам.

Используя текст учебника на стр. 68 1 - 2 абзацы, частично заполните таблицу.

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

1ряд Ядро


2ряд Мантия


3ряд. Земная кора


Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Океаническая земная кора = ____ слоя:

1._________________________

2__________________________

Проверка заполнения 1 части таблицы.

  • Почему Землю сравнивают с яблоком? Яйцом?

Слайд. Яйцо, яблоко.

- Если сравнить Землю с яблоком, то ЗК будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На её поверхности построены города, промышленные здания, из её недр добывают полезные ископаемые. Она даёт человеку воду, энергию и мн.др.

Ну что же, мы выяснили, из каких слоев состоит наша планета, рассмотрели особенности каждого из слоев, теперь можно продолжать дальше наше путешествие и следующая остановка - станция «Эврика».

Что же называют Литосферой?

Литосфера: «литос» - камень, «сфера» - шар.

Поисковая работа.

Задание. Найдите в учебнике определение понятию «Литосфера».

Итак, литосфера - это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

Мы преодолели большую часть нашего маршрута и потратили столько сил, что нам нужно зарядиться энергией для дальнейшего путешествия.

Физкультминутка.

Трудный путь ждет впереди,

Ну-ка, друг, подзарядись.

Попроси у солнца силы,

И прогнись скорей красиво.

Словно море ты взбодрись,

И к траве ты наклонись.

А теперь давай скорей

Ты запрыгай веселей.

Глазки влево, глазки вправо,

Глазки вниз и глазки вверх,

И тогда дружок в учебе

Ждет всегда тебя успех.

Мы продолжаем наше воображаемое путешествие. И следующая остановка станция «Знатоки»

  • Что такое литосфера?

Литосфера - земная кора и верхняя часть мантии.

Слайд. Типы земной коры.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

  • Как вы думаете, земная кора во всех частях нашей планеты одинаковая?

Нет.

Давайте выясним, в каких частях нашей планеты земная кора будет мощнее.

Прочтение вслух последнего абзаца.

А теперь давайте, заполним 2 часть таблицы.

По вариантам 1 вариант материковая земная кора, 2 вариант океаническая земная кора.
- Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?

- Существуют 2 современных метода изучения. Это - космический и сейсмический.

Снимок из космоса.

- Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

- Сейсмический метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор - сейсмограф.

  • Как вы думаете, для чего необходимо изучать строение Земли?

Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

Ребята, а вот теперь мы с вами все быстрее приближаемся к завершению нашего путешествия.

И конечная станция нашего маршрута называется «Эрудит».

Закрепление.

Прием «Географическая почта».

На карточках зашифрованы основные понятия.

Ядро

Находится в особом состоянии, обладая свойствами жидкого и твердого тела, температура 2000 С.

Мантия

Твердая оболочка нашей планеты.

Земная кора

Состоит из 2 частей, температура 6000 С.

У доски 2 ученика.

Прием «Угадайка».

Ваша задача по описанию назвать типы земной коры.

Это тип земной коры состоит из 3 слоев: осадочного, гранитного и базальтового. Его мощность в среднем 35 км.

Это тип земной коры состоит из 2 слоев: осадочного и базальтового. Его мощность достигает 5 - 10 км.

Прием «Махровое полотенце».

2 учащихся у доски. Материковая и океаническая.

Итог урока.

Вопросы из волшебного сундучка.

  • Из каких слоев состоит планета Земля?

  • Что называют литосферой?

  • Как называют самый большой слой нашей планеты?

  • Как называют твердую оболочку Земли?

  • Назовите типы земной коры?

  • Из каких слоев состоит материковая земная кора?

  • Из каких слоев состоит океаническая земная кора?

Оценивание учащихся. Рефлексия. Домашнее задание.

Д/З: № 20 изучить, нарисовать рисунок 42 в тетрадь, ответь на вопросы на стр.70 № 2, 10.

Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, возможно ли на самом деле путешествие в недра нашей удивительной планеты? (Нет)
- Почему? (Давление, температура)

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!



© 2010-2022