• Преподавателю
  • Другое
  • Курсовая работа по педагогике на тему Тесты учебных достижений как средство формирования навыков самоконтроля младших школьников

Курсовая работа по педагогике на тему Тесты учебных достижений как средство формирования навыков самоконтроля младших школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание



Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля в младшем школьном возрасте 6

1.1. Сущность понятия «самоконтроль» в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Формирование навыков самоконтроля младших школьников как психолого-педагогическая проблема 9

1.3. Психолого-педагогические условия формирования самоконтроля на уроках в начальной школе 11

Выводы по главе 1 14

Глава 2. Использование тестов учебных достижений в процессе формирования самоконтроля младших школьников 16

2.1. Тесты учебных достижений как средство формирования навыков самоконтроля 16

2.2. Виды тестовых заданий на уроках в начальной школе 17

2.2.1. Тестовые задания в начальном курсе математики 19

2.2.2. Тестовые задания на уроках окружающего мира 20

2.2.3. Тестовые задания на уроках русского языка 21

2.3. Правила составления тестовых заданий для учащихся начальных классов 21

2.4. Особенности использования тестов учебных достижений в процессе формирования самоконтроля младших школьников 24

Выводы по главе 2 25

Заключение 26

Литература 28

Приложение 1 31

Тест по математике (3 класс) 31

Тест по окружающему миру (3 класс) 35

Тест по русскому языку (2 класс) 42


Введение

Формирование умений и навыков самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе.

Большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать, хотя в ходе освоения младшими школьниками учебной деятельности должен быть сформирован внутренний план действий и самоконтроль. Педагог же должен быть компетентен в вопросе самоконтроля и выработать у каждого учащегося потребность в постоянной проверке своей работы.

Психологические основы формирования самоконтроля раскрываются в трудах В.В. Давыдова [5, с. 24], П.Я. Гальперина [2, с. 79-90], А.Я. Арет, Н.Д. Левитова [11, с. 344], Т.Н. Гаваковой, В.В. Чебышевой [24, с. 77-141], Л.Б. Ительсон [8, с. 264], Г.А. Собиевой [21, с. 49-65] и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах Ю.К. Бабанского [1, с. 256], СИ. Архангельского, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова[7]. В исследованиях А.С. Лынды [13, с. 173], Н.И. Кувшинова [10, с. 107-116], П.М. Эрдниева [26] определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов.

Несмотря на очевидную важность самоконтроля в учебной деятельности младших школьников, еще Ю.К. Бабанский [1, с. 256] подчеркивал, что все же мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с "формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль".

Одним из методов контроля и самоконтроля, позволяющих оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе, является тестовый контроль. Инструментом такого контроля является тест - стандартизированное задание.

Использование на уроке тестов требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа.

Интерес к тестам в последнее время заметно вырос, но реальное внедрение их неадекватно интересу. Для разработки и составления тестов одних только знаний преподаваемой дисциплины недостаточно. Каким бы хорошим учителем вы не были по своему предмету, но без специальных знаний о структуре тестов, о видах тестовых задании, о принципах построения тестов качественный тест составить нельзя.

Следует также отметить, что использование тестовых задания как средства формирования навыков самоконтроля младших школьников не достаточно теоретически обосновано. Именно поэтому тема нашего исследования: «Тесты учебных достижений как средство формирования навыков самоконтроля младших школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать использование тестов учебных достижений в процессе формирования навыков самоконтроля младших школьников.

Объект исследования: процесс развития навыков самоконтроля в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: тесты учебных достижений как средство формирования навыков самоконтроля младших школьников.

Задачи исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. уточнить понятие «самоконтроль»;

  3. выявить психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля на уроках в начальной школе;

  4. охарактеризовать тесты учебных достижений как средство формирования навыков самоконтроля младших школьников;

  5. подобрать тесты учебных достижений направленные на формирование навыков самоконтроля у учащихся начальных классов.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение педагогического опыта; анализ и обобщение материала, полученного в результате исследования.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, нескольких приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков самоконтроля в младшем школьном возрасте


1.1. Сущность понятия «самоконтроль» в психолого-педагогической литературе

Упоминание о самоконтроле как психолого-педагогическом явлении можно встретить в литературных источниках далекого прошлого, в трудах Аристотеля, Д. Дидро и др. Еще несколько столетий назад Д. Дидро в своем трактате "План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства" предлагал использовать "метод намеренных ошибок" для того, чтобы учащийся привыкал проверять себя, так как "постепенно приучается отыскивать истину и развивает свою сообразительность".

Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов. В литературе за ним закрепились наименования "акцептор действия", "прибор сличения", "аппарат сличения" и др.

В работах Л.И. Рувинского [19, с 152-162], А.Я. Арет самоконтроль рассматривается как свойство личности, необходимый этап процесса самовоспитания.

Н.Д. Левитов [11, с. 344] считает самоконтроль актом умственной деятельности человека, формой проявления и развития самосознания, мышления, а Н.И. Кувшинов под самоконтролем понимает сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда.

Более существенные черты самоконтроля (его структурные составляющие и акты умственных действий, направленные на осуществление самоконтроля), можно обнаружить в определениях И.В. Страхова и Л.Б. Ительсона [8, с. 264]: "Самоконтроль - форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в практической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов". "Самоконтроль - совокупность сенсорных, моторных и интеллектуальных компонентов деятельности, необходимых для оценки целесообразного и эффективного планирования, осуществления и регулировки выполняемого трудового процесса".

В работах А.С. Лынды [13, с. 173] самоконтроль рассматривает как качество личности, связанное с проявлением ею активности и самостоятельности. Его функцией является самоуправление человеком своей деятельностью и практические действия по сличению, самооценке, корректированию, усовершенствованию выполняемой работы, при этом вырабатываются соответствующие умения и навыки, идет развитие мышления, внимания и т.п. "Под самоконтролем в широком смысле понимается проверка собственными силами самого себя, своей работы, своих знаний, своего поведения и регулирование их путем внесения соответствующих коррективов. Это умственные, двигательные и чувственные компоненты процесса деятельности человека, позволяющие ему на основе поставленной цели и намеченного плана (путем сличения, сравнивая с ним) следить за своими действиями и результатами этих действий и на основе этого сознательно регулировать их".

При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность, как самого процесса выполнения работы, так и составление плана и осуществленного регулирования (т.е. уже внесенных коррективов). Он подчеркивает, что "отсутствие коррекции неизбежно приводит к незавершенности самоконтроля, снижению его эффективности и остроты самооценки". Иная точка зрения на самоконтроль предлагается А.В. Петровским [16, с. 18-25]. "Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованием общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможность получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции, в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции".

По мнению В.Л. Крутецкого [9, с. 394] "Самоконтроль - это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения, своих действий и поступков, движений с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам или требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, корригировать их, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий".

В психологии в русле деятельностного подхода самоконтроль понимается, как способность человека регулировать производимое им действие, сличать реализацию действия с заданной программой.

Психологи обращают внимание на сущность самоконтроля как средства, условия саморегуляции поведения. Так, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская подчеркивают, "что крайне важно ...приучать учащихся к самоконтролю, вырабатывать у них умение самостоятельно прибегать в случае необходимости к конкретизации выполняемых ими отвлеченных операций, учить их самостоятельному использованию наглядных схем, формировать у них умение актуализировать представления, стоящие за теми или иными словами". А.Я. Арет рассматривает самоконтроль как метод саморегуляции, который дает возможность поддерживать интерес к предмету, влияет на улучшение качества знаний учащихся.

Шагом вперед в развитии истории вопроса о самоконтроле в учебной деятельности явились работы русских педагогов и психологов К.Д. Ушинского [23, с. 340], П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского и других, которые подчеркивали значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения.

В работах Д.Б. Эльконина [25], В.В. Давыдова [6], В.В. Репкина [17, с. 61] и других психологов самоконтроль рассматривается с позиций концепции формирования учебной деятельности. Самоконтроль они считают одним из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности наряду с мотивами, целями, учебными действиями, оценкой. В учебные программы со временем должны войти "усложняющиеся (от возрасту к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и самооценки".

В нашей работе мы будем придерживаться мнения Ю.К. Бабанского [1, с. 256], Б.П. Есипова, И.Я. Лернера [12, с 19-20], А.С. Лынды [13, с. 173], Л.И. Жаровой [7], которые рассматривают самоконтроль как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе, регулировании ее хода и результатов, или как умение, навык контролировать свою деятельность и исправлять ошибки.


1.2. Формирование навыков самоконтроля младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Формирование самоконтроля - длительный процесс, он предполагает постоянное предъявление к учащимся определенных требований. Приемы проведения самоконтроля школьники усваивают с трудом, т.к. они еще не владеют достаточным объемом знаний и умений и способами их усвоения. Все учебные задания они выполняют под руководством педагога. Самостоятельность в работах у них развита слабо. По мере роста знаний и умений у школьников будет развиваться и самоконтроль.

Результаты исследований Ю.К. Бабанского [1, с. 256], Н.Я. Лернера [12, с 19-20], М.Н. Скаткина, П.М. Эрдниева показывают, что результативность и успешность деятельности учащихся в процессе обучения зависят от умения критически оценить свои знания, обнаружить пробелы, недоработки, ошибки, провести анализ причин их возникновения и внести коррективы в свою деятельность.

К.Д. Ушинский [23, с. 340] в своих работах конкретно рассматривает следующие методы воспитания самоконтроля: активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок.

Особенно много внимания уделяет К.Д. Ушинский [23, с. 340] самоисправлению учащимися своих ошибок. "Как мало впечатления, - пишет он, - во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова". Поэтому пересмотр и исправление ошибок "можно сделать посредством самих же учеников". Отсутствие методически правильной работы над ошибками, недооценка взаимного контроля и самоконтроля за правильностью письма часто бывает "причиной неисправимой потом ошибочности в письме".

Развивая идеи К.Д. Ушинского [23, с. 340], П.Ф. Каптерев в развитии самодеятельности учащихся видную роль отводит не только приобретению и расширению знаний, но и умению исправлять ошибки в своих представлениях и знаниях: "Непрерывно исправлять ошибки своих представлений, постоянно работать над своим умственным самоусовершенствованием - одна из существенных задач нашей умственной деятельности". П.Ф. Каптерев указывает, что "процесс поправки тянется всю жизнь" и что "мы приходим к более правильному взгляду на вещи только путем непрерывной поправки: получая постоянно новые впечатления от вещей, мы волей и неволей сравниваем эти ощущения с имеющимися представлениями о вещах и, замечая недостаточность своих представлений, исправляем их, согласно с новым опытом".

На необходимость формирования привычки самоконтроля в процессе выполнения учебного труда указывал П.П. Блонский. По его мнению, ребенок, работая над учебным материалом, должен сам себе задавать вопрос: "Правильно или нет?", сопоставляя при этом свои действия с эталоном. "Усвоение без проверки - простая безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой, - память, работающая под контролем мышления".

Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников различными авторами трактуются по-разному. Некоторые из них считают, что представления о самоконтроле имеются уже у школьников 1-2 классов. Однако привычки к регулярному его проведению у них еще нет (Г.А. Собиева, И.Н. Марголин, А.К. Сердюк). Другие считают, что "собственно контроль становится возможен лишь к концу второго года обучения". В некоторых работах (С.П. Тищенко, К.П. Мальцева, Н.А. Романова и др.) отмечается, что у учащихся 1-2 класса самоконтроля нет совсем или же он крайне незначителен.

Многие исследователи проблемы самоконтроля в обучении отмечают, что школа в настоящее время не формирует в достаточной степени его умений у учащихся (Т.Н. Гавакова, А.С. Лында [13, с. 173], М.П. Маланюк, Ю.О. Овакимян, B.C. Уманский, П. М. Эрдниев [26] и др.)

В числе причин такого положения называются следующие: недостаточное понимание учителями роли и значения самоконтроля, стихийность и нерегулярность обучения ему, неумение педагога организовать самоконтроль у школьников. Чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся, учителю необходимо знать: его сущность и содержание, особенности формирования и осуществления в учебном процессе учащимися разных возрастных групп, знать его методы, приемы и средства.


1.3. Психолого-педагогические условия формирования самоконтроля на уроках в начальной школе

Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля - в выработке его критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Поэтому формирование навыков самоконтроля следует выстраивать на следующих принципах:

1. Содержательный самоконтроль работы должен быть предельно дифференцирован, чтобы каждое усилие ученика контролировать отдельно.

2. Контрольные шкалы должны быть все время разные, чтобы система контроля обладала гибкостью, могла тонко реагировать на процесс (или регресс) в успеваемости ребенка.

3. Контроль учителя - это, прежде всего средство выращивания здорового самоконтроля ребенка, следовательно, ученики должны:

  • получить от учителя однозначные, предельно четкие критерии контроля;

  • участвовать в разработке шкал контроля вместе с учителем.

4. Самоконтроль ребенка должен предшествовать контролю учителя, лишь тогда отношения перестанут быть односторонними.

Формирование навыков самоконтроля требует определенных условий. Уже с первого класса необходимо воспитать у школьников внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание важности и значения его в учебной деятельности); формировать положительные мотивы самоконтроля (желание получить прочные знания, найти наиболее рациональные способы выполнения, вовремя выявить и исправить ошибки), вырабатывать приемы и способы самоконтроля, умение применять их в самостоятельной работе.

Во втором классе начинается постепенное обучение контролю над процессом формирования предметных знаний, т.е. обучаем процессуальному контролю или можно еще назвать пошаговому. Необходимо использовать такие приемы, чтобы дети осознавали, какие шаги необходимо пройти, чтобы получить заданный результат.

В третьем классе необходимо продолжать осваивать способы самоконтроля, через введение таких приемов, как:

  • определение плана и хода выполнения задания (по алгоритму, памятке);

  • самоинструктаж и взаимоинструктаж по выполняемому заданию;

  • проведение анализа (например, орфографическое прочтение);

  • погружение в задание (например, работа с заголовком).

Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т.е. научиться пользоваться учебной и справочной литературой, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).

Под руководством учителя ученики должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, т.е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.

Прежде чем начать контролировать свои действия, надо научиться контролировать действия других людей. Поэтому сначала можно учиться проверять тетради одноклассников. Обмен тетрадями повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя правило, т.к. им нужно будет не просто исправить механически ошибку, но и обосновать ее исправление.

Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная проверка в сочетании с контролем учителя. Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением. Если ученики делают это же задание у себя в тетради, после устного разбора каждый должен сверить свою работу с образцом. Таким образом, дети приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относиться к своим собственным действиям. Такие взаимные и фронтальные проверки являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.

В методической литературе описаны приемы, позволяющие учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля. К ним относятся:

  • сверка с написанным образцом;

  • проверка по словесной инструкции;

  • взаимопроверка с товарищем;

  • сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

  • коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

  • сочетание коллективной и индивидуальной работы;

  • самостоятельное придумывание заданий;

  • выполнение задания по алгоритму;

  • выполнение задания по наводящим вопросам;

  • выполнение задания по образу;

  • проверка с помощью сигнальных карточек;

  • подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

  • проговаривание "про себя" объяснения выбора.

Эти приемы будут способствовать проявлению ответственности за свои действия, а, в конечном счете, формированию навыков самоконтроля у младших школьников.


Выводы по главе 1


  1. Шагом вперед в развитии истории вопроса о самоконтроле в учебной деятельности явились работы русских педагогов и психологов К.Д. Ушинского [23, с. 340], П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского и других, которые подчеркивали значение воспитания самоконтроля как важнейшего условия повышения эффективности обучения. Самоконтроль - это компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе, регулировании ее хода и результатов, или умение, навык контролировать свою деятельность и исправлять ошибки.

  2. Проблемы самоконтроля и его формирования у младших школьников различными авторами трактуются по-разному. Многие исследователи проблемы самоконтроля в обучении отмечают, что школа в настоящее время не формирует в достаточной степени его умений у учащихся (Т.Н. Гавакова, А.С. Лында[13, с. 173] , М.П. Маланюк, Ю.О. Овакимян, B.C. Уманский, П. М. Эрдниев [26] и др.)

  3. Формирование навыков самоконтроля требует определенных условий. Уже с первого класса необходимо воспитать у школьников внутреннюю потребность в самоконтроле (осознание важности и значения его в учебной деятельности); формировать положительные мотивы самоконтроля (желание получить прочные знания, найти наиболее рациональные способы выполнения, вовремя выявить и исправить ошибки), вырабатывать приемы и способы самоконтроля, умение применять их в самостоятельной работе.

Глава 2. Использование тестов учебных достижений в процессе формирования самоконтроля младших школьников


2.1. Тесты учебных достижений как средство формирования навыков самоконтроля

Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.

Выполнение различного рода заданий на уроках можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля. "Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение - уже совершенных ошибок". Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.

Наряду с традиционной системой самоконтроля за результатами обучения, сегодня широкое распространение получает система самоконтроля с использованием тестовых технологий. К настоящему времени сложилась практика организации различных видов тестирования. Широко известны психологические тесты (способностей, интеллекта), тесты достижений, предназначенные для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам, отдельным разделам и темам. Разрабатываются тесты на оценку отдельных навыков, а также тесты для изучения общеучебных умений (умение работать с учебником, таблицами, словарями, энциклопедиями и т.п.) существуют тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа данных.

Несмотря на то, что отношение учителей и методистов к применению тестов в начальной школе неоднозначно, к настоящему времени изданы сборники тестовых заданий для начальных классов по различным предметам[14, с 46-49].


2.2. Виды тестовых заданий на уроках в начальной школе

Проверка достижений младших школьников являются весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя.

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Открытие тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

На уроках в начальной школе используют следующие виды тестов:

  • тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках математических определений, правил;

  • тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

  • тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;

  • тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.

Как показывает практика, из всего многообразия видов тестов в начальных классах целесообразно использовать тестовые задания с выбором одного верного ответа, так как они наиболее доступны младшим школьникам. Предлагая учащимся задания с выбором одного верного ответа, учитель должен раскрыть особенности работы с такими заданиями, показать, как выделить выбранный ответ, чётко следуя инструкции: номер правильного ответа нужно подчеркнуть.


2.2.1. Тестовые задания в начальном курсе математики

Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся.

Решение готовых, однородных примеров и задач одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные математические преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством решенных задач и примеров приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий.

Безусловными преимуществами использования тестов в процессе обучения являются и время выполнения работы учащимися, и оперативность её проверки, что позволяет педагогу быстро выявить вопросы, вызывающие затруднения у учащихся и скорректировать как свою деятельность, так и деятельность школьников, направленную на усвоение математического содержания. Тесты проверяют не только предметные знания, умения, навыки, но и сформированность общеучебных умений: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать. Примеры тестовых заданий по математике для 3 класса представлены в приложении (см. Приложение 1).


2.2.2. Тестовые задания на уроках окружающего мира

Одной из задач интегрированного курса «Окружающий мир» [20, с. 73-78] (учебник «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) является предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества. Данный курс несёт в себе огромный потенциал общего развития учащихся, служит основой для дальнейшего изучения истории в средних и старших классах. Учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщаться, делать выводы. На уроках используется дополнительный материал документального характера.

Если материал, который даётся на уроке, слишком лёгок, большая часть класса скучает. Если же материал слишком труден, учащиеся быстро утомляются и перестают работать. Интересно становится тогда, когда материал нелёгок, но посилен. Когда же учащиеся сталкиваются со слишком трудной работой, не могут с ней справиться и терпят неудачу, это может привести не только к угасанию интереса, но и к более серьёзным отрицательным последствиям. Лёгкий успех также не приносит удовлетворения. Эффект от урока будет, когда учащиеся смогут отвечать на вопросы трудные, но посильные.

Одним из путей повышения эффективности урока является тестирование.

Тесты, составленные с учётом последовательности изучения темы и помогают выявить пробелы в знаниях, определить, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, умеют применить его на практике. Это позволяет учителю внести необходимые коррективы в дальнейшую работу с тем или иным учеником или с классом. При выполнении заданий учащиеся подчёркивают верный ответ. Примеры тестовых заданий по окружающему миру для 3 класса представлены в приложении (см. Приложение 2).

2.2.3. Тестовые задания на уроках русского языка

Отбор тестового материала по русскому языку для начальной школы определяется общими требованиями: легкостью понимания его учениками, относительной новизной для школьников по способу решения и содержанию, лаконичностью, экономичностью с точки зрения выполнения; тестовое задание проверяет один элемент знания, четко сформулировано, имеет однозначный ответ. Место тестов в системе обучения русскому языку младших школьников определяется особенностями изучаемого материала, подготовленностью класса и учителя к данной работе, который одновременно ставит и решает общепредметные задачи (воспитание средствами учебного предмета, развитие логического мышления, формирование умений самостоятельно выполнять задания [21, с. 49-65], работать со справочной литературой). Использование тестов в качестве формы контроля за уровнем учебных достижений младших школьников по русскому языку дает возможность объективной оценки знаний и умений учащихся по единым критериям и приучает их к осознанному выполнению учебных заданий на всех этапах усвоения материала и способствует формированию самоконтроля одного из важнейших психических новообразований. Примеры тестовых заданий по русскому языку для 2 класса представлены в приложении (см. Приложение 3).


2.3. Правила составления тестовых заданий для учащихся начальных классов



По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности [14, с. 46-49], что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма:

  1. Определение целей тестирования:

    • оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;

    • проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;

    • проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;

    • умение находить сходства и различия;

    • умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.

  2. Определение вида тестирования - входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

  3. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.

  4. Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).

  5. Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.

  6. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:

    • основной текст задания содержит не более 8-10 слов;

    • каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;

    • задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;

    • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;

    • избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;

    • располагать тесты по возрастанию трудности;

    • каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;

    • задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;

    • правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;

    • ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;

    • ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

  7. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

  8. Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

    • Уровень А - задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

    • Уровень Б - задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

    • Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

  9. Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

При составлении заданий теста учебных достижений для младших школьников необходимо обязательное соблюдение этого ряда правил.


2.4. Особенности использования тестов учебных достижений в процессе формирования самоконтроля младших школьников



Применение тестов достижений в начальной школе имеет свои особенности. Это связано с тем, что младшие школьники не имеют опыта работы с тестами учебных достижений. Поэтому в начальных классах необходимо формировать у учащихся навыки работы с тестовыми заданиями.

В период ознакомления с тестами достижений нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задание.

Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее необходимо практиковать безотметочную проверку заданий. Задача учителя - научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед. Наличие ответов в тестах поможет им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Сличение своего результата с правильным ответом становится инструментом анализа ошибки, её причины, возникших затруднений и т. д.

Таким образом, в начальных классах тесты достижений выступают для младших школьников не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно - следственные связи, побуждают к применению их на практике.


Выводы по главе 2



  1. Наряду с традиционной системой самоконтроля за результатами обучения, сегодня широкое распространение получает система самоконтроля с использованием тестовых технологий. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.

  2. Как показывает практика, из всего многообразия видов тестов в начальных классах целесообразно использовать тестовые задания с выбором одного верного ответа, так как они наиболее доступны младшим школьникам.

  3. При составлении заданий теста для младших школьников следует соблюдать ряд правил. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.

  4. Применение тестов достижений в начальной школе имеет свои особенности. Это связано с тем, что младшие школьники не имеют опыта работы с тестами учебных достижений.

Заключение

Формирование умений самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития их познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях, а также повышают интерес к учебе.

Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет не только осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения, но и способствует формированию навыков самоконтроля в учебной деятельности.

Тест, как правило, отражает информацию в общем виде, поэтому способствует развитию умений обобщать знания, четко формулировать ответ. В работе с тестами совершенствуются память, внимание, развивается стремление к улучшению результата, самоконтролю.

При тестовом самоконтроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся.

В работах Д.Б. Эльконина [25], В.В. Давыдова [4, с. 239], В.В. Репкина [17, с. 61] и других психологов самоконтроль рассматривается с позиций концепции формирования учебной деятельности. Самоконтроль они считают одним из ведущих компонентов процесса формирования учебной деятельности наряду с мотивами, целями, учебными действиями, оценкой.

В нашей работе мы придерживались мнения Ю.К. Бабанского [1, с. 256], Б.П. Есипова, И.Я. Лернера [12, с. 19-20], А.С. Лынды [13, с. 173], Л.И. Жаровой, которые рассматривают самоконтроль как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе, регулировании ее хода и результатов, или как умение, навык контролировать свою деятельность и исправлять ошибки.

Чтобы сформировать умения самоконтроля у учащихся, учителю необходимо знать: его сущность и содержание, особенности формирования и осуществления в учебном процессе учащимися разных возрастных групп, знать его методы, приемы и средства.

В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.

Наряду с традиционной системой самоконтроля за результатами обучения, сегодня широкое распространение получила система самоконтроля с использованием тестовых технологий. Несмотря на то, что отношение учителей и методистов к применению тестов в начальной школе неоднозначно, к настоящему времени изданы сборники тестовых заданий для начальных классов по различным предметам.

Нами были подобраны тесты по математике, окружающему миру, русскому языку использование которых на этапе проверки и отработки умений и навыков способствует формированию навыков самоконтроля у учащихся начальных классов.

Перспективы дальнейшего исследования:

  1. Подобрать диагностические методики, которые помогут выявить уровень развития навыков самоконтроля младших школьников;

  2. Подобрать тесты учебных достижений направленные на формирование навыков самоконтроля у учащихся начальных классов;

  3. Разработать комплекс уроков математики с использованием тестов учебных достижений.

Литература


  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1997. - 256 с.

  2. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. -1997. № 4. - С.79-90.

  3. Горина О.П., Проскуряков Н.Н. Тестовые задания в начальном курсе математике// Начальная школа. 2008. №10. С. 49-55.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2001. -239 с.

  5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения. Томск: Пеленг, 1998. - 111 с.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований - М.: Педагогика, 1986.

  7. Жарова Л.B. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся: Учебное пособие к спецкурсу: ЛГПИ, 1996.

  8. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир: Изд-во Владимирского пед. ин-та, 2002. 264 с.

  9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 2006.-304 с.

  10. Кувшинов Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения // Вопр. психологии. 2000. - № 1. - С. 107-116.

  11. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека.- М.: Просвещение,2004.-344 с.

  12. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание,1999.-№3,-С. 19-20.

  13. Лында А.С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1993. -173 с.

  14. Николау Л.Л., Улитко В.В. Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов// Начальная школа. 2008. №10. С. 46-49.

  15. Овакимян Ю.О. Формирование приемов самоконтроля в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1989. - 24 с.

  16. Петровский А.В., Черепанов Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1997. -№5.-С. 18-25.

  17. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. - 61 с.

  18. Романова Н.А. Зрительный графический контроль.// Вопросы психологии. 1999. - № 4. - С. 91- 98.

  19. Рувинский Л.И. Самоконтроль как средство самовоспитания: Психологические исследования. - М.: 1990.-С. 152-162.

  20. Смирнова В.А. Тестовые задания на уроках окружающего мира// Начальная школа. 2008. №6. С. 73-78.

  21. Собиева Г.А. Формирование навыка самоконтроля у учащихся начальных классов на уроках русского языка // Вопросы психологии. -2004. -С. 49-65.

  22. Тищенко С.П. Самоконтроль школьников в процессе овладения связной письменной речью. Дис. канд. пед. наук. - М.: 1997, 178 с.

  23. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2003. -340с.

  24. Чебышева В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения. В кн.: Вопросы психологии обучения труду. М., 1992. - С. 77-141.

  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  26. Эрдниев П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике - М.,1997.

Приложение 1


Тест по математике (3 класс)

(Годовой итоговый тест)

1. Произведение чисел 8 и 6 равно:

1) 2; 2) 14; 3) 48; 4) 42.

2.Как называется пропущенный компонент действия?

….-18=24

1)делимое; 2) уменьшаемое; 3) вычитаемое; 4) делитель.

3.Если произведение чисел 9 и 3 увеличить на 16, то получится:

1) 19; 2) 28; 3) 43; 4) 22.

4. В каком выражении число 50 уменьшили на произведение чисел 18 и 3.

1) (50-18)х3; 2)50-18х3; 3) 50-18:3;

5. Выбери нужное действие для решения задачи: В одну канистру входит 5 литров воды. Сколько литров воды потребуется для 3-х таких канистр?

1)деление;

2)умножение;

3) вычитание;

4) задача решается в два действия.


6. Найди уравнение, в решении которого допущена ошибка:

1) х-15=45; 2) 12+х=24; 3) 37-х=20.

х=45-15 х=24-12 х=37-20

х=30 х=12 х=17

7. Продолжи утверждение: в частном может быть нуль, когда ….

1) делитель меньше делимого;

2)делитель больше делимого;

3)делимое равно нулю;

4)делитель равен нулю.

8. На трёх страницах альбома по 8 марок, а на четвёртой странице- 3 марки. Сколько всего марок в альбоме?

Укажи верное решение:

1) 8 х 3+3;

2) 8 х (3+1)+3;

3) 8 х 3+1;

4) (8+3) х (3+1);

9. Периметр треугольника равен периметру квадрата. Чему равна сторона квадрата, если стороны треугольника равны 8 см, 6 см, 10 см.?

1) 8 см 2) 6см 3) 10 см

10. Вставьте в правой части число так, чтобы равенство и неравенства стали верными:

6м>5м 9дм… см

7м = 66дм +…см

11. Шнур 12 метров разрезали на 3 равные по длине части. Сколько разрезов пришлось для этого сделать?

Выбери правильный ответ:

1) 3; 2) 2; 3) 6.

12. Цветки картофеля бывают, открыты от 6 часов утра до 14 часов дня, цветки льна - от 6 часов до 16 часов, а цветки календулы от 9 часов до 15 часов. В какие часы эти цветки раскрыты одновременно?

Выбери правильный ответ:

1)от 6 до 14;

2) от 6 до 16;

3) от 9 до 14;

4) от 6 до 9.

13.Используя цифры 1, 2, 3, 4, 5, восстанови пример. Каждую цифру, используй 1 раз:

++=60

Ключ

1- 3; 8-1;

2-2; 9-2;

3-3; 10-1,4;

4-2; 11-2;

5-2; 12-3;

6-1; 13 - 2,1,3,4,5.

7-3;

Критерии оценивания

За каждое верно выполненное задание ученик получает один балл. Таким образом, максимальное число баллов-13.

Если в тестовой работе выполнено:

11 - 13 заданий - это высокий уровень выполнения теста;

6 - 10 заданий - средний уровень;

менее 6 - низкий уровень.

Приложение 2


Тест по окружающему миру (3 класс)

Тема: «Как жили наши далёкие предки»

1. На берегу, какой реки впервые поселились предки славян?

1. Дон;

2. Днепр;

3. Волга.

2. Предки славян жили:

1. В землянках;

2. В избах;

3. В шалашах.

3. Главное занятие древних славян:

1. Земледелие;

2. Бортничество;

3. Рыболовство.

4. Чем вспахивали землю древние славяне?

1. Железным плугом;

2. Деревянной сохой;

3. Трактором.


5. Из чего древние славяне делали посуду?

1. Из металла;

2. Из дерева;

3. Из глины.

6. Свои дома славяне строили:

1. Из камня;

2. Из стволов деревьев;

3. Из кирпича.

7. Самое первое занятие древних славян?

1. Сапожное и гончарное дело;

2. Земледелие и скотоводство;

3. Собирательство и охота.

8. Как славянские воины могли по нескольку часов скрываться на дне реки и дышать?

1. Через полые тростинки;

2. При помощи надутых воздухом пузырей;

3. С помощью акваланга;

4. Расселение славян в лесах.

9. Когда началось расселение славянских племён вдоль реки Днепр?

1. В III в.;

2. В V в.;

3. В VI в.

10. Как называли союз родов, живших на одной земле и происходящих от одного предка?

1. Родовая община;

2. Племя;

3. Народность;

11. Предками современного русского, украинского и белорусского народов являются племена:

1. Западных славян;

2. Восточных славян;

3. Южных славян.

12. Кто совершал набеги на племена древних славян?

1. Кочевники;

2. Переселенцы;

3. «Лихие» люди.

13. Как раньше назывался вид деятельности по сбору мёда диких пчёл?

1. Пчеловодство;

2. Медуница;

3. Бортничество.

14. На новом месте славяне селились обычно:

1. На холмах;

2. По берегам рек и озёр;

3. В городах.

15.Что делали славяне, чтобы расчистить земли для посева?

1. Выжигали леса;

2. Выкорчёвывали пни;

3. Сажали деревья.

16.Осёдлый образ жизни - это:

1. Постоянное проживание на одной территории;

2. Постоянное переселение с места на место;

3. Смена места жительства раз в год;

4. Путь «из варяг в греки».

17. Столицей Византии был город:

1. Киев;

2. Рим;

3. Константинополь.

18. Как называлась религия древних славян?

1. Язычество;

2. Христианство;

3. Ислам.

19. В праздник Ивана Купалы люди поклонялись:

1. Солнцу;

2. Огню;

3. Воде.


20. Первые русские князья были из рода:

1. Рюриковичей;

2. Романовых;

3. Ивановых.

21. Какой князь создал единое государство, объединив Новгородское и Киевское княжества?

1. Князь Олег;

2. Князь Рюрик;

3. Князь Владимир.

22. В каком году Рюрик был избран Великим князем?

1. В 862 г.;

2. В 800 г.;

3. В 988 г.

23. Имя первой женщины-правительницы:

1. Ольга;

2. Людмила;

3. Любава.

24. Имя князя, который ввёл христианство на Руси:

1. Владимир Святославич;

2. Владимир Мономах;

3. Александр Ярославич.


25. В каком году было принято христианство на Руси:

1. В 980 г.;

2. В 988 г.;

3. В 1088 г.

26. Из какого государства пришло христианство на Русь?

1. Из Франции;

2. Из Византии;

3. Из Волжской Булгарии.

27. Как назывались первые письменные памятники на Руси?

1. Летопись;

2. Былины;

3. Сказания.

28. Кто был автором летописи «Повесть временных лет»?

1. Князь Владимир Мономах;

2. Мефодий;

3. Киевский монах Нестор.

29. Кто создал славянскую азбуку?

1. Князь Владимир;

2. Кирилл и Мефодий;

3. Князь Святослав.

30. Первая азбука получила название:

1. Глаголица;

2. Кириллица;

3. Букварь.

Ключ:

1-2; 2-1; 3-1; 4-2; 5-3; 6-2; 7-3; 8-1; 9-3; 10-2; 11-2; 12-1; 13-3; 14-2; 15-1; 16-1; 17-3; 18-1; 19-1; 20-1; 21-1; 22-1; 23-1; 24-1; 25-2; 26-2; 26-2; 27-1; 28-3; 29-2; 30-2.

Критерии оценивания:

За каждое верно выполненное задание ученик получает один балл. Таким образом, максимальное число баллов-30.

Если в тестовой работе выполнено:

25 - 30 заданий - это высокий уровень выполнения теста;

18 - 26 заданий - средний уровень;

менее 18 - низкий уровень.

Приложение 3


Тест по русскому языку (2 класс)

Тема: «Имена существительные»

1. Выберите верное утверждение.

а) имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

б) имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

2. Выберите верное утверждение.

а) имя существительное - это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б) имя существительное - это часть речи, которая обозначает действие предмета;

в) имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.

3. Выберите верное утверждение.

а) имена собственные пишутся с маленькой буквы;

б) имена собственные пишутся с большой буквы.

4. Выберите верное утверждение.

а) собственные имена существительные - это географические названия, клички животных, имена, отчества, фамилия людей;

б) собственные имена существительные - это названия предметов домашнего обихода, названия птиц, животных, месяцев.

5. Выберите верное утверждение.

а) имена существительные по числам не изменяются;

б) имена существительные изменяются по числам.

6. Выберите верное утверждение.

а) имена существительные бывают только мужского и женского рода;

б) имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода;

в) имена существительные бывают только среднего рода.

7. Какое из слов является именем существительным женского рода:

а) тёмный; б) шкаф; в) зеркало; г) темнота.

8. Выберите верное утверждение.

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые - на вопрос кто?

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые - на вопрос что?

9. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть имена существительные.

Холо... ск...вал землю. Зимние ветры гуляли в макушках д...рев...ев. С берё...

сыпался иней. Под н...гами хрустел сне... . Сн...гири прыгали по лапам елей.

Ключ:

1-б; 2-в; 3-б; 4-а; 5-б; 6-б; 7-г; 8-б; 9- д, о, е, ь, з, о, г, и.


Критерии оценивания: За каждое верно выполненное задание ученик получает один балл. Таким образом, максимальное число баллов-9.

Если в тестовой работе выполнено:

9 заданий - ставится отметка 5;

7 -8 заданий - ставится отметка 4;

5 - 6 заданий - отметка 3;

Менее 5 заданий - отметка 2.



© 2010-2022