Выступление на семинаре: Тема: «Общее понятие о мышлении»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ - ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII вида № 1 г. Новочеркасска













Выступление на семинаре:

Тема: «Общее понятие о мышлении»






























Разработала :

учитель русского языка высшей категории

Волошкина Александра Ивановна

г. Новочеркасск

2012 год

Мышление - высшая форма отражения окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далёких звёзд, ему знаком мир элементарных частиц, он познаёт законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать всё это. Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь между температурой и объёмом тела, им известно отношение между сторонами прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими ветрами, широтой, высотой местности над уровнем моря, отдалённости от моря, с одной стороны, и климатом - с другой.

Но разве все эти знания получены человеком только с помощью анализаторов ? Разве человек знает о мире только то, что дают ему ощущения и восприятия ? Разумеется , нет. Возможности познания окружающего мира с помощью анализаторов очень ограничены. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми показаниями, которые дают зрение и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое МЫШЛЕНИЕ. Что же такое мышление ? В чём его сущность ?

Что у данной фигуры три угла или что потолок белый, доказывать не надо. Это воспринимается человеком непосредственно, с помощью анализаторов. А вот что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов его катетов- этого никто не способен видеть непосредственно, как бы внимательно он не вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы острым зрением он ни обладал. Такого рода познание не является непосредственным показателем наших анализаторов, а является, как говорят ОПОСРЕДОВАННЫМ ПОЗНАНИЕМ.

Что же такое опосредованное познание? Представим себе, что человек, сидящий в комнате, хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого есть разные возможности - почувствовать эту температуру своим кожаным анализатором непосредственно - выйдя на улицу или посмотреть на термометр, прикреплённый наружи у окна. В последнем случае человек о температуре узнаёт ОПОСРЕДСТВЕННО. Воспринимая одно, человек судит о другом. Опосредственное познание предмета или явления осуществляется посредством восприятия другого предмета или явления закономерно связанного с первым.

Таким образом, мышление, во-первых, есть ОПОСРЕДСТВЕННОЕ познание.

Опосредственное познание основано на наличии объективных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того, чтобы выявить их, человек прибегает к мыслительным операциям - сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно даёт возможность понять закономерности материального мира.

Рассмотрим ещё один пример. Что произойдёт, если кусок дерева бросить в воду? Поплывёт? А почему вы это знаете? Потому, что в прошлом вы не раз видели плавающие куски дерева? Но ведь - то были ДРУГИЕ куски дерева, а этот кусок вы в воду ещё не бросали! Предвидеть, что произойдёт в конкретном случае, мы можем потому, что отражаем общие свойства предметов и явлений.

Иными словами, мышление, в-третьих, есть ОБОБЩЁННОЕ ПОНЯТИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. Теперь мы можем дать полное и развёрнутое определение.

МЫШЛЕНИЕ - процесс опосредственного и обобщённого познания окружающего мира.

Мышление играет поистине огромную роль в познании.

Мышление расширяет границы познания, даёт возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятиях, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

© 2010-2022