РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Материаловедение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г. №701.Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

__________ О.А. Гулина

________________ 20____ г.




рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03 Материаловедение

Общепрофессионального цикла

основной профессиональной образовательной программы

по профессии 23.01.03 Автомеханик






















2014 г.

Очер.



ОДОБРЕНО

Методической комиссией

специальных дисциплин технического профиля

Председатель

_________ С.А. Константинов

____ ____________20___


Составитель: Воробьев Александр Николаевич, преподаватель ГБПОУ «Строгановский колледж»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г. №701.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии 23.01.03 Автомеханик в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

04

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

05

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

09

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области транспорта

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выбирать материалы для профессиональной деятельности;

  • определять основные свойства материалов по маркам

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

  • физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

Вариативная часть не предусмотрена.

Выпускник, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».

ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.

ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы металловедения


Тема 1.1. Введение

Содержание учебного материала

2

1. Роль материалов в современной технике.

Выбор материалов при подготовке производства

Экономическая эффективность материалов

Производство материалов и экология


1

1

1

1

Тема 1.2. Металлы

1. Основные свойства и классификация металлов. Коррозия металлов

2

2

Тема 1.3. Сплавы

1. Общие сведения о сплавах. Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

2

2

Тема 1.4.Свойства металлов и сплавов.

Содержание учебного материала



1. Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.

Физические и химические свойства. Механические свойства. Технологические и эксплуатационные свойства.

Основные материалы для автомобильной техники.

2



2


2

2

2. Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др.

Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.

2



2



2

3. Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании.

Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.

2


2


2

Практические работы №:1

1. Структура материалов.

2. Фазовое состояние веществ.

Практические работы №:2

3. Основные свойства металлов.

4. Температурные характеристики.

Практические работы №:3

5. Электромагнитные свойства.

Практические работы №:4

6. Область применения материалов.

Практические работы №:5

7. Стоимость и эксплуатационные свойства изделий.

8. Производство материалов и экология.

Практические работы №:6

9. Понятие о металлах и сплавах.

Практические работы №:7

10. Строение реальных металлов.

11. Строение слитка.

Практические работы №:8

12. Методы изучения структуры металла.

Практические работы №:9

13. Механические свойства и методы их определения.

14. Физические свойства.

Практические работы №:10

15. Технологические свойства металлов и сплавов.

16. Термическая обработка

Практические работы №:11

17. Классификация сталей.

Практические работы №:12

18. Термическая обработка чугунов.

19. Углеродистые чугуны.

Практические работы №:13

20. Легированные стали.

Практические работы №:14

21. Требование к свойствам сталей.

22. Сверхтвердые стали.

Практические работы №:15

23. Цветные металлы и сплавы.

Практические работы №:16

24. Абразивные материалы.

Практические работы №:17

25. Стали устойчивые против коррозии.

26. Медные сплавы.

Практические работы №:18

27. Алюминий и его сплавы.


1

1


1

1


2


2


1

1


2


1

1


2


1

1


1

1


2


1

1


2


1

1


2


2


1

1


2

Самостоятельная работа для обучающихся

Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобильной технике.

Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

14

Раздел 2. Конструкционные материалы


Тема 2.1. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала


1. Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств.

2


2


1

1

2

2. Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.

2

3. Строение и назначение композиционных материалов.

2

4. Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.

2

Самостоятельная работа для обучающихся.

Полимеры, абразивные вещества, оргстекло

4


Раздел 3. Горючесмазочные материалы и эксплуатационные жидкости


Содержание

1

1


1

1

1

1


1. Бензины. Марки бензинов и их применение.

2

2. Дизельное топливо

2

3. Топливо для автомобилей с газобаллонными установками

2

4. Моторные и трансмиссионные масла

2

5. Пластичные смазки

2

6. Эксплуатационные жидкости

2

7. Организация рационального использования ГСМ

2

Самостоятельная работа для обучающихся:

Характеристика бензинов, основные марки.

Требования предъявляемые к сжатым топливным газам.

Способы определения качества и марки масел.

Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.

Характеристика охлаждающих жидкостей.

Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.

Подготовка рефератов

4








Всего:

72

Итоговая аттестация

дифференцированный зачет


Обязательная аудиторная учебная нагрузка


48

в том числе:



практические занятия


36

Самостоятельная работа обучающегося


24

в форме


Итого

72


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

  • объемные модели металлической кристаллической решетки;

  • образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

  • образцы неметаллических материалов.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • компьютер, принтер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплекты учебно-методической документации;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;

  • методические пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Вишневецкий Ю.Т., Материаловедение для технических колледжей: Учебник Издательство: Дашков, 2010 г., 332 с.

  2. Материаловедение (металлообработка): Адаскин А.М., Зуев В.М., Учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования. - 4-е изд., стер. Издательство: Академия- 240 с.

  3. Материаловедение для автомехаников, Чумаченко Ю.Т.,Чумаченко Г.В.,Герасименко А.И., Изд-во: Феникс, 2012 г., 480 с.

  4. Материаловедение: Учебник / Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Издательство: Инфра-М , 2010 г., 150 с.

  5. Материаловедение: Учебник для студ учреждений сред. проф. образования Черепахин А.А., издательство Академия, 2011 г., 256 с.

  6. Стуканов В. А., Материаловедение, Изд-во: Форум, Инфра-М, 2012 г., 368 с.

Дополнительные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2009. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие Богодухов С.И.,Синюхин А.В.,Гребенюк В.Ф., Издательство: Машиностроение, 2010 г., 256 с.

  3. Материаловедение: Учеб. пособие. Давыдова И.С., Максина Е.Л. Издательство: РИОР, 2011 г., 240 с.

  4. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Издательство: Академия, 2010 г., 256 с.

  5. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2012. - 336 с.

Интернет-ресурсы:

  1. materialu-adam.blogspot.com/

  2. twirpx.com/files/machinery/material/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Выбирать материалы для профессиональной деятельности.

практические работы, домашние работы

Определять основные свойства материалов по маркам.

практические работы, рефераты.

Знания:

основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

практические работы, практические занятия, контрольная работа.

физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

практические работы, доклады.


© 2010-2022