Урок на тему: Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по дисциплине: «Экологические основы природопользования»

Возраст учащихся: 17-18 лет (2 курс)

Тема: Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу. Качество природной среды и здоровье человека (2 ч.)

Цель: показать преобладание негативного влияния человека на окружающую среду: (шумовое, тепловое, радиоактивное, электромагнитное и др.). Акцентировать внимание учащихся на том, что активная гражданская позиция позволяет реально снижать отрицательные последствия деятельности человека.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия: организация внимания, установка на продуктивную работу на занятии;

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе занятия: нацеливание учащихся на энергичную и продуктивную работу на занятии;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе занятия, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы): привлечение учащихся с опережающим домашним заданием.

Приветствие. Фиксация отсутствующих.

Организация внимания учащихся путем нацеливания на энергичную и продуктивную работу на занятии.

Настрой учащихся на учебную деятельность по систематизации и обобщении знаний о биосфере и протекающих в ней процессах, деятельности человека, приносящей непосредственный и опосредованный вред природе, методом привлечения учащихся (с опережающим домашним заданием или темами индивидуальных проектов) к поиску примеров положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую среду (в том числе из местной прессы).

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися на данном этапе занятия (какой результат должен быть достигнут учащимися): привлечь ранее изученный материал, формировать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе занятия: проверка подготовленности учащихся;

  • описание методов, способствующих решению поставленной цели: письменный опрос, ответ на проблемный вопрос;

  • описание критериев достижения цели данного этапа занятия: самостоятельный перенос учащимися ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленной цели: самостоятельное предложение учащимися альтернатив, вариантов решения, поставленной цели;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: дополнение ответов товарищей, самостоятельное оценивание учащимися работ товарищей;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса: самостоятельное оценивание учащимися работ товарищей.

Письменный опрос учащихся

Проблемный вопрос

1 вариант

Вероятно, почти все ныне живущие люди знают о тяжелых последствиях негативного воздействия человека на природу. Однако в ряде случаев человечество продолжает уничтожать природу, а вместе с ней - и своё собственное будущее. Как это можно объяснить?

2 вариант

С какими трудностями связана реализация мероприятий по охране природы?

Примерный вариант ответа учащихся:

1 вариант

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Часто люди думают только о себе самих, но не о своих потомках и тех условиях, в которых им предстоит жить на планете. Многими из нас природа воспринимается не как самоценность, а только как средство существования для людей. Отсюда - потребительское отношение к биосфере. Часто человек питает иллюзии относительно кажущейся безграничности ресурсов биосферы; но не может поверить, что ресурсы могут истощиться. Нередко людям не хватает образования для того, чтобы осознать сложность взаимодействий между организмами в природе, а также представить последствия нарушений этих взаимосвязей.

2 вариант

Реализация законов об охране природы часто не поддерживается населением, заинтересованным в их нарушении. Лесоразведение требует территорий, на которых вместо леса можно было бы выращивать сельскохозяйственные культуры. Поэтому идея выращивания леса также встречает противодействие со стороны некоторых хозяйственников. В заповедниках и заказниках нередко наблюдаются случаи браконьерства. Установка очистных сооружений требует финансовых вложений, на которые не хотят идти руководители промышленных предприятий. Совершенствование способов сельскохозяйственного производства требует финансовых вложений в отрасли науки, их разрабатывающие. Это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются люди, реализующие мероприятия по охране природы. Однако иного пути у человечества уже нет.

Учащиеся обмениваются выполненными работами, и проверяют работу соседа по парте. Ответы товарищей можно дополнять своими примерами. Затем работы проверяет преподаватель.

3

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия): акцентировать внимание на том, что активная гражданская позиция позволяет реально снижать отрицательные последствия деятельности человека на окружающую среду;

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия): показать преобладание негативного влияния человека на окружающую среду;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися: загрязнение окружающей среду (шумовое, тепловое, химическое), качество среды и здоровье человека;

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала: рассказ преподавателя, сопровождающийся записью понятий в тетрадях учащихся; индивидуальные сообщения учащихся; работа по таблице, схеме; обсуждение точек зрения; резюме преподавателя;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей группы, в которой работает педагог: метод привлечения учащихся (с опережающим домашним заданием или темами индивидуальных проектов), работа в малых группах;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Задание: Что такое «загрязнение»?

Примерный вариант ответа учащихся:

Загрязнение - привнесение в окружающую среду или возникновение в ней самой новых, обычно нехарактерных для неё физических, химических, информационных или биологических факторов, оказывающих вредное воздействие на её состояние.

Задание: Назовите сферы негативного влияния человека на окружающую среду.

Примерный вариант ответа учащихся:

Шумовое, тепловое, радиоактивное, химическое воздействие (загрязнение) и др.

Работа по таблице: Сделайте вывод о допустимом диапазоне уровня шума, не имеющего значительного отрицательного влияния на здоровье человека

Пример шумового воздействия

Шумовое воздействие (дБа)

Эффект продолжительного воздействия

Бронированный транспортный самолет, взлёт (расстояние 100 м); наушники на max. громкости

130

Порог выносливости

Работающий ткацкий станок; рок-музыка в закрытом помещении; сирена; колокол

120

Порог боли у человека

Поезд на расстоянии 25 м; косилка для газона; мотоцикл; трактор; отбойный молоток

100

Серьезная угроза для слуха (время воздействия 8час/сут); плохая слышимость

Оживленная городская улица; автобус на расстоянии 7 м; вечеринка

90

Возможна угроза для слуха (время воздействия 8 час/сут)

Уборка мусора, товарный поезд (расстояние 15 м)

80

Допустимая норма

Скоростная магистраль (расстояние 15 м)

70

Раздражающее действие

Разговор в общественном месте (вокзал), обычный офис, работа бытовой техники

60

Интенсивное воздействие

Разговор в жилой комнате

50

Слабое воздействие на слух

Библиотека, тихая беседа

40

Слабое воздействие на слух

Тиканье часов на расстоянии 1м, шум прибоя

30

Слабое воздействие на слух

Тихий шёпот, шелест листьев

10-25

Очень слабое воздействие

Работа по таблице сопровождается индивидуальными сообщениями учащихся (из дополнительной литературы).

Задание: Определите тип шума - природный или техногенный, оцените влияние этих шумов на здоровье человека знаками «+» или «-».

Задание: Группа специалистов обследовала молодёжь, увлекающуюся рок-музыкой и часто слушающую громкую музыку. У 20% обследованных юношей и девушек слух оказался притуплённым в такой же степени, как у 85-летних стариков. Как вы считаете: слушать плеер вредно или нет? Если вредно - то почему? Если не вредно - обоснуйте свою точку зрения. Одинаково ли воздействует шум на людей разного возраста?

Обсуждение точек зрения учащихся.

Рассказ преподавателя (сопровождается записью понятий в тетрадях учащихся)

Химия… С этой наукой каждый из нас сталкивается ежедневно. Кроме огромной пользы, которую приносит эта наука человеку, есть также и много отрицательного. На здоровье человека губительное влияние оказывают токсиканты.

Токсиканты - вещества, которые распространяются в окружающей среде далеко за пределы своего первоначального места нахождения и в связи с этим оказывают более или менее вредное воздействие на животных и растения, а в ряде случаев и на человека. Подлинными токсикантами являются те ядовитые вещества, которые сам человек неосмотрительно включает в круговорот веществ.

Появление в организме вредных веществ за счет их внутреннего образования или попадания извне само по себе еще не представляет большого вреда для человека. Важную роль играет не только природа веществ, но их доза, продолжительность воздействия на человека. Для характеристики вреда каких-либо веществ используют понятие «предел токсичности» - это концентрация веществ в окружающей среде, при которой живой организм гибнет. Важно также учитывать длительность воздействия веществ на организм. Для таких веществ устанавливают 2 норматива:1) максимальное разовое и 2) среднесуточное предельно допустимое содержание - ПДС. С целью ограждения человека от практически постоянных в течение длительного времени отрицательных воздействий вредных веществ устанавливают - предельно допустимую концентрацию - ПДК. Вредные вещества в концентрации, не превышающей их ПДК, как предполагают учёные, не должны вызывать у человека заболеваний и нарушать нормальную деятельность человеческого организма.

Сообщения учащихся

Далее идет рассказ учащихся о влиянии некоторых тяжёлых металлов (железо, кадмий, марганец, медь, мышьяк, олово, ртуть, свинец, хром, цинк) и их соединений на организм человека.

Работа по схеме «Антропогенное воздействие: загрязнение окружающей среды» сопровождается комментарием преподавателя.

Резюме преподавателя: Проблема взаимодействия человека и природы многогранна. Неразумное отношение к природе возвращается к человеку по принципу бумеранга болезнями. Поэтому так важно, чтобы человек взял на себя функции поддержания экологического равновесия.

4

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия): предложение и обоснование учащимися решения вопросов улучшения техногенной среды;

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе занятия: акцентировать внимание учащихся на том, что активная гражданская позиция позволяет реально снижать отрицательные последствия деятельности человека на окружающую среду;

  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог: работа в малых группах, дискуссии;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Задания для работы в малых группах

Укажите источники шумового загрязнения

Примерный вариант ответа учащихся

- гражданско-бытовые источники;

- промышленные предприятия;

- автотранспорт;

- железная дорога;

- самолёты;

- строительная техника и др.

Задание: Как можно уменьшить шумовую нагрузку в городе?

Примерный вариант ответа учащихся

Пути решения проблемы шумового загрязнения:

- правовое регулирование, ужесточение технических норм шума от транспортных средств и предприятий;

- рациональное планирование городской застройки, использование звукоизоляционных материалов;

- организация движения транзитного транспорта вокруг городов;

- экранирование дорог шумозащитными стенами.

Задание: Укажите источники и приведите примеры химического загрязнения, влияющие на здоровье человека.

Примерный вариант ответа учащихся

Источники химического загрязнения: предприятия, транспорт, ТЭС, сельское хозяйство.

Задание: В городах человек использует способы улучшения жизни - горячую воду, телефон, различные виды транспорта, автодороги, сферу обслуживания и развлечений. Какие недостатки, присущие большим городам, могут оказать влияние на здоровье человека? Предложите варианты улучшения техногенной среды.

Примерный вариант ответа учащихся

- жилищная и транспортная проблема;

- повышение уровня заболеваемости. Насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению;

- загрязненный воздух в городе наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день;

- шумовое загрязнение.

Все предприятия, неблагоприятные в санитарном отношении, должны быть выведены за пределы городов. Озеленение городов, включая не только клумбы и скверы, но и вертикальное (балконы) и крыши высоких зданий.

Дискуссия (задания распределяются по разным группам)

Задание: Правильно ли, что натуральные химические вещества безопасны, а синтетики очень опасны?

Примерный вариант ответа учащихся

Неверно. Натуральные химические вещества также могут быть опасны - например, яды растений.

Задание: В повседневной жизни мы используем огромное количество химических веществ. Стоит ли задуматься об их опасности для здоровья?

Примерный вариант ответа учащихся

Да, обязательно. Так же, как все должны знать правила дорожного движения, чтобы не погибнуть на автомагистралях с интенсивным движением транспорта, так люди должны знать правила обращения с многочисленными химическими веществами в быту и на производстве, чтобы избежать их опасного воздействия на здоровье человека.

Задание: Каковы основные «за» и «против» использования пестицидов?

Примерный вариант ответа учащихся

«ЗА»: эффективнее борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства, вредителями амбарных запасов.

«ПРОТИВ»: токсическое воздействие на живые организмы, в том числе и человека, при неправильном и/ или чрезмерном использовании ядохимикатов.

Резюме преподавателя, оценивание ответов учащихся

5

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся технологии успешного выполнения домашнего задания.

Задание (проект). Опишите влияние химического вещества (по вашему выбору - металлы, газы, органические соединения, никотин и др.) на здоровье человека.

Описание выполняется на альбомном листе, в центре которого помещено изображение человека, а с помощью стрелок-указателей отражены основные негативные влияния химического реагента на функциональные системы организма.


© 2010-2022