КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ТЕПЛИЦЕ ЗЕЛЕНЫЙ КОНДИЦИОНЕР

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ЗЕЛЕНЫЙ КОНДИЦИОНЕР»

(комбинированное занятие)










Разработала: Лисофенко Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное мероприятие предназначено для учащихся среднего и старшего школьного возраста и проводится на базе растениеводческого отдела Станции юных натуралистов. Педагогические методы работы - рассказ, беседа, игра, практическая работа. Необходимым условием проведения мероприятия является наличие достаточного количества комнатных растений. Продолжительность мероприятия - 1 час 30 минут. Прогнозируемый результат: знать характерные особенности распространенных комнатных растений, их значение в экологии жилища; уметь ухаживать за ними и размножать их.

Цель: Познакомить учащихся с ролью комнатных растений в экологии жилища.

Задачи:

  • Образовательная: Закрепление знаний, приобретенных учащимися на занятиях в школе; расширение кругозора учащихся.

  • Развивающая: Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся, наблюдательности, интереса к изучению декоративных комнатных растений.

  • Воспитательная: Через общение с живыми объектами продолжить воспитание бережного отношения ко всему живому на планете, любви к живым существам. Показать человека, как неотъемлемую часть природы.

Оборудование: декоративные комнатные растения (хлорофитум хохлатый, пеларгония зональная, лимон, фикус эластичный, алоэ древовидное); плакат «Как посадить комнатное растение»; призы (ручки, ластики, календари, открытки); иллюстративный материал с изображением комнатных растений в интерьере (для оформления кабинета); дидактические карточки «Паспорт комнатного растения»; дополнительная литература; карандаши или фломастеры; альбомные листы;

Для практической работы: черенки хлорофитума хохлатого; горшочки; совки; фартуки; тряпочки для обтирания горшка; лейки; почва для посадки черенков; дренаж.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Экскурсия в оранжерейно-тепличный комплекс «Что растет на наших окнах?»;

  2. Работа с дидактическими карточками «Паспорт комнатного растения»;

  3. Конкурс «Реклама комнатных растений»;

  4. Практическая работа «Каждому дому - зеленый кондиционер!».




ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ


  1. Экскурсия в оранжерейно-тепличный комплекс «Что растет на наших окнах?»

Как вы думаете, зачем люди выращивают в своих домах комнатные растения? (Ответы обучающихся). Только ли для красоты нужны они нам? Ведь для красоты можно поместить дома искусственные растения, за которыми не нужно ухаживать, которым не нужен солнечный свет и полив. Какую же еще функцию выполняют растения? (Ответы обучающихся - очищают воздух). Давайте познакомимся с некоторыми растениями, которые часто встречаются на подоконниках.

Мы выяснили, что комнатные растения очищают воздух. А что же содержится в воздухе наших квартир такое, от чего его необходимо очистить? (Ответы обучающихся - пыль и вредные газы). Правильно. Очистить воздух от пыли можно с помощью специальных электробытовых приборов, а отделить от воздуха примеси вредных газов под силу только таким совершенным «биофабрикам», как живые растения.

Хлорофитум хохлатый.

Одно из самых распространенных и неприхотливых растений наших квартир - хлорофитум. Но далеко не все знают о пользе, которую он приносит. Хлорофитум - одно из немногих растений, которое поглощает угарный газ. Угарный газ образуется при горении, то есть там, где есть газовые плиты или печное отопление. Он опускается вниз и лежащий человек в первую очередь подвергается опасности отравления. Этот газ не имеет запаха и цвета, поэтому определить его присутствие в воздухе очень сложно. Пятнадцать хлорофитумов за сутки могут очистить воздух в вашем классе. Назвали его хохлатым за отростки, которые как хохолки вырастают на побегах-усах. Детки обладают большими очистительными способностями, чем взрослые растения, поэтому не следует удалять побеги с отростками. В природе существуют хлорофитумы только с зелеными листьями, а пестролистные экземпляры выведены человеком в декоративных целях.

Лимон.

В 1930 году советский ученый Б. П. Толкин открыл комплекс удивительных летучих веществ - фитонциды. В настоящее время они широко известны, благодаря свойствам подавлять рост и уничтожать болезнетворные микроорганизмы. Многие комнатные растения выделяют фитонциды, но мало какие из ни сравнятся с цитрусовыми по способности насыщать фитонцидами воздух. Давайте рассмотрим лист лимона с нижней стороны. Мы видим хорошо заметные темные точки - клетки, содержащие эфирные масла и фитонциды. Растерев пальцами кусочек листа, мы почувствуем сильный приятный аромат. Это и есть запах эфирных масел. Они же придают запах чаю, когда в него опускают ломтик лимона.

Если человек заболеет ангиной, ему советуют пить чай с лимоном и кушать лимоны, потому, что содержащийся в них витамин С способствует выздоровлению, а эфирные масла, содержащие фитонциды убивают микробов. Запах лимона придает человеку бодрость и хорошее настроение.

Пеларгония зональная.

Кто из вас слышал название растения «пеларгония»? А «герань»? (Ответы обучающихся). На самом деле, широко распространенные комнатные растения называются «пеларгонии», а их родственницы, «герани» - полевые растения, часто встречающиеся на лугах, вдоль заборов, на мусорных кучах.

Давайте рассмотрим и потрогаем листочек пеларгонии - он покрыт волосками. Каждый такой волосок содержит внутри душистое эфирное масло. Если потереть листок пальцами, волоски обламываются и масло вытекает наружу, а мы чувствуем сильный запах. В природе пары эфирного масла, испаряясь, окутывают растение, как туман, со всех сторон, предохраняя его от сильного нагревания солнечным днем и от охлаждения ночью.

Эфирное масло, получаемое из листьев пеларгонии душистой, используют для производства духов, а эфирное масло пеларгонии зональной отпугивает моль и комаров. Запах пеларгонии помогает избавиться от головной боли.

Фикус.

Вот это растение выращивали в своих домах наши бабушки и прабабушки. Называется оно фикус эластичный. В те времена, когда еще не изобрели пылесос, фикус помогал бороться с пылью в жилище: пыль оседает на его больших листьях и не поднимается больше в воздух. Для того чтобы ее собрать, необходимо протирать листья влажной тряпочкой. Родина фикуса - Индия. Если случайно обломить его лист, из раны начнет вытекать белый сок. Сок содержит каучук и его добывали для изготовления различных изделий. В Европе первыми изделиями из каучука были ластики для стирания карандашных рисунков в 1770 году. Фикус - древесное растение и при хорошем уходе может расти в горшке не один десяток лет.

Алоэ древовидное.

Алоэ древовидное - это всем известный «столетник». Так его назвали в народе, так как думали, что цветет он один раз в сто лет. Действительно, добиться его цветения в домашних условиях очень сложно. Но ценится это растение не за цветы, а за заботу о здоровье людей. В соке его листьев содержится вещество алоин, которое способствует жизнедеятельности организма и помогает бороться с болезнями. Сок алоэ с медом используют для лечения простудных заболеваний. А если вы обожгли или порезали палец - приложите кусочек листа алоэ и ранка быстро заживет.

Эти растения - только небольшой отряд в огромной армии комнатных растений, делающих воздух в наших домах чище.


  1. Работа с дидактическими карточками «Паспорт комнатного растения».

Как все сознательные члены общества, растения должны иметь свой паспорт. Давайте попробуем изготовить паспорта для тех растений, о которых мы сегодня узнали.

Учащиеся делятся на пять команд. Каждой команде предлагается, используя дополнительную литературу, заполнить «паспорт комнатного растения» для одного из изученных видов растений (см. Приложение, Паспорт комнатного растения).


  1. Конкурс «Реклама комнатных растений».

Командам предлагается придумать и записать на альбомном листе в виде плаката небольшое стихотворение о том растении, паспорт которого они заполняли. Необходимое условие - чтобы стихотворение отражало полезные свойства растения. Задача команд - прорекламировать свое растение так, чтобы все захотели вырастить его дома.

Примеры:

  • Фитонциды у лимона -

От микробов оборона.

Подыши скорей лимоном -

И окажешься здоровым.


  • Если куришь сигаретки -

Своих легких портишь клетки,

Хлорофитум заведи -

Чистым воздухом дыши.


  • Сок алоэ вас излечит,

Все раненья исцелит,

Ведь алоэ самый лучший

Из растений «Айболит»!


  • Пеларгония растет

На моем окошке,

И не лезут в комнату

Комары да мошки.


  • Без мешка для сбора сора

И без электричества

Фикус пыли соберет

Огромное количество.


  1. Практическая работа «Каждому дому - зеленый кондиционер!».

На доске или на стене размещают плакат «Как посадить комнатное растение». Учащиеся надевают фартуки, берут совки и горшочки и, параллельно объяснению педагога, наполняют горшочки почвой.

План практической работы:

1. Рассматриваем цветочный горшок.

  • Для чего нужны отверстия в дне цветочного горшка (для стока лишней влаги).

  • Почему мы берем горшок маленького размера (в соответствии с размерами растения).

2. Дренаж.

  • Для чего нужен дренаж (чтобы дренажные отверстия не забивались почвой).

  • Что можно использовать в качестве дренажа (керамзит, крупнозернистый песок, кусочки пенопласта).

3. Заполняем горшок.

  • Изучаем схему и порядок заполнения цветочного горшочка;

  • Заполняем цветочный горшочек.

4. Рассматриваем отросток хлорофитума.

  • Определяем точку роста растения;

  • Определяем направление роста корней.

  1. Высаживаем отросток.

  • Подготавливаем лунку;

  • Размещаем корни отростка в лунке;

  • Засыпаем и уплотняем почву.

  1. Окончание работы.

  • Поливаем растение;

  • Обмываем испачканные почвой листья;

  • Обтираем горшок с растением;

  • Наводим порядок на рабочем месте.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАТОРАМ

Данное мероприятие проводится с марта по октябрь, что обусловлено ограниченным временем размножения комнатных растений. Местом проведения мероприятия может быть школьная теплица или учебный кабинет; основным условием проведения является наличие изучаемых растений и достаточного количества посадочного материала.

Занятие состоит из трех этапов:

  1. Экскурсия.

  2. Работа с карточками.

  3. Практическая работа.

На первом этапе проводится тематическая экскурсия «Наши зеленые помощники». Во время которой дети знакомятся с особенностями биологии изучаемых растений, с их лечебными и фитонцидными свойствами.

Второй этап включает в себя работу с дидактическими карточками и конкурс «Реклама комнатных растений», он служит для закрепления материала. Для проведения этого этапа необходимо иметь в достаточном количестве специальную дополнительную литературу по комнатному цветоводству (см. Список литературы), или подготовить ксерокопии. Оформленные дидактические карточки используются при проведении паспортизации комнатных растений кабинета и как раздаточный материал на занятиях по биологии.

Третий этап - практическая работа «Каждому дому - зеленый кондиционер!» - научит детей правильно высаживать черенки растений на примере хлорофитума хохлатого. Посадочный материал подготавливают заранее: за 7-10 дней до посадки розетки отростков отделяют от побегов и ставят в емкости с водой для образования корней.

Высаженные растения используются для озеленения кабинета, школы или раздаются детям.

Второй и третий этапы можно поменять местами. В этом случае высаженные растения реализуют на ярмарке, одновременно проводят конкурс «Реклама комнатных растений». Полученные средства используют для приобретения почвосмесей, удобрений, инструментов, емкостей для растений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Литература для педагога:

  1. Ванькова О. С., Суслова Е. Г. Цветы в вашем доме. - М.: Знание, 1992.- 198 с., ил.

  2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. - М.: Педагогика - пресс, 1995.-195 с., ил.

  3. Воронцов В. В., Комнатные растения. Новое руководство по уходу. - М.: издательский дом «Кураре-Н», 1999.-314 с., ил.

  4. Киселев Г. Е. Цветоводство. - М.: Колос, 1964.- 265 с., ил.

  5. Козупеева Т.А. Цветы в интерьере и зимние сады на Крайнем Севере. - М.: Наука, 1985 208 с., ил.

  6. Помазкова Е. Н. Озеленение северных городов. - Л.: Стройиздат, 1978.-198 с.

  7. Родина В. Цветоводство в школе. - М.: Просвещение, 1978.- 274 с.

  8. Сааков С. Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. - М.: Наука, 1985.- 621 с., ил.

  9. Семенова А. Н. Комнатные растения: друзья и враги. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2003. - 160 с.

  10. Серпухова В.И., Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения. - М.: Прейскурантиздат, 1991.- 237 с., ил.

  11. Тавлинова Г. К. Цветы в комнате и на балконе. - Л.: Агропромиздат, 1990.- 218 с., ил.

  12. Чуб В., Лезина К. Все о комнатных растениях. - М.: Эксмо, 2002.- 429 с., ил.

  13. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. - М.: Кладезь, 1995.- 255 с., ил.

  14. Энциклопедия Жизнь растений. - т.т. 2-5, М.: Посвящение, 1978.- 469 с., ил.

  15. Энциклопедия комнатного цветоводства. - М.: Колос. 1993.- 318 с., ил.

Литература для учащихся:

  1. Артамонов В. И. Занимательная физиология растений.- М.: Агропромиздат, 1991.-286с.

  2. Ванькова О. С., Суслова Е. Г. Цветы в вашем доме. - М.: Знание, 1992.- 198 с., ил.

  3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. - М.: Педагогика - пресс, 1995.- 195 с., ил.

  4. Гортинский П. Б. , Яковлев Г. П. Целебные растения в комнате. - М.: Высшая школа, 1993. - 240 с., ил.


© 2010-2022