• Преподавателю
  • Другое
  • Использование инновационных технологий на уроках адыгейского языка и литературы

Использование инновационных технологий на уроках адыгейского языка и литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Хакуринохабльская средняя общеобразовательная школа №1

имени Д. Ашхамафа»





Использование инновационных методов и технологий на уроках адыгейского языка и литературы.






Учитель адыгейского языка

и литературы

Аутлева А. М.

В Последние годы многое изменилось в образовании. Каждый учитель задумывается над вопросом: «Как сделать урок интересным, ярким и как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».

Сегодня основная цель образования - это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Потому инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку нравится урок и одновременно приносит пользу.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха на уроке. Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество), усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков, использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении адыгейского языка и литературы можно применять следующие приемы: опорный конспект, исследование текста, групповая дискуссия, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, медиапроекты, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания и др.

Мне бы хотелось остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Выбор информации сложный процесс, для этого необходим уметь находить информацию, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Обычно учащиеся услышав новую информацию теряются, но они должны уметь рассматривать новое, критически, оценивать новые идеи с разных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Метод критического мышления включает три этапа: вызов, осмысление, рефлексия. Первый этап - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Он позволяет выделить актуальность и обобщить знания полученные по даннй теме или проблеме; вызвать к данной темеинтерес, мотивировать школьника к учебной деятельности; создать вопросы, на которые захотелось бы получить им ответы; сделать так чтобы у ученика появилось желание работать на уроке и дома. Второй этап - осмысление. Здесь перед нами другие задачи. Этот этап позволяет ученику получить новую информацию, понять смысл, сравнить с имеющимися знаниями, найти ответы на вопросы, которые были поставленны в первой части. Третий этап- рефлексия. Здесь главным является осмысление, обобщение полученной информации; формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу. На этом этапе рефлексии главное уметь творчески переработать материал. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

К современной общеобразовательной школе предъявлены требования, среди которых - использование инновационных технологий, определяющее современное качество образования. Этого невозможно добиться без использования информационно-компьютерных технологий. Именно персональный компьютер и является в наше время незаменимым помощником в организации учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.).

Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках адыгейского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников, обеспечивают надежность и объективность оценки знаний, повышают эффективность обучения, качество образования (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации, разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), включают школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности ученика.

ИКТ можно применять на уроках адыгейского языка и литературы с целью закрепления орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы (с помощью мультимедийного проектора или персональных компьютеров в компьютерном классе); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках-лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках-зачетах (разные виды тестовых форм контроля).

Организуя урок с использованием ИКТ я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу учащихся, даю последующие задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми. При этом я выбираю метод поисковой -исследовательской деятельности, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать их творческую деятельность. Этод метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если работа в этом направлении ведется учителем целенаправленно, то к 10-11 классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работу самостоятельно.

Для этого метода важно:

-определить цель исследовательской, практической или творческой деятельности;

-обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

-выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

-сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

-опираясь на эти задачи, составить четкий план метода (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

-осуществить практическое выполнение плана метода;

-подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

Используя ИКТ на своих уроках, учитель решает не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программах по адыгейскому языку и литературе. Все это способствует формированию разносторонне развитой личности.

Мною была разработана программа п приобщению школьников к культурным традициям адыгского народа через произведения адыгских поэтов и писателей.

Целью этой программы является:

- создание условий для всестороннего развития личности учащегося с целью его социализации через приобщение к культурным традициям адыгского народа посредством произведения адыгских поэтов и писателей.

Перед собой поставила следующие задачи:

  1. Воспитании любви к своей малой и большой Родине;

  2. Приобщению к законам, обычаям и культурным традициям народа;

  3. Развитие у них творческих, поисковых и исследовательских способностей, нравственных качеств.

Для выполнения этих задач программы в 8-м классе вся работа делится на 3 этапа.

На первом этапе: делимся на подгруппы, идет выбор направления работы. Этот этап занимает больше времени, чем запланировано.

Учащимся трудно выбирать, что больше всего привлекает их в творчестве поэта.

Оказываю помощь в выборе направления.

Определяем направления:

  1. К. Жанэ - детям.

  2. Песенное творчество К. Жанэ.

  3. Отголосок военных лет в творчестве К. Жанэ

Мы можем ещё дополнить список. На мой взгляд, эти темы могут выполнить поставленные перед нами задачи.

На втором этапе - мы ведем активную работу с библиотечным материалом, ищем информации в сети интернет, пользуемся аудио-видио записями, знакомство с газетными материалами, с работами критиков и ученых, музыкальными произведениями.

Третий этап - основной этапом работы учащихся. Здесь очень важно сосредоточенность и внимательность учащихся. Потому, что ребята учатся систематизировать собранный материал. При этом особое внимание уделяю тому, чтоб не было повторов у детей, чтобы они не пропускали важные, более значимые моменты в творчестве поэта. Многие учащиеся неплохо владеют информационными технологиями, поэтому к концу они могут прндставить материалы в виде презентации.

Итогом работы является заключительный этап - вечер творчества писателя

К. Жанэ «Я дарю свои песни людям». Или можно организовать урок - презентация посвященное его творчеству.

Также в своей работе уделяю внимание песенному творчеству других адыгских поэтов и писателей.

На этом этапе - мы анализируем песни, даем характеристику песням. Вывод делаем, что его песни - песни любви, красоты и добра.

Отголоски военных лет в творчестве К. Жанэ. Они находят песни военных лет, внимание детей я направляю на творческий путь поэта связанный именем погибшего друга Хусена Андрухаева. Первые стихи посвящены ему. Одно из них положено в музыку.

Вывод детей: благодаря им мы живем мирно, мы в неоплатном долгу перед ними, потому что они учат нас любить Родину, быть сильными и смелыми как они.

К концу урока совместно с учащимися мы можем сделать вывод по творчеству К. Жанэ. Творчество К. Жанэ - это стремительное движение, развитие связанное с его судьбой, с общественно - идеологической и литературной жизнью нашей Адыгеи. К. Жанэ не имеет двух биографий. Биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия слились у него в одно целое.

Факты жизни Киримизе Жанэ становились фактами творчества. В свою очередь поэзия определила его судьбу. Это и дает нам возможность быть уверенным, что наши школьники, которым повезло соприкоснутся с его творчеством не останутся равнодушными ни к творчеству К. Жанэ, ни к адыгской, русской и другой литературе.

Из всего узнанного можно сделать вывод: Киримизе - это песня и поэзия земли Адыгов. В своей работе широко использовала новые технологии ИКТ, видио-аудио записи, печатные статьи, литературу о жизни и творчестве писателя.

При обучении адыгейскому языку и литературе я использую ИКТ почти на всех уроках повторения иллюстративные материалы: таблицы, схемы, орфографии, пунктуации. На уроках - лекциях пользуюсь сведениями о языке, словарными статьями. На контрольных уроках и зачетах - тестами. Всеми этими методами я пользуюсь с 5 класса. Это способствует более углубленному, осознанному освоению материалов.

Обучающая цель моих уроков:

  1. Обобщить изученное;

  2. Углубить знания учащихся;

  3. Совершенствовать умение различать правила языка.

  4. Научить правильно ставить знаки препинания;

  5. Закрепить умение составлять схемы синтаксических конструкций; и т. д..

Развивающие цели: научить школьников правильно работать с книгой, со справочной литературой, с компьютером, с интерактивной доской. Совершенствовать их умение говорить правильно и красиво, излагать свои мысли.

Воспитывающие цели: воспитывать патриотами любящими свой родной край; воспитывать в них любовь и уважение, гордость к адыгейскому языку.

Урок адыгейского языка в 8 классе на тему «Обобщение об однородных членах предложений».

Тип урока: урок повторение пройденного материала по однородным членам предложения.

Форма урока: урок с использованием ИКТ и интерактивной доски.

Обучающие цели:

  1. обобщить изученное об однородных членах предложений;

  2. углубить знания об однородных членах предложений;

  3. укрепить навыки расстановки знаков препинания;

  4. укрепить навык умение составлять синтаксических схем.

Развивающие цели: научить школьников правильно работать с книгой, со справочной литературой, с компьютером, с интерактивной доской, совершенствовать их умение правильно и красив излагать свойи мысли.

Воспитывающие цели: воспитывать их любить свою Родину

Их уважительное отношение к адыгейскому языку, к его богатству.

Оформление урока: на интерактивной доске записаны схемы предложений (нужно их составить); запись предложений с пропущенными буквами; карточки с индивидуальными заданиями учащихся, словари, справочная литература. Урок ведется на русском и адыгейском языке.

Ход урока:

Слово учителя - Я учащимся сообщаю цель и задачи урока. Каждый раз после изучения новой темы у нас идет урок обобщения. На этом уроке мы повторяем пройденные материалы и закрепляем.

  1. Синтаксическая разминка.

Запишем предложение из произведений Яхутля Сэфэра и найдем в нем однородные предложения (и подчеркнем одной чертой).

( Бгы тIуакIэм, бгы щагум гуфаблэу зэфэдэу мы чIыгум мо пчыкIэм, мо щыблэм ягъаблэу зыкъытырадзэ. (Я. С.).

КIэй лъэгу псыхъожъыем зепхъуатэ, зеIэты, къыхэхъо, хъупхъае зишIыгъэу псы шхуашхохэр зэлъеугъои.).

Ученик читает предложение, остальные тоже подключаются и рассказывают об однородных членах предложений.

  1. Фронтальный опрос.

(повторение теоретического материала )

  1. Однородные члены предложения (член зэлъэпкъэгъухэр). Отвечают на один и тот же вопрос (а зы уччIэм иджэуапых);

а) в предложении являются одним и тем же членом (гущыIэухыгъэм изэфэдэ членхэу щытых);

б) связаны с одним и тем же словом в предложении (гущыIэухыгъэм изы член ахэр фэгъэхьыгъэх);

в) образуют сочинительные словосочетания (член зэлъэпкъэгъухэм сочинительнэ словосочетание агъэпсы);

г) соединяются интонацией и сомнительными союзами(член зэлъэпкъэгъухэр къэIуакIэкIэ и сочинительнэ (зэзыпхырэ) зэпхыхэмкIэ зэпхыгъэ мэхъу.

2. Когда между однородными членами ставится запятая?

а) когда идет перечисление однородных членов предложения (къэзыпчъырэ къэIуакIэкIэ зэпхыгъэ хъумэ).

СимыгъакIоу, хъэпырхъыкIэу къом сапашъхьэ зыритIагъ. (М. И.).

б) соединительнэ (зэзыпхырэ зэпххэр): ыкIи, ыкIи…, ыкIи.

Джы псыхъо нэкъикIэу зэкIэчъагъэр къабзэу, самбырэу ыкIи IорышIэу алъэгъу.

в) противительные союзы (зэпыщыт зышIэрэ зэпххэр: ау, шъхьакIэ (шъхьае), нахь.

Къэзгъэзэжьыщт сэ шIэхэу, ау уадэжь сыкъэкIощтэп.

Тыгъэпсы шъхьакIэ, чъыIэ.

Тхылъыр къыригъэлъэгъугъ нахь, къыритыгъэп.

г) разъединительные союзы (зыгощрэ зэпххэр) е, хьауми, (хьауми, хьаури)

Е улIын, е улIэн.

Тыгъэр зэ пщэмэ акъуахьэщтыгъэ, зэ гъэхъунэр чэфэу къыгъэнэфыщтыгъэ.

д) между однородными членами не ставится запятая если ни соединены одиночными созами (зэпхэу е член зэлъэпкъэгъум азфагу итэу е гущыIэ пэпчъ ыпэкIэ щыт хъумэ зэпх хагъэуцорэп.

КIалэхэр гъэмафэм еджэх е мэджэгух.

  1. Обобщающие слова при однородных членах: Зэфэхьсыжь гущыIэхэр член зэлъэпкъэгъумэ зэрягъусэхэр.

а) обозначает какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами; зэфэхьыс гущыIэхэр член зэлъэпкъэгъумэ ягъусэх, апэкIэ е аужыкIэ щэтых.

ЗэкIэ фыжьы хъугъэх: гъогури, бгышъхьэри, Iошъхьэ закъоу къэлъагъори.

Хъотэ кIэйри, IошъхьитIури, гъогу лъэгъо цIыкIухэри - мыхэр зэкIэ ащ дэгъоу ешIэх.

б) отвечают на один и тот же вопросы, что и однородные члены - являются теми же членами предложения (член зэлъэпкъэгъухэр гущыIэухыгъэм членэу къызэрэхафэрэм фэдэу, зэфэхьыс гущыIэхэри къыхафэх (апэрэ гущыIэухыгъэм зэкIэ - подлежащ, ятIонэрэ гущыIэухыгъэм дополнение).

Тамыгъэу член зэлъэпкъэгъумэ ахагъэуцорэр (однордные члены предложения).

Даны схемы однородных предложений:

  1. (3,3,3),

  2. (ыкIи 3, ыкIи3),

  1. СишIугъоу, сичэфэу, сыгушхоу, сыгушIоу миллионмэ ащыдызесхьэщтыгъэ сэ сыгуи (Маяковский).

  2. ЫкIи тылэжьэн, ыкIи теджэн, ыкIи дэгъоу зыдгъэпсэфын.

Пчыхьашъхьэ е седжэщт, е сипшъэшъэгъу дэжь сыкIощт.

  1. (3 ыкIи 3). (3 е 3).

  2. (3,ау 3).

  3. (3 шъхьаем, 3).

  4. (зэ 3, зэ 3).

  5. (3-и 3-и).

  6. 3(хьаумэ 3).

Схемэмэ атефэрэ гущыIэухыгъэхэр къыхагъэщы, правилэр къаIо.

  1. Бжыхьэ нэшхъэйхэр къэкIуагъэх ыкIи ощх чIыIэ гущтэгъуаджи

къыздихьыгъ. Илъэс тIокIым е пшIыкIубгъум а лъэхъаным сэ ситыгъ.

  1. Тэтэжъ дэгъоу еджэ, ау тхэныр шIокъин.

  2. Пчыхьэ зэхахьэ ашIыщт шъхьаем, гъэшIэгъонэу зэрагъэпсыщтыр

къагъотрэп. Ащ зэрэпшIыщтыр къысфиIотагъэ нахь, къысигъэлъэгугъэп. (К. П.).

  1. Зэ гурымэу, зэ хьабаоу, хэщэтыкIэу Къарбэч макIо. (М. И.).

  2. Ащ гушIуагъуи къарыуи народмэ ареты, шъхьафитныгъи зэкъошныгъи

ябыракъ къеIэты.

  1. Непэ зыбгъэпсэфыщта хьаумэ пшIэщта?

  1. П/г Проверка домашнего задания и фронтальный опрос. (УнэмкIэ гъэцэкIэныр сэуплъэкIу, ищыкIэгъэ правилэхэр кIалэмэ къаIо.

Выписываем предложения из художественных произведений.

  1. ЦIыф укIытапхэм гущыIэр къырагъэжьэным ыпэкIэ зэрашIыщтыр

амышIэу е ашъхьэ дэIэбэежьых, е анэгу. (К. П.).


  1. Бирамрэ Сэфэррэ зы чIыпIэ щысхэу е щытхэу, зэщымыхьанхэу,

зэшIомынэнхэу амал иIагъэп (К. П.).

  1. Уни, гъолъыпIи, цIыфэу Iоф щызышIи - зэкIэ цIыфым ыгу

ыгъэрэхьатыным тегъэпсыхьагъ. (КI. Т.).

  1. Ары, зекIогъуае: къырекIыхы, жьыбгъэшху, цIэплъагъо, нэм къыкIэIабэри

плъэгъущтэп…(КI. Т.).

  1. Разбираем предложения, вставляем орфограммы, знаки препинания, пользуемся схемами на интерактивной доске.

ГущыIэхэр зыфэдэхэр зэхэтэфых, тамыгъэхэр, орфограммэхэр ахэтэгъэуцожьых.

  1. Бжь…хэр, къэцгъуанэхэр, хьампIыра…охэр къэгъагъ… хъ…гъэ хашъ…м

щэбыб…тэщтыгъэх.

  1. КIэлэцIыкIу ясл…мэ, кIэлэцIыкIу садмэ, шхапIэмэ, гыкI… пI…мэ - мыхэмэ бзылъфыгъэмэ яунэгъо Iоф…энхэр нахь псын…эу къагъ…псынкIэ.

  1. Компьютерыр тэгъэфедэ.

ГущыIалъэри тэгъэфедэзэ гущыIэмэ ялексическэ мэхьанэ къэтэгъоты. Еджагъ. Къыфидзыгъ. КIэгъожьыгъ. Тыгъэ. Лексическэ мэхьанэр - планетэ.

Фразеологизмэхэр къатхы, зэхьылIагъэр къызэхафы. Интерактивнэ доскэм тет фразеологизмэхэр хэтхэу гущыIэухыгъэхэр къызэхагъэуцох, ыпэ рапшIэу зэхафых ямэхьанэхэр:

  1. Имыжъо къуае хъужьыгъэ.

  2. Ынэ ит, ыпсэ пыт.

  3. Еджагъ ау епщэжьыгъэп.

  4. ЛIыгъэ зиIэм Iашэр щэщынэ.

  1. Самостоятельная работа.

Сами находят в тексте предложения с однородными членами или сами составляют предложения и читают их.

  1. Работа с текстом. Текстым Iоф дашIэ.

Адыгэхэр хьакIэм зэрэпэгъокIхэрэр.

Адыгэхэм хьакIэр якIас, ащ насыпрэ тхъагъорэ къыздахьэу алъытэ: хьакIэм инасып Iахьи къыдэкIо еIо гущыIэжъым.

Унэгъо фэшIыгъи тхьамыкIи хьакIэм чэфэу къыпэгъокIыщтыгъэх. ЦIыфэу чылэм къыдэхьагъэр апэу зылъэгъурэм «къеблагъ» къыриIоу хэбзагъэ.

ХьакIэр - жъыми, кIалэми, тхьамыкIэми, баими, иджэгъогъуми, иныбджэгъуми - бысымым ылъытэу, ыгъашIоу ыхьакIэщтыгъэ.

КъызэраIорэмкIэ, нахьыпэм унэгъо зырызхэм хьакIэщитIу яIэщтыгъ: хьакIэщ къызэрыкIомрэ, хьакIэщ жантIэмрэ. (Адыгэ хабзэ).

ХьакIэщ, хьакIэ, джэгогъу, жантIэ - ялексическэ мэхьанэ гущыIалъэм къыхагъуатэ. Текстыр зыфэдэр (художественнэ публицистическэ, къэзIуатэрэ).

ЖантIэр. Джэныкъом иапшъэрэ лъэныкъор ары.

ГущыIэухыгъитIу зэхафы синтаксическэу, гущыIэ зытIуищ по составу (зэрэзэхэтымкIэ, гущыIэухыгъэр зыфэдэр къаIо). Интнрактивнэ доскэм тет текстыр, ученикхэр къекIуалIэзэ къызэхафы.

IХ. Урокым икIэух - тестирование учащихся.

(индивидуально-дифференцированный подход) кIэлэеджакIомэ яшIэныгъэ елъытыгъэу.

Тест I.

  1. Мытэрэз джэуапыр къыхэгъэщ член зэлъэпкъэгъухэр

а) зы упчIэ афагъэуцу;

б) зы гущыIэм епхыгъэх;

в) гущыIэзэгъусэхэр агъэпсых;

г) къэIуакIэкIэ ыкIи зэзыпхырэ зэпхыгъэх;

2. Зэфэхьыс гущыIэ зыхэт гущыIэухыгъэр къыхэгъэщ.

а) ЧIыгур, чIым чIэлъхэр, псыхэр, псым хэсхэр - мыхэр лъэпкъым егъэфедэх.

б) Тигубгъомэ коцыр, натрыфыр ащэбагъох.

в) Ар бэрэ гущыIэрэп, ау Iушэу мэгущыIэ.

3. ИщыкIэгъэ тамыгъэхэр хагъэуцох.

а)Къытео мэгъуахъо къытео мэгъуахъо инысэ чъыегъу римыгъаф: тэдж тэдж чъыепхэжъ, тэдж тэдж шъхьаукъал!

б) Пчыхьашъхьэ унэм сисыщт е къалэм сыкIощт.

в) Шъыпкъэ пкIэшъадзэр къегъэутысэ ау ащ чъыгыпкъыр фэмыуф.

Текст II.

Мытэрэз джэуапыр къыхагъэщы. Зэфэхьыс гущыIэхэр член зэлъэпкъэгъумэ зэрягъусэ шIыкIэр:

а) а зы упчIэр зэфэхьыс гущыIэми член зэлъэпкъэгъуми яджэуап;

б) гущыIэухыгъэм ичлен мэхъу;

в) гущыIэухыгъэу тамыгъэмэ хэукъоныгъэ зыщыряIэр къыхэгъэщ.

- Зэп тихэгъэгу къызэрэскIухьагъэр: Украинэр, Белоруссиер, Кавказ _ Къырым.

- Экскваторхэр _ бульдозерхэр - мы пстэухэри тицIыфхэм афэлажьэх.

4. Зи къыIэкIэмыхьагъэу хьэкIэ-къокIиплI мышъэр _ къор _ тыгъужъыр _ баджэр _ щызэIукIагъэх мэзыжъым ыкъуапэ.

Х. Урокым изэфэхьысыжь (подведение итогов).

Оценкэхэр афэсэгъэуцужьых, яIофшIагъэ сыкъытегущыIэ.

ХI. УнэмкIэ гъэцэкIэн.

Зыфэе темэр къыхахышъ, рассказ къатхы член зэлъэпкъэгъухэр щагъэфедэзэ.



© 2010-2022