• Преподавателю
  • Другое
  • Глава 1. Орнамент как одно из средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства

Глава 1. Орнамент как одно из средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глава 1. Орнамент как одно из средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства.

Глава 1. Орнамент как одно из средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства.

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.

Само слово "орнамент" произошло от латинского ornamentum - украшение (от orno - украшаю). Энциклопедические словари дают следующие определения понятию орнамента:

1) Орнамент - художественное украшение, узор, характеризующийся ритмичным расположением элементов и связанный с украшаемым предметом формально-выразительными и архитектоническими связями;

2) Орнамент - узор, построенный на ритмичном повторении геометрических элементов, стилизованных животных или растительных мотивов, предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств (главным образом прикладных);

3) Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Все эти определения во многом схожи между собой, так как они обращают внимание на важнейшие отличительные от других форм искусства особенности орнамента. Одной из этих особенностей является его ритмичность, редкая для других видов искусства геометрическая упорядоченность. Орнаметальные мотивы порой имеют правильную геометрическую форму, а в их расположении, связях господствует строгий ритм и симметрия.

В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов, выполняя при этом роль посредника между мирами. Часто, орнаментальные изображения служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.

Можно сказать, что знаковые изображения предшествовали появлению письменности, не потеряв в дальнейшем самостоятельного значения. Государственная символика и знаки современных фирм и начинают свою историю с древних изображений и магических символов.

Язык орнамента - загадка для современного человека. Но на самом деле, это загадка, зовущая к открытиям. Кто готов перешагнуть через первую границу таинственности и непостижимости, готов к другим препятствиям и неожиданностям, всегда поджидающим путника в далеком путешествии.

Ключевыми идеями орнамента являются не только такие понятия, как ритм, упорядоченность, симметрия, заряд красоты, а также скрытый смысл, символизм, знаковость.

Ритмичное повторение и симметричное размещение геометрических фигур, элементов, контуров представителей флоры и фауны выглядит законченным образцом орнамента.

Исследователи орнамента считают, что он возник 15-10 тыс. лет до н. э.. Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим.

Состоял из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, спираль - развитие, движение и т. д.. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.

Цель орнамента определилась - украшать.

Символы, знаки, орнаменты - удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.Глава 1. Орнамент как одно из средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства.

Орнамент - язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б. А. Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».

Орнаментальное или знаковое творчество с глубокой древности развивалось в двух направлениях:

  • одно направление определяло положение орнамента в искусстве.

  • второе привело к возникновению письменности.

Орнамент, являясь декором, одновременно выполнял и коммуникативную функцию, оставаясь одним из способов кодирования, хранения и передачи информации.

Известный исследователь В. Стасов утверждал, что «у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».

В странах Востока искусство орнамента получило наиболее широкое развитие, и связано это, в первую очередь с древними традициями, а также запретом ислама на изображение живых существ. В изобразительном искусстве Казахстана, искусство орнамента было доминирующим, начиная с образования Казахского ханства вплоть до конца XVIII - начала XIX вв.


  1. История развития казахского орнамента.


Прикладное искусство - один из основных разделов казахской этнокультуры. Изделия прикладного искусства являются носителями информации о древней культуре народа. Еще в дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего прикладного искусства дают объективные сведения о прошлой жизни казахов. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок, украшены орнаментами.

Если говорить на языке орнаментов, то много еще не раскрытых тайн хранят они. В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы страны отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии.

В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша - паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.

1.2. История развития украинского орнамента.

Украинский орнамент своими корнями уходит в глубину веков и представляет собой языческие символы той эпохи. В трудные времена становления человечества символика была чисто практической и утилитарной. Это были обереги, предназначенные для защиты своих хозяев от злых сил и природных катаклизмов. Со временем символы-обереги стилизовались и превращались по большей части в украшения. Но несмотря на всю стилизацию в любых орнаментах легко угадывается их практическое прошлое и верования древних славян.

На протяжении многовековой истории искусства вышивания прямое, непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Однако хотя орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.

  1. Орнамент в национальной одежде.

Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией.

Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами.

Одежду шили и из привозных материалов - шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.

Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды или предметом, который наносили узор, соответствовал материалу, из которого он изготовлялся. Наиболее распространенными из них были узоры в виде головы, рогов, копыт животных, лапок и клювов птиц и др.

Всякий цвет имел свою символику: голубой означал небо, белый - радость, счастье, желтый - знание, мудрость, красный - огонь, солнце, зеленый - юность, весну, черный - землю.

Всем видам казахского орнамента свойственны общие характерные черты:

  • равновесие между плоскостью, занимаемой фоном и узором,

  • симметричное расположение по вертикальным осям,

  • контурная четкость рисунка,

  • контрастная гамма красок.

Орнаментальное узоротворчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни казахов. Художественные национальные традиции, воплощенные в одежде находят свое место и в современной жизни.

Украинская рубашка вышиванка. Вышиванка - разговорное название традиционной украинской вышитой рубашки. Вышиванка - это один из символов украинской национальной гордости.

Много вариаций дизайна вышиванки было создано в XIX веке. Обычно их изготавливали из самодельного холста, которое ткалося на станке. Местные особенности обычно находили отражение в орнаменте рубашки. Каждая местность, даже каждое село отличалось самобытностью рисунка, узора. Особенное место среди этих показателей занимал орнамент - наиболее разнообразный способ украшения женской одежды. Орнаментация исполнялась техниками ткачества, набойки, вышивки, аппликации, художественного шва.

Несмотря на то, что в век глобализации национальные черты все больше стираются, смешиваются и теряют свою характерность, в памяти людей все же остаются эти символичные рубашки с колоритной национальной вышивкой.

Сегодня женская вышиванка может быть разной - для нее характерно светлое полотно с ярко красным узором, в большинстве случаев с цветочным или геометрическим мотивом. Но не только красный цвет используется в орнаменте - в некоторых местностях используется также синий цвет. В современной интерпретации на вышиванках можно заметить преимущественно цветочный узор - маки.



© 2010-2022