• Преподавателю
  • Другое
  • Статья. Повышение квалификации учителя-предметника через освоение информационных компетентностей. Использование MS PowerPoint в качестве альтернативы интерактивной доске

Статья. Повышение квалификации учителя-предметника через освоение информационных компетентностей. Использование MS PowerPoint в качестве альтернативы интерактивной доске

В статье рассматривается возможность повышения квалификации учителя-предметника через освоение информационных компетентностей. Рассматриваются способы создания интерактивных плакатов средствами программы MS PowerPoint c использованием триггеров с переключателями, а также макросов для использования в PowerPoint возможностей интерактивной доски. Предлагаемые технологии значительно расширяют возможности использования MS PowerPoint практически во всех предметных областях.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение квалификации учителя-предметника через освоение информационных компетентностей. Использование MS PowerPoint в качестве альтернативы интерактивной доске

Повышение качества образования находится в прямой зависимости от квалификации кадров. В современных условиях реформирования образования меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Информационная компетентность педагога рассматривается как часть профессиональной компетентности педагога, является необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков во взаимодействии с информационной средой. Одним из способов повышения квалификации педагогов является эффективное использование информационных технологий на уроках. Мы рассмотрим вариант использования хорошо известной программы MS PowerPoint в качестве альтернативы интерактивной доске для создания интерактивных плакатов.

Интерактивный электронный плакат - современное многофункциональное средство обучения, предоставляющее широкие возможности для организации учебного процесса, обеспечивает многоуровневую работу с определённым объёмом информации и может быть только многоуровневым и многофункциональным, обеспечивающим, к примеру, как изучение нового материала, так и закрепление, обратную связь и контроль за качеством усвоения полученной информации.

«Интерактивность» означает взаимодействие. Мы будем использовать:

  • Анимацию

  • Работу с триггерами

  • Создание презентаций с встроенными макросами.

Для разработки интерактивных плакатов может быть использовано разнообразное программное обеспечение, например: глоги - интерактивные плакаты, созданные с помощью сервиса Glogster, но мы остановимся на способе создания и использования интерактивных плакатов для «простых смертных», средствами программы MS PowerPoint.

Виды интерактивных плакатов по технологии исполнения

  • Многоуровневый интерактивный плакат, созданный на одном слайде с использованием триггеров.

  • Многоуровневый интерактивный плакат, созданный на нескольких слайдах с использованием триггеров и гиперссылок.

  • Многоуровневый интерактивный плакат, созданный на одном или нескольких слайдах с использованием триггеров, гиперссылок и внедренных в слайд презентаций.

  • Многоуровневый интерактивный плакат, созданный на одном или нескольких слайдах с использованием триггеров, гиперссылок и внедренных в слайд объектов.

  • Многоуровневый интерактивный плакат, созданный на одном или нескольких слайдах с использованием макросов.

В одном интерактивном плакате могут быть использованы различные технологии исполнения.

Триггер - это функция в PowerPoint, которая позволяет сделать презентацию интерактивной, управляемой слушателем, а не лектором, это средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку. С помощью триггера можно вложить в презентацию элемент обратной связи.

Если у вас нет возможности работать с интерактивной доской, но есть ПК и проектор, то презентация с триггерами успешно заменит ИД.

Использование переключателей

Существуют два подхода к демонстрации анимационных эффектов в презентациях:

  • Последовательное, или линейное, выполнение эффектов от первого к последнему в строгом порядке. В этом случае назначенный порядок следования эффектов задается при редактировании и не может быть изменен в процессе демонстрации презентации до окончания всей последовательности добавленных эффектов для объектов на текущем слайде.

  • Произвольный, или нелинейный, порядок выполнения эффектов с помощью переключателей.

Переключатель - это своеобразная кнопка, при щелчке на которую, происходит запуск одного или группы эффектов. В качестве переключателя могут выступать разные объекты: фигура, надпись, рисунок, символ и др. Благодаря произвольному порядку запуска эффектов возможно многократное повторение отдельных групп эффектов, принадлежащих каждому отдельному переключателю, оставаясь на текущем слайде или при возврате на этот слайд. В этом существенное отличие и преимущество использования переключателей. Для создания триггеров с переключателями используется пункт настройки анимации «Время», с выбором кнопки "Переключатели", с указанием в соответствующем окне имени будущего триггера. Все переключатели работают по щелчку, поэтому полезно во вкладке "Анимация" убрать галочку "Смена слайдов по щелчку".

Ниже приведены некоторые примеры создания многоуровневых интерактивных плакатов на одном слайде, с использованием триггеров с переключателями, создание триггеров, щелчком по которым запускается анимация другого объекта. Использование триггеров с переключателями позволяет запускать анимацию заданного объекта необходимое количество раз при выполнении или повторении заданий.

Пример «Интерактивные схемы». Создание интерактивных схем с использованием прозрачных масок для объектов-переключателей. Идея использовать «прозрачные маски», которыми накрываются выбранные объекты, позволяет довольно приблизительно, без особенно тщательной обработки, создать инструментом Полилиния замкнутый объект, который будет в дальнейшем выполнять роль триггера.

Пример «Шторка» Создание интерактивной шторки с помощью триггеров с переключателями. Прием «Шторка» заключается в том, что закрывается фрагмент экрана (слайда) и в нужный момент появляется скрытая за «шторкой» информация. С помощью «шторки» удобно создавать динамичные тесты, располагая вопросы теста на одном слайде. Шторка в ИД работает на основе технологии «DragAndDrop» («тащи и бросай»). В PowerPoint создание интерактивной шторки осуществляется с помощью триггеров с переключателями. Использование триггеров позволяет «щёлкать» по «шторкам» в любом порядке.

Пример «Голосование» Для того чтобы узнать эмоциональное состояние детей, можно воспользоваться приемом «Голосование». В этих целях создается три смайлика, как символы хорошего, плохого и безразличного настроение. Они и будут триггерами. Создаем три поднимающихся столбика разных цветов. Каждый столбик состоит из фрагментов. Один фрагмент соответствует одному голосу. Используя триггеры с переключателями можно подготовить соревнования между командами учеников. Необходимо настроить систему заданий и вариантов правильных и неправильных ответов.

Использование макросов в презентации

Использование макросов в презентации позволяет в режиме просмотра слайдов перемещать выбранные объекты, например, используя технологию DragAndDrop, т.е., позволяющие производить с помощью мыши действия аналогичные действиям на ИД. В списке используемой литературы приведены адреса сайтов с рекомендациями по скачиванию и установке макросов в презентацию. Автором разработаны практические работы использования макросов DragAndDrop («тащи и бросай»), MoveHim и MoveT (используются совместно, для первой группы объектов указывается исходное состояние объектов, а вторая группа определяет конечное положение перемещаемых объектов), для чего следует скачать макросы, выполнить необходимые настройки, создать требуемые графические объекты и присвоить действие «запуск макроса». Процесс возможно повторять столько раз сколько необходимо для закрепления материала или достижения иной цели.

В качестве одного из выводов, основанного на опыте использования PowerPoint автором и коллегами на уроках, можно утверждать работоспособность и достаточную эффективность предлагаемой технологии, значительно расширяющую возможности использование MS PowerPoint практически во всех предметных областях и как следствие повышение квалификации учителя, его информационной компетентности в освоении информационных технологий.

Список используемой литературы

  • kmkkliot.blogspot.ru/, сайт «Лаборатория инновационных образовательных технологий Кронштадтский морской кадетский корпус», содержит макросы для скачивания.

  • seninvg07.narod.ru/003_trigger_plakat.htm, сайт, содержащий пример создания интерактивного плаката с использованием триггеров по математике, технология триггеров.

  • nachalka.com/test_shablon, шаблоны тестов в PowerPoint.

  • didaktor.ru/ispolzovanie-shablona-s-makrosom-drag-and-drop/, использование шаблона макросов.

4


© 2010-2022