Эссе на тему Что для учеников лучше: бумажные или цифровые учебники?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волкова Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 22 города Тамбова

Эссе

Что для учеников лучше: бумажные или цифровые учебники?

Всё в мире изменяется… Меняются и подходы к образованию. В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. Изменения, вызванные стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера обучения не является исключением.

Технология электронного обучения - неотъемлемая часть единого образовательного пространства. Она позволяет по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую информацию.

Основные понятия электронного обучения определяются Законом «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. (Ст 16,п.1).

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Одним из технических средств реализации электронного обучения является электронный учебник. Это средство лучше или хуже бумажного варианта? Попробуем в этом разобраться.

Существует много различных определений электронного учебника. Остановимся на одном из них. Электронный учебник - учебное электронное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, поддерживающее основные звенья дидактического цикла процесса обучения, являющееся важным компонентом индивидуализированной активно-деятельностной образовательной среды и официально утвержденное в качестве данного вида издания. И речь пойдёт об электронном учебнике для планшетного компьютера.

Это только электронное издание, в котором представлено содержание обычного учебника? Нет, так как электронный учебник, как правило, представлен тремя контентами: образовательным, включающим содержание учебного курса, интерактивным, обладающим возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия участников процесса обучения, мультимедийным, включающим синтез текстовой, графической, звуковой, анимационной и видео информации.

Безусловно, электронные учебники как новое веяние в образовании учитывают концептуальные положения нового Федерального государственного образовательного стандарта, ориентированы на планируемые результаты обучения, на усиление метапредметной образовательной функции в учебно-воспитательном процессе.

Какими же возможностями обладает электронный учебник в отличие от «бумажного брата»?

Технология формирования ключевых компетенций предполагает наличие компетентностно-ориентированных и ситуативных заданий в системе.

При работе с электронным учебником ученик может использовать материалы разных учебников для реализации проектной и исследовательской деятельности. Например, галереи изображений, широко представленные в ЭУ, позволяют создать виртуальный музей, помогут обогащению внутреннего мира учащегося.

Использование гиперссылок в текстах учебника способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи (метапредметные результаты).

Формированию умения владеть навыками самоконтроля, самооценки и выбора принятия решений в учебной и познавательной деятельности способствует обращение к тестовым интерактивным заданиям, при выполнении которых у учащихся появляется возможность пройти его ещё раз, если были допущены ошибки.

Обращение к видеофайлам разной жанровой направленности поможет сформировать представление о многообразии мира.

Нужную страницу или фрагмент в учебнике можно найти через поисковую систему, тем самым решая задачи не только усвоения предметного материала, но и повышая устойчивую мотивацию к обучению.

Для формирования навыка смыслового чтения (метапредметные результаты) можно обратиться к аудиофайлам, в которых представлены образцы данного вида навыка.

В электронном учебнике, как правило, большое количество практических заданий дифференцировано по уровню сложности, специальным значком выделены задания повышенной сложности, творческие задания имеют помету «Задание по выбору» и предоставляют ученику самостоятельно выбрать форму и тему творческой работы.

В нашей школе второй год проходит апробация электронных учебников издательства «Русское слово». И, на мой взгляд, несмотря на трудности внедрения электронного обучения с применением электронных учебников, которые носят в большей степени технический характер, всё же плюсов электронного учебника больше. Один из самых важных - это повышение мотивации к изучаемому предмету.

Изучение русского языка по электронному учебнику под редакцией академика Е.А. Быстровой предоставляет реальную возможность в достижении высоких результатов по изучению русского языка. Научность, доступность, занимательность, системность в изучении языка, опора на единую теорию, достижения современного языкознания - все это, заложенное в учебниках этой линии, привлекает и закладывает возможность качественной подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Использование инновационных образовательных технологий и современных ЭУ на уроках позволяет осуществлять образовательный процесс на основе деятельностного и компетентностного подходов, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Благодаря электронному обучению происходит трансформация традиционного учебного процесса в познавательную деятельность учащихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, но еще и универсальных - таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач, способов инфокоммуникационного взаимодействия и т.д., являющихся составной частью информационной культуры личности, так необходимой каждому человеку для полноценной жизни и деятельности в информационном обществе.

И последнее, внедрение какого-либо новшества будет иметь успех только в том случае, когда в данном процессе заинтересован сам учитель, когда он понимает, что нужно идти в ногу со временем, а сегодня время требует подготовки такого выпускника, принципом которого должно стать «обучение в течение всей жизни» в открытом информационно-образовательном пространстве. Поэтому я обеими руками за внедрение электронного учебника в процесс обучения!


© 2010-2022