Статья на тему Понятие и сущность педагогической технологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Янчукова Ольга Петровна

2. МБОУ «Октябрьская школа №1» , Республика Крым

3. Учитель начальных классов


ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1. Понятие и сущность педагогической технологии.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педа гогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

•Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалъко).

•Педагогическая технология - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

•Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

•Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

•Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1)научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  1. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых обучения;

  2. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В.П. Беспалько, В.С. Блум, М. В. Кларин, И. Мараев и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделигь признаки, присущие педагогическим технологиям: диагаостичгюе преобразование, результативностъ, экономичность, адгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация.

Диагностичиое целеобразование и результативность как признаки педагогической технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени.

Следующая группа признаков (алгоритмируемость, проекти руемость, целостность и управляемость) отражает различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий. Признак корректируемости предполагает возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. В этом смысле признаки корректируемости, диагностичного целеобразования и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий.

Наиболее полной классификацией педагогических технологий является классификация Г. К. Селевко, который выделяет следующие педагогические технологии:

по уровню применения: общепедагогические; частнопредметные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические;

по ведущему фактору психического развития: биогенные;

социогенные; психогенные;

по ориентещии на личностные структуры: информационные (знания, умения, навыки - ЗУН); операционные (способы учебной деятельности - СУД); формирования (сфера действенно-практическая - СДП);

по характеру содержания и структуры: обучающие / воспитательные; общеобразовательные / профессиональные; гуманистические / технократические;

по организационным формам: классно-урочные / альтернативные; индивидуальные/ групповые; дифференцированное обучение;

по подходу к ребенку: авторитарные; личностно ориентированные; технологии сотрудничества;

по преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно - иллюстративные; развивающее обучение; проблемнопоисковые; саморазвивающее обучение; информационные (компьютерные);

по направлению модернизации существующей системы:

  1. НА ОСНОВЕ ГУМАНИЗАЦИИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ

а) педагогика сотрудничества

б) гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.

в) система Ильина Е.Н. - преподавание литературы как предмета формирующего человека.

г) адаптивная система образования.

  1. НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

а) игровые технологии,

б) проблемное обучение.

в) итенсификация обучения па основе схемных и знаковых моделей материала (В Ф. Шаталов).

г) коммуникабельное обучение - иноязычная культура.

  1. НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

а) перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении,

б) уровневая дифференциация.

в) дифференцированное обучение.

г) обучение по интересам детей.

д) индивидуализация обучения.

е) программирование обучение

ж) коллективный способ обучения.

з) групповые технологии.

и) компьютерные технологии.

  1. НА ОСНОВЕ, ДИДАКТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РЕКОНСТРУИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛА.

Укрепление дидактических единиц. Теория поэтапного формирования умственных действий. 5. ПРИРОДОСООБРАЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 6.ТЕХНОЛОГИЯ АВТОРСКИХ ШКОЛ.

по категории обучающихся: массовая технология; компенсирующие; технологии работы с одаренными и др.

Данный обзор педагогических технологий, конечно, не исчерпывает всего богатства и многообразия идей и разработок педагогов-теоретиков и практиков. Вместе с тем он позволяет выделить специфику применения ПТ в образовательной практике и поставить вопрос о необходимости разрешения возникающих в деятельности каждого педагога противоречий между сложившимся опытом выбора и применения ПТ и их готовностью к соответствующей деятельности.

Литература:

1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.; Под ред. Е. С. Полат. - Москва: Академия, 1999.

2.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - Москва: Народное образование, 1998.


© 2010-2022